На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Общество №3 (20)'2006

Свобода-мачеха


Версия для печати
28.03.06, 13:16

Человек на выходе из зоны - как солдат на полосе препятствий. За годы отбывания наказания большинство теряют связь с близкими. На воле их не ждет никто, кроме тех, кто сам связан с преступным миром,- говорят специалисты. -- Чтобы интегрироваться в общество, необходимо восстановить документы, найти работу, жилье, преодолеть собственные пороки и навыки к преступной жизни.
Центр реабилитации для бывших заключенных создан по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета 5 августа 2003 года. Расположен в 70 километрах от Минска, в д. Любча Борисовского района Минской области. Руководитель -- референт митрополита по организации тюремного служения Игорь Романовский. Программа епархиального реабилитационного центра решает следующие задачи: восстановление утраченных документов; предоставление временного жилья, обеспечение предметами первой необходимости; духовно-пастырского окормление; организация трудовой деятельности (трудотерапии); помощь в трудоустройстве.
Со дня создания Центра через него прошли 75 бывших заключенных, из которых лишь двое вернулись в места лишения свободы. При Центре действует храм в честь Крестителя Господня Иоанна, где по воскресным и праздничным дням проходят богослужения. Духовником Центра является старший тюремный священник Белорусского экзархата протоиерей Василий Литвинко. В настоящее время в Центре проживает 7 человек, мест -- 10. В месяц приходит в среднем 15 писем от заключенных с просьбой о принятии их. После окончания строительства жилых помещений готов будет принять до 30 человек. Тел. 8 (10375-29) 633-91-04.


У ворот зоны

По данным специалиста общероссийского общественного движения «За права человека» Оксаны Дзера, 30% освободившихся россиян не имеют паспортов. На руки выдается лишь справка об освобождении с ограниченным сроком действия.
Нет паспорта, нет постоянной работы. Чтобы восстановить паспорт, нужно где-то зарегистрироваться. Но если никто не хочет тебя регистрировать? Есть общественные организации, которые помогают восстановить документы. Но это время нужно где-то жить и что-то есть. В Москве с временной регистрацией, трудоустройством и восстановлением документов помогают ночлежные дома, но они только для москвичей. В Нижнем Новгороде -- областной реабилитационный центр (для всех прибывающих, но число мест ограничено). А что делать тем, кто жил в других городах и областях, у них нет возможности добраться до ближайшего реабилитационного центра или они вообще ничего не знают об этом?
Общественные и государственные организации, оказывающие помощь освободившимся заключенным в восстановлении документов:

1. Москва, Общероссийское общественное движения «За права человека» ,
Москва, Малый Кисловский переулок, дом 7, помещение 21.
Станция метро "Арбатская".тел. (495)202-22-24, 291-62-33,
Помощь в восстановлении документов
2. Москва, «Комитет за гражданские права» ,
Москва, пр-д. Шокальского, д. 61 к 1тел. 478-95-15,
Помощь в восстановлении документов
3. Нижний Новгород, «Нижегородский областной реабилитационный центр» .
Адрес: 603116 г. Н-Новгород, ул. Гордеевская, дом 3/5, Тел. (8312) 41-54-40, 41-97-73
Помощь в восстановлении документов, питание, гостиница, одежда.
4. С.Петербург, «Ночлежка»,
Адрес: С.Петербург, Синопская набережная, 26.Время работы с 10.00 -18.00 (перерыв с 14.00 - 15.00, кроме субботы и воскресенья). Прием вещей и одежды для бездомных.
Тел. (812) 974 84 42
факс.(812) 274 12 04
Электронная почта: egorov_m@mail.ru, office@homeless.ru
Помощь в восстановлении документов, питание, гостиница, одежда.
5. Пермь, «Центр социальной адаптации»
Адрес: г.Пермь, ул. Красина, 27. тел. (342) 21-26-44, 22-97-90.
Помощь в восстановлении документов, питание, гостиница, одежда.
6. Казань. «Центр социальной адаптации»,
адрес: Казань, ул.Милицейская, д.75
тел.(843)555-25-49, 554-54-84
Помощь в восстановлении документов, питание, гостиница, одежда, бесплатное медобследование и медпомощь.
7. Архангельск. «Социальный приют для лиц без места жительства»
адрес: г. Архангельск, ул.Попова, д.40, тел. (8182) 65-74-69
Помощь в восстановлении документов, питание, гостиница.
Смотрите также справку подкомиссии по работе с бездомными Комиссии по церковной соцальной деятельности


