Если распространение церковных товаров за свечным прилавком не является торговлей, а всего лишь формой пожертвования, то почему сумма этого пожертвования строго фиксирована? Почему бы нам не убрать ценники из храмов? Оказывается, сделать это не так просто как кажется на первый взгляд.
На уходящей неделе, Церковь выиграла иск, поданный против нее Обществом защиты прав потребителей, усмотревшим в прихрамовой торговой деятельности, развернувшейся на территории главного собора страны, нарушение российского законодательства. Мы уже писали о том, что значительная часть этой деятельности реализуется не Церковью, а коммерческими организациями, которым площади цокольного этажа храма Христа Спасителя сдает в аренду московская мэрия, в чьей собственности и пребывают многочисленные подземные помещения собора. (В том числе и те, где так не к стати расположились мойка и ювелирный салон).
Относительно собственно церковных лавок, недавний суд признал, что реализация свечей, молитвословов и крестиков – не является коммерческой деятельностью. О чем неоднократно заявляла и Патриархия. Дело в том, что законодательство Российской Федерации, в этом случае, действительно выступает на стороне Церкви, видя в прихрамовой торговле лишь форму пожертвования, когда добавочная стоимость распространяемых товаров считается не коммерческим доходом, а благотворительным взносом «покупателя», добровольной жертвой на церковные нужды.
Если обратиться к текстам законов, ключевыми тут окажутся статья 251-я Налогового кодекса РФ и 17-я статья Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Первая, устанавливает перечень источников дохода, не учитываемых при налогообложении. Именно она выводит из-под налогов доходы, полученные религиозной организацией от «реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения» и суммы переданные Церкви «в связи с совершением религиозных обрядов».
17 статья закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в свою очередь разрешает религиозным организациям производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио и видеоматериалы, равно как и «иные предметы религиозного назначения», даруя религиозным организациям, кроме всего прочего, преимущественное право учреждать предприятия по производству этих самых предметов.
Истец не смог доказать «нерелигиозное» назначение крестиков и шкатулок, реализуемых в храме Христа Спасителя, но по следам вспыхнувшего скандала общественность столкнулась с новым вопросом: насколько вообще пожертвованием может быть товарный обмен, реализуемый по фиксированной цене, напечатанной на ценнике? Мнения относительно этого вопроса разделились даже в церковной среде.
«Кончено, если мы продаем крестики или книги за деньги – это торговля, ну кого мы с вами обманываем, когда называем это пожертвованием? Если есть четкая цена – это не пожертвование, — признается протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма московского Живоначальной Троицы в Хохлах и телеведущий. – Называть такую торговлю жертвой можно только для того чтобы обойти налоги. В нашем храме крестики и литература не продаются за свечным прилавком. Исключение делается только для самых необходимых книг вроде молитвослова», — подчеркивает он.
В храме Троицы в Хохлах, действительно не торгуют даже свечками: возле коробки с ними нет ценников. Только небольшая копилка с прорезью. Каждый, кто захочет взять свечу может опустить в прорезь столько, сколько посчитает нужным. «Мы всегда жили за счет свободных пожертвований и материально от этого никогда не страдали, — говорит отец Алексий. — Правда и богатыми мы никогда не были. Денег, как правило, хватает только на неотложные расходы, не больше и не меньше».
В храме Живоначальной Троицы нет прейскуранта за требы. «Мы даже не знаем, кто сколько и за что кладет в наш ящичек для пожертвований. Но таинство не имеет цены, о каких ценниках тут может быть речь?» — удивляется один из самых уважаемых в столице пастырей.
С молитвословами и цепочками сложнее. «Распространять их за свободное пожертвование не получается, — объясняет отец Алексий. — Потому что книги мы покупаем у издателей по фиксированной цене, ведь книга это продукт, и она имеет свою определенную и реальную стоимость. В идеале, те товары, которые подлежат продаже, должны продаваться, но эта торговля просто не должна быть связана с храмом. Пускай церковная лавка или магазинчик будет располагаться поблизости, но не в самом храме».
