Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Своими глазами: Патриарх Кирилл в Киеве

№0'0000 Жизнь в Церкви  30.07.12 05:00 Версия для печати. Вернуться к сайту

26-28 августа по уже сложившейся традиции Патриарх Кирилл посещает Киев, где в эти дни украинцы, русские и белорусы вместе празднуют день Крещения Руси. Уже в четвертый раз в Киеве прошло заседание Священного Синода, а главными праздничными событиями стали богослужения — молебен 27 июля на Владимирской горке и литургия 28 июля в Киево-Печерской лавре.

Солнышко в Киеве жарит усердно: в облачениях духовенству тяжело, сестер милосердия и благочестивых тетушек спасают белые платочки, а некоторым голову напекло — в этом году хоть и немногочисленные, но крикливые противники визитов Святейшего Патриарха усерднее, чем прошлым летом, лезли в кадр с эпатажными выходками.


Патриарх не допускает и намека на то, что эксцессы и акции недовольных станут основной темой, заметной в дни визита: Церкви есть чем заняться. Вечные, как Крещение Руси, или по крайней мере старые, как вопрос о мощах царственных страстотерпцев, темы нужно каждый раз прилагать к новому дню.

Снова о «екатеринбургских останках»
В четвертый раз летнее заседание Священного Синода проходит в Киеве. Перед его началом Патриарх сообщает: будет назначена дата следующего Архиерейского Собора (и он намечен на начало февраля 2013 года), будут образованы новые епархии (и через несколько часов в Русской Православной Церкви стало на 10 епархий больше, всего их теперь 235), а также Синод рассмотрит информацию о следственном деле Николая Соколова по расстрелу семьи царственных страстотерпцев. Ожидалась новая ясность в вопросе об отношении Русской Православной Церкви к захороненным в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге останкам:
— Я бы хотел сказать об очень важной информации, которая поступила к нам из Нью-Йорка и которая связана с обстоятельствами кончины царской семьи. Полагаю, что эти обстоятельства помогут нам определить свою позицию, в том числе по делу так называемых «екатеринбургских останков». Я представлю вам соответствующие материалы, мы должны будем это обсудить и принять необходимое решение, — сказал Святейший Патриарх, не уточняя, о какой информации идет речь.

Последней темы ждали с наибольшим нетерпением: архиерейские соборы проходят регулярно, епархий с 2009 года образовали 85 штук, а вопрос о почитании или непризнании «екатеринбургских останков» остается не до конца решенным, болезненным для всех верующих. И именно с последней темой вышел казус: оказалось рано не только пересматривать отношение к этому захоронению, но и озвучивать, что же такое сообщили Священному Синоду из Русской Православной Церкви Заграницей. Тема не попала в журналы Синода даже в формате краткой справки типа «информация поступила, информацию постановили изучать».

Постановление Синода от 26 февраля 1998 года по-прежнему остается в силе: «Оценка достоверности научных и следственных заключений, равно как и свидетельство об их незыблемости или неопровержимости, не входит в компетенцию Церкви. Научная и историческая ответственность за принятые в ходе следствия и изучения выводы относительно „екатеринбургских останков“ полностью ложится на Республиканский центр судебно-медицинских исследований и Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Решение Государственной Комиссии об идентификации найденных под Екатеринбургом останков как принадлежащих Семье Императора Николая II вызвало серьезные сомнения и даже противостояния в Церкви и обществе».

Тогда Русская Православная Церковь сформулировала 10 вопросов к правительственной комиссии, занимавшейся идентификацией останков, однако на большинство из них не получила вразумительных ответов. Это и вопросы о полном сожжении если не всех, то по крайней мере некоторых тел (императора Николая и врача Боткина), о состоянии зубов «черепа императора», об отсутствии костной мозоли на черепе Николая Александровича, которая должна была остаться после покушения в Японии в 1891 году, и др. Не вынося однозначного суждения «это не они», Церковь отпевала похороненных в Петропавловской крепости людей со словами «их же имена Ты, Господи, веси». Признать эти останки за мощи не представляется возможным, и Дом Романовых, готовящийся в 2013 году праздновать 400-летие с дня восшествия на престол, вполне доверяет Церкви в этом вопросе.

Директор канцелярии Дома Романовых Александр Закатов сообщил, что при реконструкции стены храма в Брюсселе были извлечены свинцовые цилиндры с запиской об истории этих вещественных доказательств. В свинцовых цилиндрах содержатся стеклянные сосуды с землей с Ганиной Ямы. «В сосудах — земля, глина, смешанная с жировыми выделениями, которые остались при сжигании тел. Это дает некоторый генетический материал для новых исследований», — считает Закатов. Неизвестно, рассматривалась ли на Синоде информация именно об этих «брюссельских колбах».

Над днепровской купелью
Чтобы пройти на Владимирскую горку, люди взбираются по крутой улице с Европейской площади. Здесь есть и те, кто не собирается подниматься на молебен: на площади голодают противники регионального статуса русского языка на территории Украины и машут флагами два десятка недовольных визитом Патриарха Кирилла в Киев.

Пара фольклорных казаков (не в форме, просто полуголые, зато с длинными оселедцами-чубами и усами), женщины с плакатами, мужичок с мегафоном, центр композиции – удочка с выкрашенной серебряной краской «калошей». Здесь «благодарят» Ксению Собчак «за гражданскую позицию», а своим «патриархом» называют Филарета Денисенко (плакатов с его портретом, кстати, в Киеве не меньше, чем приветствий в адрес Святейшего Патриарха, а 28 июля «филаретовцы» проводят крестный ход по Киеву).