Но даже если ты восстановил документы или получил их на выходе из зоны, где жить и что делать с угнетающей душу депрессией, с нежеланием работать, как обуздать мысли о красивой жизни, когда в кармане нет ни гроша, как восстановить к себе доверие окружающих людей?
По данным главного информационно-аналитического центра МВД РФ, 30% преступлений совершают ранее судимые.
Неужели нет выхода? По официальным данным, в России в местах лишения свободы создано 699 православных общин. Всего колоний и тюрем в России 971, то есть как минимум 72% их охвачено православными священниками.
Первая возможность для исцеления своей души предоставляется уже в местах лишения свободы. Но этого не достаточно. Нужны реабилитационные центры за пределами зоны, где бы поддерживали бывших осужденных, создавали для них благожелательную среду, возобновляли трудовые навыки, омогали социальной адаптации. Об опыте такого центра в Белоуссии - наш рассказ.

Крест-указательНа заснеженном повороте с трассы Минск--Борисов к дер. Любча стоит деревянный крест. «В Белоруссии такая традиция, -- поясняет Игорь Романовский, руководитель реабилитационного центра, -- крест сообщает путнику, что дальше будет храм, где его примут, накормят и обогреют». В воображении возникает белокаменное сооружение, с высокой колокольней и с золотыми куполами в центре села. Но в действительности храм оказывается едва заметным с дороги, деревянным, невысоким и очень смиренным. Может быть, он и должен быть таким, храм Иоанна Предтечи, в стенах которого молятся люди, еще недавно отбывавшие сроки за преступления.
Две избы смотрят через дорогу друг на друга подслеповатыми оконцами. В сараях хрюкают свиньи и мычит корова. Недостроенные, но уже под крышей, будущая гостиница, административный корпус с часовней, коровник. В скирду сена уткнулся культиватор. Нет помпезной вывески, кричащей издали, что это и есть центр реабилитации. Поражает оглушительная тишина, деревня в 70 дворов словно вымерла.
-- По сути так и есть, зимой здесь человек 25-30 живет, пенсионеры, -- Игорь уже загнал машину в гараж. -- До ближайшее «живого» поселка Зембин, с населением более 1000 человек, три километра. Получается, центр наш и не в гуще «суеты мирской», давящей привычными соблазнами, но и не на отшибе. В любой момент можно сгонять за продуктами или в больницу. На мой взгляд -- это оптимальное расположение, «золотая середина».

Договор с государством
13 лет назад Романовский и не помышлял, что станет основателем и руководителем такого центра. Своя станция техобслуживания, деньги, стабильность. О том, что его партнеры угоняли автомобили и разбирали их на запчасти в его же мастерской, он узнал только в камере предварительного заключения. «Светило» 10 лет тюрьмы. «Я представил себе дальнейшую жизнь и понял, что пропаду. И тогда всем существом своим взмолился Богу, чтобы Он помог мне выбраться из этой истории. И представьте себе, ночью открывается дверь в мою камеру, и мне говорят: «Выходите, вы свободны». Милиция задержала настоящих преступников и с меня сняли все подозрения. С этого момента у меня зародилась мысль о том, что нужно как-то помогать оказавшимся в заключении, а лучший способ – привести их к Богу».
Идея центра у Игоря оформилась после того, как он прочитал книгу о Доме трудолюбия Иоанна Крондштатского. Руководящего опыта набирался, служа по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета экономом в монастыре. Проект центра представил сначала митрополиту Филарету, а затем министру внутренних дел Белоруссии Владимиру Наумову. Кстати, министр очень заинтересовался проектом и взял его выполнение под личный контроль. На средства благотворителей приобрели дом в дер. Любча.
Между МВД республики и Минской епархией был заключен договор, по которому технические вопросы распределялись между департаментами министерства.
Строительство центра взял на себя департамент исполнения наказаний. Департамент финансов и тыла занимается проектированием комплекса зданий. Это же ведомство оказало помощь в приобретении сельскохозяйственной техники и домашнего скота, продуктами. Сотрудник департамента охраны занимается оформлением документов подопечных (для этой работы, а так же медицинского обследования бывших заключенных в районной больнице МВД даже предоставило центру автомобиль), т.к. сами они решить вопрос восстановления документов не могут. Обычные паспортные столы (если только в городе нет реабилитационного центра при исполкоме) всячески уклоняются от возобновления документов бывшему осужденному, пересылая его от инстанции в инстанцию, говорит Романовский.
По договору с районной больницей подопечные Центра проходят диспансеризацию. «Если у кого-то возникают проблемы со здоровьем, его могут подлечить,-- рассказывает Игорь. Ведь 80% ребят – инвалиды. Болеют по большей части туберкулезом в закрытой форме. Но бывает и хуже. Один наш парень лежит там сейчас с открытой формой туберкулеза. Покупаем лекарства, возим в больницу, вобщем, лечим».
Срок реабилитации -- от 3 до 6 месяцев. За 3 месяца обычно восстанавливаются документы. Если подопечный хочет, то может остаться работать в местном СПК (сельскохозяйственный производственный кооператив -- нынешнее название белорусских колхозов). Вопрос предоставления жилья и прописки решает сельсовет. Как сказал председатель СПК «Зембин» Михаил Капитоненко, им постоянно требуются рабочие руки. «Но пока в СПК задержался только один (недавно погиб от несчастного случая), было еще трое, но поработав немного, уехали. Еще один парень устроился в соседней деревне Швабы, а в свободное время служит пономарем в местном храме», -- говорит Игорь.