В чем-то согласен с ним и другой известный столичный священнослужитель протоиерей Федор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке. «Если пожертвование будет меньше той стоимости, которую храм заплатил за книгу производителю – это будет уже никакое не пожертвование, потому что община будет тратить деньги из своего кармана. Такое распространение превратится в убыток, а не доход для храмового бюджета, — говорит он. — Себестоимость свечей настолько мала, что любое пожертвование за нее в целом будет превышать затраты на ее производство и покупку в несколько раз, поэтому часто свечи и распространяются без ценников. Для любого нормального человека это никогда не было секретом. Я всегда знал это, даже будучи еще школьником, когда приходил в храм. Сама свечка стоит копейки, и стоимость эта не имеет никакого отношения к тому ценнику, который возле свечки стоит».
На правах епархиального архиерея, и умерший уже патриарх Алексий, и нынешний Патриарх Кирилл неоднократно просили столичное духовенство заменить свечные ценники на свободное пожертвование – но не везде это удалось сделать. В храме отца Федора ценники пока висят, не смотря на многочисленные просьбы патриархов.
«Когда-то давно мы пробовали отказаться от ценников на требы, — рассказывает отец Федор. — Но после того, как я пару раз расплатился с хором из своего кармана, потому что некие молодожены решили не платить за венчание вовсе, теперь я прошу всех желающих обвенчаться — сперва договорится с хором, потому что для профессиональных певчих, это работа, и они не будут петь бесплатно, а уж сколько молодожены пожертвуют сверху это я оставлю на их совести».
Возвращаясь к книгам, он как, и отец Алексий подмечает, что перед тем как положить книгу за свечной ящик, ее нужно сперва купить. «Если у вас есть меценат, готовый купить книги и просто пожертвовать их храму — такие книги можно распространять хоть бесплатно», — подчеркивает отец Федор. Он не готов отказаться от распространения книг, но не потому, что приход в этом случае потеряет в доходе. А по идеологическим соображениям: «Если книги убрать вовсе, это подорвет не бюджет храма, а важнейшую из церковных задач – задачу духовного просвещения, – убежден отец Федор. — В уставе нашего храма написано, что как религиозная организация мы имеем право распространять литературу. И я настаиваю, что для Церкви это традиционная деятельность, ведь на протяжении многих веков она была чуть ли не единственным хранителем книжной культуры на Руси. Мы всегда занимались этим, а стало быть, будем заниматься и в будущем». «Я помню как моя мама, в советское время, от руки переписывала Евангелие, чтобы дать кому-то почитать, Библию было тогда практически невозможно купить. Мы можем отказаться от дохода с церковных книг, я думаю, что это даже было бы неплохой идеей, — предлагает он. – Ведь можно распространять книги по той же цене, по какой мы купили ее у издателя, но отказаться от самой книги никак нельзя, это было бы грубой ошибкой, книга для нас это не товар, на котором мы зарабатываем, а инструмент просвещения».
Впрочем, отказаться от наценки на книги могут только те приходы, где есть дружная приходская община, подчеркивает отец Федор, община которая способна самостоятельно содержать храм, ремонтировать его, брать на себя попечение о приходских проектах, оплачивать коммунальные услуги. «Храмы платят за коммунальные услуги и электричество по тем же ставкам, что промышленные предприятия, — говорит отец Федор. — Эти тарифы намного выше тех, по которым начисляют плату физическим лицам или даже культурным учреждениям. В год сумма коммунальных платежей для среднего городского храма может превысить миллион рублей! А ведь нужно еще и реставрировать помещение, содержать хор, клир, молодежные программы, воскресную школу,— подводит неутешительный итог священнослужитель. «Государство передало Церкви руины, и Церковь в течение последних двадцати лет на пожертвования прихожан восстанавливает эти руины. Церковь содержит многие памятники архитектуры, которые по-прежнему находятся в государственной собственности, — подчеркивает отец Федор. — Поэтому нет ничего странного, что мы имеем некоторые льготы и наши пожертвования не облагаются государственным налогом».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Насколько богата Церковь, или Повседневная жизнь сельского батюшки в начале XX века Как жили священники в начале ХХ века: цифры, факты, воспоминания и чеховский рассказ «Кошмар». Сельский «поп-мироед» из советской пропаганды на самом деле был вынужден занимать у кулака, чтобы снарядить детей в школу, крестьяне торговались из-за треб, а если дом священника сжигали бунтовщики, то это была трагедия для семьи: восстанавливать его было не на что.