На два десятка протестующих приходится три десятка журналистов: сейчас они отснимут хамские плакаты и пойдут на молебен на Владимирской горке.
— Почему вас так мало? — спрашивают протестующих.
— Да платят мало, — неожиданно откровенно отмахиваются они.

Местные батюшки, не оглядываясь, проходят мимо пикета на Владимирскую горку. И только когда после молебна казаки отправляются затыкать рты «филаретовцам», начинают разнимать: мол, не поддавайтесь на провокации. Впрочем, до мордобоя и задержаний дело не дошло (лавры девицы, получившей за свою «акцию» в аэропорту 15 суток, никого не привлекают).
— Мы верим, что, несмотря на языческие соблазны мира сего, продолжая дело святого равноапостольного великого князя Владимира, мы будем идти вперед, будем стремиться горЕ, потому что человек, не устремляющийся к небу, обречен на то, чтобы пресмыкаться на земле, — обращается к собравшимся Патриарх.

Богомольцев на Владимирской горке не много, но и не мало: ровно столько и может быть в рабочий день на ежегодном, уже не воспринимающемся как уникальное богослужении. Немного настораживает, что собравшиеся не очень мирны друг ко другу: в каждом, кто говорит по-украински, подозревают «засланного казачка» сторонников автокефалии или «патриарха» Филарета, паломники-одесситы упрекают всех остальных за недостаточную ревность и благочестие и ставят в пример известного своей принципиальностью митрополита Одесского Агафангела. Возникающие на пустом месте споры быстро переходят во взаимные оскорбления. Рефрен о молитве за врагов только добавляет сцене напряжения.
— Почему людей пришло меньше, чем несколько лет назад? — спрашиваю женщин, приехавших на Владимирскую горку в четвертый раз.
— За эти годы кто умер, кто заболел, а молодежь соблазны отвлекают и СМИ отвращают, — поясняют одни (впрочем, молодежи на горке довольно много).
— Если бы не автокефалисты… — сокрушаются другие.
— Да нас тут больше, чем в прошлом году! — парируют третьи.


— Наш Патриарх Кирилл! Наш Патриарх Кирилл! — скандирование при встрече Патриарха заглушает песнопения.
— Сегодня для многих, как и для древних язычников, православная вера является бременем неудобоносимым. Некоторым кажется, что она связывает их личную свободу, что она требует невозможного, что она мешает жить в свое удовольствие, по голосу плоти, — эти слова Патриарха по окончании молебна могут служить ответом на вопрос о количестве богомольцев.
В 2009 году такой же молебен на Владимирской горке Патриарх Кирилл запомнился свидетелям первого патриаршего визита нового Предстоятеля нашей Церкви в Украину.

Литургия единства
28 июля Святейший Патриарх возглавил служение Божественной Литургии на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры и возложил цветы к памятнику Вечной славы на Могиле неизвестного солдата и мемориалу жертв массового голода.


На Литургию в Киево-Печерской лавре в субботу собрались представители всех Поместных Православных Церквей. Прихожан было гораздо больше, чем накануне на Владимирской горке: выходной, да и жара в 9 утра гораздо менее интенсивная, чем в обед. Многохвостая очередь на исповедь, люди с цветами, дети...

- Ваше посещение, несомненно, укрепит нашу веру, даст надежду и поможет работать Господеви со страхом, - благодарит Блаженнейший Митрополит Владимир Предстоятеля и сразу приглашает приезжать поскорее еще: дети своего отца всегда ждут.

Люди плотно стоят в тени каштанов, как овечки в отаре, и слушают проповедь о Евангельском чтении - об овцах, знающих голос своего Пастыря.

- Те, кто жил в деревне и кому приходилось пасти овец, знают, что это не очень умные животные. Ими трудно управлять, - реалистически замечает Патриарх. - Почему же Господь назвал овцами Свою паству? Конечно, не потому, что Его паства глупее других, но потому, что любой человек несоизмерим силой ума с величием и могуществом Божиим. Мы все, люди земли, - овцы пред Богом.

Евангельские овцы знают голос своего Пастыря и не идут за чужаком. А современные овцы частенько путают, за кем идти, и выбирают зов, усиленный средствами массовой информации, ссылками на человеческую силу, знания и логику.
- Есть еще один голос, который мы часто слышим вместо голоса Божиего. Это голос плоти, голос греха. Мы отзываемся на этот голос и идем за ним, не ведая, что творим... Овцы устремляются туда, куда устремилась одна, не думая, бегут по пути, который может привести к гибели. Это психология стада: делай, как другие, не слушая никого и ни о чем не размышляя.

Среди праздников, которые отмечали в Лавре в этот день, - и установленный накануне Священным Синодом Собор Киевских святых (куда вошли и равноапостольный князь Владимир, и священномученики и исповедники Киевские, и Киево-Печерские преподобные), и двадцатилетие предстоятельского служения Митрополита Киевского Владимира. О решении Харьковского собора 1992 года сохранить единство с Русской Православной Церковью и общение со всем мировым Православием Святейший Патриарх говорил как о судьбоносном выборе.

- Вы учите свою паству собственной жизнью, и жизнь эта лучше всего свидетельствует о Вашей вере и уповании. Ваш жизненный подвиг, мужество, мудрость и богатейший пастырский опыт — вот похвала, которая красноречивее любых наших слов, - говорил накануне Патриарх Митрополиту.