КонтингентИгорь Романовский читает письма из зон«С Игорем я познакомился, когда он приехал к нам в зону,-- рассказывает Вадим. -- Он собрал всех желающих в зале, представился референтом митрополита и после вступительного слова на тему покаяния с примерами из жизни святых, рассказал нам о центре. Те, кого это заинтересовало, задержались после лекции и смогли задать вопросы. Игорь расспросил, кто и что собирается делать после освобождения, где жить и работать. После этой беседы я задумался о своем будущем и понял, что этот центр -- единственное место, где я мог бы спастись от алкогольной зависимости. Из-за нее я собственно и оказался в местах не столь отдаленных, хотя когда был ребенком, в храм ходил и даже алтарничал. Дедушка у меня был верующим, оклады для икон из металла делал. Унаследовал от него это мастерство, появились деньги, закрутила разгульная жизнь, а потом -- пропасть».
«Таких, как Вадим, у нас половина,- говорит Игорь. Вместе с духовником центра (старшим тюремным священником Белорусского экзархата протоиереем Василием Литвинко) в течении 10 дней изучаем все документы осужденного: личное дело, характеристика от воспитателя, психологический портрет, составленный психологом колонии, рекомендательное письмо от начальника колонии. После чего принимается решение о приезде бывшего осужденного в Центр. Преимуществом пользуются те, кто входил в тюремную общину и получил рекомендацию тюремного священника».
Судьба многих подопечных подобна судьбе Андрея. Ему 28 лет, мать отказалась от него, когда ему было 2 недели, рос в интернате. Выйдя из зоны, пришел домой, но жена (хотя у них двое детей) успела найти себе другого мужа. Андрей попытался восстановить документы, его везде «отфутболивали». Без паспорта не мог найти работу, какое-то время скитался по квартирам друзей и знакомых – женщины, вино. Его нашли в парке, истекающего кровью. «Я специально забрался в самую гущу кустарника, вскрыл вены и скоро потерял сознание. Очнулся в больнице. Там пожилая медсестра, что ухаживала за мной, посоветовала прийти в храм. Так я и познакомился с Игорем. Раньше к вере я был равнодушен, а теперь молитва необходима для меня как пища, только духовная. Мне хорошо здесь, никуда не хочу уезжать. Я все время чем-то занят (он следит за животными и готовит еду). Хотел бы вновь создать семью, но пока на это нет сил», --говорит Андрей.
«Четыре дня в неделю я провожу в Центре, 3 дня дежурю в епархии и езжу по колониям, -- продолжает Игорь. -- Если человек приходит в наш отдел «с улицы», то подробно расспрашиваю его: кто он, откуда, где сидел, кто рекомендовал обратиться к нам и проверяю всю эту информацию. И мы вместе с батюшкой уже принимаем решение, брать его или нет. С кем только не работаем, наши подопечные сидели за убийство, насилие, грабеж, мошенничество, воровство».

