Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Святые Константин и Елена: иконы и портреты

№0'0000 Культура  03.06.13 11:03 Версия для печати. Вернуться к сайту

Равноапостольные мать и сын, утвердившие христианство, Константин и Елена – святые, которые на иконах изображаются символически, а не так, как они выглядели на самом деле. Показываем и их прижизненные изображения с портретными чертами, и иконописные.

Колоссальная мраморная голова императора Константина Великого, Рим, IV в.

Конечно, речи не идет о том, чтобы менять иконописный подлинник. Свв. Константин и дальше должен изображаться с бородой, которую он не носил, а святая Елена в тяжелых средневековых одеждах византийской царицы.

Условность их изображений – это аргумент в пользу того, что икона – не портрет, и у иконописца нет задачи в деталях срисовывать лик с фотографии, как зачастую происходит сегодня, например, с иконами новомучеников.

Так облик современника благочестивых императоров свт. Николая Чудотворца передан на византийских и русских иконах довольно точно, а вот другой святой IV века Амвросий Медиоланский, согласно подлиннику, будет изображен с длинной седой бородой. Он, умерший в 57 лет бывший римский чиновник, носил небольшую бородку.


Фрагмент статуи молодого Константина из Йорка, III в., Йорк, Музей графства Йоркшир.

Голова колосса Константина Великого, Нью-Йорк, Метрополитен-музей

Бюст императора Константина из Ниша

Фрагменты колосса Константина Великого, IV в., Рим, Капитолийские музеи

Фрагмент статуи Константина Великого, Рим, Капитолийские музеи, IV в.

Статуя св. Константина Великого, Рим, базилика Сан-Джованни ин Латерано

Современный памятник св. Константину в Йорке, Великобритания, восходит к римским статуям императора. Памятник установлен в этом городе потому, что здесь в 306 г. будущий объединитель государства был провозглашен императором

Монета 313 г. На ней император Константин изображен вместе с языческим божеством Непобедимым Солнцем (Sol Invictus)

Более поздняя монета с изображением св. Константина Великого. На обратной стороне изображен штандарт императора, т.н. «лабарум» с монограммой Христа, пронзающий змею.

Статуя императрицы Елены, IV в., Рим, Капитолийские музеи


Фреска потолка императорского дворца в Трире, IV в., Трир, Музей диоцеза. Ряд историков считает ее портретом св. Елены. Фреска входит в композицию портретов приближенных императора Константина, среди которых идентифицирован портрет его жены Фаусты

Монета с изображением св. императрицы Елены. IV в.

Cвв. Юстиниан и Константин предстоят Божией Матери с Младенцем Христом. Мозаика вестибюля воинов, Собор Святой Софии, Константинополь, XI в. Равноапостольный Константин изображен как основатель города, со стенами в руках.

Как видно, в мозаике иконописец стремился передать индивидуальные черты облика императоров. У святого Константина можно найти много общего с античными статуями, так же как и у Юстиниана с равенскими мозаиками.

Св. царь Константин со знаменем в виде Креста на коне. Миниатюра Псалтири Теодора к словам «Дал еси боящимся Тебе знамение» (Пс. 59, 4). Константинополь, XI в., Лондон, Британская библиотека. Фото: www.ruicon.ru

Свв. Константин и Елена. Роспись Мартириевской паперти Софии Новгородской. Последняя четверть XI в. Собор начали возводить в 1045 г. как раз в день памяти равноапостольных. В «Истории древнерусской живописи» искусствовед Владимир Сарабьянов отзывается об этом уникальном произведении искусства так: «Такая манера письма, напоминающая произведения книжной миниатюры, не находит прямых аналогий ни в древне¬ русской, ни, более широко, в византий¬ской монументальной живописи, что по¬ родило множество различных мнений о происхождении и о времени создания этого изображения. Между тем, типично комниновский тип ликов Константина и особенно Елены, четкость и изыскан¬ность рисунка, указывают на то, что данное произведение никак не может быть выведено за пределы культуры ви¬зантийского мира».

Равноапостольный Константин. Мануил Панселин, фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в. Как видно, здесь святой изображен совершенно иначе, чем в константинопольской и новгородской мозаике: он становится похож молодого византийского императора в более поздней короне.

Cвв. Константин и Елена. Феофан Критский. Фреска. Метеоры (Николай Анапафса). 1527 г.

Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В этом изображении делается попытка передать детали облика святых. Святая Елена значительно старше сына, Константин с лабарумом в руках. Стремление передать детали позднеримских одежд, характерно для увлечения античностью и археологией в XIX в.

Cвв. Константин и Елена. Икона. Новгород. XV в.

Первый Вселенский собор. Василий Суриков, эскиз росписи Храма Христа Спасителя в Москве, 1876 г. И в этой фреске отчасти передаются одежды IV в., но св. Константин (на троне) с окладистой бородой. Фото: www.xxc.ru

Свв. Константин и Елена. Икона. 20 век, Россия.