Протоиерей Александр Борисов: главный «храмоборец» – равнодушие Храму свв. бессребренников Космы и Дамиана в Шубине мэрия недавно разрешила построить колокольню. Этого права приход добивался более 10 лет, пройдя и споры с местными жителями, и письма протеста, и волокиту. Настоятель протоиерей Александр БОРИСОВ рассуждает, что мешает открывать храмы, и почему они особенно нужны не только в центре, но и в спальных районах Москвы
Церковь будет контролировать «концертный репертуар» в цоколе храма Христа Спасителя Как сообщил нашему журналу председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества прот. Всеволод Чаплин, любые мероприятия, которые проходят в зале церковных соборов на цокольном этаже храма Христа Спасителя, будут теперь обязаны пройти церковную экспертизу
На месте столичных промзон построят 17 храмов Московские чиновники рассказали Патриарху Кириллу о ходе реализации программы «200 храмов». Под храмы найдено более 200 участков, участки подбирают таким образом, чтобы каждый москвич имел храм не далее чем в километре от своего дома
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Деревня, которая не вымирает Бросить все и уехать в деревню» — если вас время от времени посещает такая мысль, отправляйтесь в Ступино Архангельской области. Это как раз то, что нужно измученному цивилизацией жителю мегаполиса. Кругом тайга, до ближайшего населенного пункта 60 км, и в самой деревне — никаких признаков вырождения. Здесь кипит жизнь, и почти треть населения — дети.
Свастика в поддержку «Pussy riot»: как защитить храмы от вандализма? Протоиерей Дмитрий Смирнов рассказал – как будет защищать свой храм, пострадавший недавно от хулиганства, а его прихожане поделились своими мнениями о произошедшем. Забор предложено отмыть, а храм оснастить системой видеонаблюдения
Церковная реакция на дело Пусси Райот: замирение возможно? Сегодня в канцелярию Его Святейшества было передано письмо православной интеллигенции с просьбой о ходатайстве за участниц скандальной панк-группы. Инициатор письма филолог Александр Кравецкий убежден, что общая интонация его письма — примирительная. Одновременно с неожиданным одобрением церковной реакции на ход процесса выступил адвокат обвиняемых Марк Фейгин
Кладбище — территория жизни Сельский погост — не только кресты, холмики да вечный покой. Здесь бурлит скрытая от посторонних глаз жизнь. Тут есть свои герои, свои мифы и законы, здесь идут баталии и совершаются открытия. На зиму кладбище засыпает
Кто отбирает поликлинику у детей? На этой неделе телеканал РЕН-ТВ выпустил в эфир передачу, в которой обвинил Церковь в захвате детской поликлиники на Ленинградском проспекте. Мы решили разобраться – что на самом деле стоит за этой историей
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
Православие в Киргизии: с оглядкой на «большую Россию» Киргизская епархия — это всего 25 храмов и один женский монастырь. Русское население в Кыргызстане неуклонно сокращается и сегодня составляет не более 13%. Чем живут православные в Киргизии и чего ждут от России?
Планы «реформации» Церкви: взять все, да и поделить В нашумевшей статье предлагается упразднить Патриархию и превратить Русскую Православную Церковь в конфедерацию независимых приходов. А к чему это могло бы привести на практике?
Мураново: священник и прихожане построили памятник жертвам Беслана Недалеко от усадьбы Тютчева в подмосковном Мураново разбит парк памяти детей-заложников, погибших во время Бесланской трагедии. Создаются и другие мемориалы: в честь участников Афганской и Чеченских войн и в честь священников, убитых в мирное время. Над ними трудятся настоятель и прихожане усадебного храма, а накануне 1 сентября местные школьники провели парке субботник. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Протоиерей Всеволод Чаплин открыл арт-центр при храме 29 марта в храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве открылся арт-центр. Очередная попытка диалога Церкви с современными художниками? Тщательно отфильтрованное «ручное» и «диетическое» искусство? Или узаконенное авторитетом протоиерея Всеволода Чаплина хулиганство?
Православная Африка: христиане из племени масаи В настоящую африканскую экспедицию отправился корреспондент "НС", чтобы встретиться с христианами из племени масаи и помолиться в православном храме на границе Кении и Танзании, у подножия горы Килиманджаро
Как сделать свечки бесплатными Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев выступил с критикой потребительских отношений между клиром и мирянами в православной Церкви. В его статье для НС обсуждается возможность сделать все требы в Церкви по-настоящему бесплатными, установить фиксированное членство в приходе и перенести бремя ответственности за материальное состояние прихода на самих прихожан. «Нескучный сад» проводит опрос активных прихожан: готовы ли они содержать свой приход
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.