Дом трудолюбия
Когда все формальности соблюдены и подопечный приехал в Центр, он подписывает договор, обязуясь соблюдать установленные в Центре правила -- внутреннего распорядка, трудовых обязанностей и т.д. Подъем в 6 утра, отбой в 23.00. Обязательная молитва утром и вечером по 15 минут, в 18.00 -- чтение канона Иоанну Предтече. Обязательно и посещение воскресных или праздничных церковных служб. Личное впечатление: вся жизнь подопечных, словно натянутой струной, пронизана молитвенным упованием на Бога. Свободное время с полдевятого вечера. Для досуга есть хорошая фильмотека с православным содержанием. И неплохая подборка духовно-нравственной литературы.
Рабочая неделя здесь шестидневная. Работы -- на строительстве центра, на огородах и в поле (в этом году под зерно для скотины центр берет 30 гектар земли), в земинском СПК. Сейчас там трудится трое подопечных -- столяр, тракторист, сторож (лишь те, кто имеет документы). По договоренности с СПК центр оказывает помощь во время уборочной, сенокоса, уборки камней и т.д., а так же помогает местным пенсионерам пахать огороды и убирать урожай. Зарплату на руки подопечные не получают. Отчислив с нее все налоги, СПК расплачивается продуктами питания, кормами, а бывает, и списанной сельхозтехникой.
Подопечные Центра живут в небольших комнатах по двое. Выцветшие обои, старая мебель, забывшие про краску потолки, но в углу -- полки с иконами, лампадки, аккуратно заправленные кровати, под ногами половички -- порядок. Вместо двери в комнату -- занавеска. В печке потрескивают дрова. На печной плите всегда большая кастрюля с горячей водой. Удобства на улице.
Пища простая, без сладостей (каша, картошка, щи). Во время поста в меню отсутствует только мясо, молоко на столе есть всегда. Сейчас строят круглогодичную теплицу для огурцов и помидоров, планируют взять еще 5 коров.
По словам Игоря, да и самих подопечных, серьезных конфликтов внутри коллектива не возникает. Нет для этого почвы -- делить нечего, все в одинаковом положении. Но бывают претензии к руководителю индивидуального плана.
Петр прожил в Центре два месяца, а потом попросил заплатить ему за работу. «Но мы же обговорили все условия, когда ты только приехал к нам, -- сказал Игорь. -- Что тебя еще не устраивает, кроме невыплаты денег?». «Режим: подъем, отбой, без разрешения никуда пойти нельзя, тут не плюй, там не кури! Как в тюрьме!» -- «Хорошо, ты вправе расторгнуть договор и уехать». -- «А документы?». Получишь через месяц, когда они будут готовы в паспортном столе». «И таких у нас было человек пять», -- вспоминает Игорь.
Отличительной чертой всех подопечных является глубокая депрессия, поскольку даже освободившись, они по-прежнему остаются отверженными обществом. «Их психика разрушена, они смотрят на мир через призму ненависти. И в то же время очень чутко реагируют на пренебрежение к себе. Вывести их из состояния глубокого уныния можно только заинтересовав трудом, -- размышляет Игорь. – К примеру, вырастил он на грядке овощи, это его радует. А если будет излишек, который можно продать, то можно что-то для себя купить: продукты, сладости, вещи. Это важный психоэмоциональный и воспитательный процесс. Человек видит, что все блага он получает через труд и таким образом ему предоставляется возможность вернуться в социальную среду».

Виртуальная вера
Но все же главная задача работы Центра, по мнению Игоря, -- формирование в душе каждого подопечного основы, которая поможет ему выстоять в борьбе с искушениями. «К этой работе каждый человек призван Богом и мы сообща работаем над этим», -- поясняет мой собеседник. Главных духовных проблем три.
Первая -- двуличие, двойная жизнь. В зоне осужденный все время пытается уйти от правил, установленных администрацией, считая их незаконными. Живя в Центре, он по привычке тоже норовить схитрить. «Был у нас такой -- Денис. И в церковь тюремную ходил, и с «блатными» связи свои не порывал, -- рассказывает Романовский. -- Сам он из детдома. Он очень нуждался в элементарном человеческом участии и получал это от священника и своих братьев в храме. Однако на путь духовного и нравственного возрождения так окончательно и не встал. Как уклонялся в тюрьме от труда, так и здесь стал врать и уклоняться от работы. Ребятам говорит, что его в СПК на пасеку вызвали, а пасечнику, что я ему срочную работу дал. А сам время болтается по деревне, неизвестно чем занимается. Но страсти требуют денег. Стал брать наш трактор без спроса и зарабатывать на нем в ущерб Центру (и тайком выпивать, с девицей какой-то развлекаться) или просто кататься. Когда я запретил ему, он разбил на тракторе стекло и угнал его. Его задержали, дали срок за воровство. На суде он так и не признал свою ошибку. Объяснил: «Я взял трактор, потому что брал его всегда». И среди моих подопечных 80% так живет, но только больше никто не попадается, потому что не обманывает так грубо. Чтобы стимулировать их первыми рассказывать о нарушениях в мое отсутствие, сказал одному между делом, что прощу, если человек придет и сознается, что оступился. Об этом тут же все узнали и теперь они приходят и рассказывают все сами».
Вторая проблема -- отсутствие навыка к труду. Ведь в тюрьме заключенный жил на всем готовом. Это приводит к тому, что он начинает требовать от других все необходимое для своей жизни. И все время недоволен чем-то.
«Докопаться до сути можно только через доверительную беседу, -- считает Игорь. -- Например, приходит Андрей и просит деньги на сигареты. В процессе разговора выясняется, что он хотел бы еще купить закуску и бутылку водки, распить с друзьями (а ведь за пьянство подопечные отчисляются из Центра). Постепенно я подвожу его к мысли, что если он будет потакать своим желаниям, то пропьет всю зарплату, а завтра ему нечего будет есть. И объясняю, что это не является нормой жизни, что норма -- это труд для себя и других. Посмотри, как вокруг в деревне люди живут, в 4 утра встают, целый день трудятся, это норма жизни каждого нормального человека. За это его уважают. И в Центре ты как раз для того, чтобы овладеть своими страстями, в данном случае -- к винопитию. Эта страсть тебя от труда отвратила и довела до тюрьмы. Надо научить человека осознавать скрытую причину своего недовольства, владеть ею, а не подчиняться слепо. Но потерпи немного, говорю, будет праздник, я куплю бутылку хорошего вина и мы все вместе отметим этот день».
Третья беда -- «виртуальная» вера. В зоне осужденный стеснен во всех смыслах, претерпевает пренебрежительное отношение от окружающих и администрации. Либо смиряется с этим скотским состоянием, либо ищет нишу, где может себя проявить. В тюремной Церкви к нему относятся вежливо, никто его не стесняет, а наоборот стараются помочь ему раскрыть внутренний потенциал: через Бога, через молитву и покаяние. Иногда человеку кажется, что он начинает исправляться, глубоко верить, он чуть ли не начинает практиковать Иисусову молитву. И не понимает, что к этому ему подходить еще рано. И с этим самомнением он выходит на волю, но сталкиваясь с реальностью, его вера рушится, потому что жизнь требует от него доказательств этой веры.
Был тут один «постник». Сердитый все время ходил, всех осуждал, рядом с ним никто стоять не мог, тяжело очень было. «Вы в день три раза по 15 минут молитесь? Это не для меня. У меня четки есть. Я по ним 200 молитв должен вычитывать минимум». Хорошо, говорю, с нами читаешь молитвы, потом в своей комнате правило вычитывай. Или ходи молиться на источник, там вообще никто не мешает. Прошло две недели. Приходит ко мне и падает в ноги. «Игорь, отпусти меня, я здесь жить не могу, на части разрывает!». Выяснилось, его душит блудная страсть, причем до такой степени, что зубами скрежещет. И молитва ему не нужна, все мысли о вине и женщинах. Я его не отпускал, а он сбежал».
«В местах лишения свободы признак истинной веры: возлюбить тот закон, который им руководит,- продолжает Игорь. - Это означает исполнение всех требований администрации, режима содержания, что для них очень тяжело. У заключенных присутствует очень сильная ненависть к администрации из-за режима.
Но ведь христианин должен всякую власть почитать.
Осужденные молятся по 6 часов в день, а входишь в храм и видишь, здесь все как в зоне. Например, один ненавидит брата своего за то, что тот ходит к баптистам. Книги они читают поверхностно, да еще начинают воинствовать. Хотя вся жизнь и внутренняя и внешняя призывает человека к покаянию.
Но он-то хочет руководить, наставлять другого, сам не смиряется, стремясь подчинить себе другого силой. Это еще один пример виртуальной веры. Это проявление все тех же воровских традиций, которые слегка прикрыты внешне христианским обличием».

Негладкий путь
Главные проблемы центра на сегодня такие: недостаточное число сотрудников Центра, из-за чего дисциплина подопечных остается шаткой. Люди, только что вышедшие из заключения, не способны к самоорганизации. Например, если отправляются в лес за дровами, то необходимо заранее распределить их роли: кто деревья пилит, кто сучья рубит и т.д. в противном случае начинается выяснение отношений по принципу: кто больше живет в Центре, тот и имеет право приказывать другим. Хотя новичок, может быть, лучше знает дело, потому что весь свой срок валил лес. В итоге работа стоит. Есть и такие, кто в отсутствие Игоря ничего не делает (по принципу: инициатива наказуема), если тот не успел загрузить его работой. И все время самооправдание. Другой пример. Без руководителя проявляется «блатная» привычка превосходства над ближним. Один говорит другому -- «иди, топи печь». -- «Так я вчера топил!». -- «И сегодня топи, и завтра будешь топить, раз я тебе сказал». При этом каждый знает, что за рукоприкладство его тут же отчислят из Центра. «Для разрешения таких проблем я использую проповедь после совместной молитвы. Специально подбираю в Евангелии места на эту тему и разъясняю не на прямую, а косвенно, их ошибки», -- говорит Игорь.
Особенность Центра -- в индивидуальном подходе руководителя к проблемам каждого подопечного. И доверие их друг к другу, что не купишь не за какие деньги. «Иногда я вижу, что меня обманывают и по уставу должен был бы выгнать этого человека, -- признается Игорь. -- Но если я буду подходить формально, то не смогу достучаться до их сердца, моя работа станет бессмысленной».

Игорь Романовский сформулировал несколько рекомендаций тем, кто только начинает подобную деятельность:

1. Начиная такую работу, нельзя впадать в состояние самообольщения: сейчас возьмемся и все получится. Она потребует напряжения всех ваших сил: и душевных, и физических.

2. Подписывать договор с вновь прибывшим лучше через 2-3 дня по его приезду (когда он отоспится и придет в себя). Потому что поначалу, (намыкавшись) он готов подписать все, лишь бы остаться, а потом возникает недовольство.

3. Забота «о хлебе насущном» (вся хозяйственная деятельность, направленная на содержание Центра) не должна закрывать собой главной задачи -- религиозно-нравственного возрождения человека. Восстановление социальных связей (жилье, прописка и т.д.) -- очень важно, но не это главное. Главное -- привести человека к покаянию, научить жить с Богом. Для этого необходимы доверительные, искренние отношения с руководителем, когда подопечный не боится открыть ему свою душу.
Вам придется вникать во все перипетии его души и вместе распутывать «клубок» внутренних противоречий и сомнений. При этом необходимо помнить, что хотя их души жестоки и грубы, они чувствуют малейшую фальшь.

4. Для тех, кто действительно готов работать над собой, необходим более длительный период реабилитации -- год, а то и полтора, т.к. ранее подопечные Центра не имели ни устойчивого социального положения (воспитывались в детском доме, в неблагополучных семьях), ни нравственных норм, ни трудовых навыков и умений.

5. Необходимо противостоять агрессивному искушению окружающей среды, где принято за все услуги расплачиваться бутылкой. Для это работает тот же принцип доверительной беседы: кто предложил водку, когда, что подопечный при этом почувствовал, почему он сумел отказать, что он почувствовал во время отказа и т.д.
Такой разговор подвигает его к самоанализу, когда затаенная страсть выводится на «белый свет» и он ее осознает, а значит может ей управлять.

Алексей Реутский
Автор благодарит руководителя Санкт-Петербургской общественной организации "За гражданские права" Бориса Пантелеева за помощь в подготовке материала

Cм. также интервью И.Романовского сайту Милосердие.ru

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.