Вкусные постные продукты дорогие, а на одной картошке и макаронах современный городской человек не протянет, поэтому Великим постом честнее не стремиться к изыскам постной кухни, а смиренно есть дешевые сосиски... Оправдана ли такая точка зрения?
К сожалению, в дни Великого поста, мы не так много времени и сил уделяем тому, чему надо – делам милосердия, церковным службам, сугубым молитвам, для нас – простых людей, обремененных детьми и ненормированными работами, пост получается скорее временем продуктового ограничения.
И тут сталкиваются друг с другом две крайние позиции. С одной стороны, есть те, которые по несколько дней ничего не едят – с понедельника по пятницу «сухоядение один раз вечером», они не употребляют в пищу даже подсолнечного масла, кроме субботы и воскресенья (приемов пищи – не больше двух). И те, кто призывает не делать из постной еды культа, и свести пищевые ограничения к минимуму.
О первой категории постящихся говорить не буду. Эти люди, наверное, подвижники, и их мера большинству из нас не подойдет. Поговорим о тех, кто постится просто, отказываясь от мяса и молочных продуктов. Казалось бы, сейчас пост не должен составлять проблемы – свежие фрукты и овощи, морепродукты и всевозможные соевые заменители молока.
Но обычные люди не могут позволить себе ежедневных постных блюд с мидиями, раковыми шейками и омарами. Наша еда для этого времени – макароны, картошка, хлеб, булки и прочие углеводы. Результат налицо: лишние килограммы, тяжесть вместо необходимой легкости. Получается, что в пост происходит еще большее разделение церковных людей на имущих и не очень. Легкие салаты с рукколой и авокадо и свежие фрукты – для одних, и макароны с кетчупом для других. Где же справедливость?
Мне кажется, что есть две проблемы, которые связаны так или иначе, с этими пищевыми рефлексиями. Во-первых, мы живем в эпоху такого изобилия, что, от переизбытка всего, у нас несколько «сносит крышу». Казалось бы тогда, когда нам надо радоваться тому, что мы можем купить (пусть нечасто и немного, но все таки иногда можем) какие-то продукты, о которых наши родители и не помышляли, мы огорчаемся, что кто-то покупает их чаще.
Во-вторых, почти ни у кого из нас нет семейных, многолетних и, тем более, вековых традиций соблюдения постов. У нас мало кто готовится к постам с лета, мало кто маринует грибы и варит варенья, квасит капусту, мочит яблоки и солит огурцы. А ведь это доступно, недорого и вполне может скрасить постный стол и заменить экзотические закуски с ананасами.
Когда мне говорят о том, что поститься тяжело и невозможно, я вспоминаю свое детство. Ко времени поста мама, получавшая заказы как многодетная, скапливала овощные консервы, отдельные банки летних заготовок также ждали своего часа весной, с наступлением Святой Четыредесятницы.
Да, мы ели рис и гречку, а также большое количество салатов из моркови, капусты и свеклы. Мама делала пироги и варила компоты. А потом в Москве появились смеси замороженных овощей и ягод. Помню тогдашнюю радость православных хозяек – можно тушить рагу, и варить супы, и готовить овощные пловы.
В конце марта, на прилавках продуктовых магазинов появлялись первые огурцы – длинные, но дивно пахнущие чем-то свежим, новым. Мама поджаривала на постном (том еще, пахнущем) масле черный хлеб, солила и клала сверху кружочки огурца. Смешно, конечно, при современных наших гастрономических привычках звучит, но это было очень-очень вкусно.
Странно, но определенные блюда у меня напрочь ассоциируются с временем поста. И не потому, что они невкусные, просто так сложилось. Мама моя готовила всегда очень хорошо, и воспитывала детей, и ходила на работу, кстати. И разговоры о том, как заняты люди сейчас против того, что было 20-30 лет назад, по меньшей мере, спорны. Да, тогда раньше уходили с работы, но при этом, стояли в очередях, вручную стирали и мыли посуду не просто в раковине, а не посудомоечной машине, но хозяйственным мылом. Но это не мешало тем, кто тогда, в 1970 – начале 1980-х, пришел в храм, соблюдать пост, ограничивая себя в мясе и молоке, а не рассуждать о средиземноморских корнях поста, а потому его неприспособленности для нас, о прибавленных к телу килограммах.
В годы моего детства и юности, о которых мне вспомнилось сегодня, родители читали нам описание поста Иваном Шмелевым. Тогда мне казалось описание это – праздником. Повзрослев, я узнала про лубочные картинки, про выдуманные сюжеты и т.д., но все-таки переживание этого периода, пускай детское и наивное, осталось. Недаром герой Шмелева, газами которого мы видим эти картинки из мира потерянного, утраченного, маленький мальчик.
Сейчас лично мне не так важны жаворонки из теста в день памяти Сорока мучеников Севастийских. Скажу больше – я могу обойтись и без кулича на Пасху. Но я понимаю, что это все очень важно детям. Наш годовой круг включает в себя и определенную еду тоже. И тогда, когда мы не можем похвастаться ничем другим, хочется, чтобы хоть такие традиции были в нашей жизни. Определенный семейный уклад складывается из мелочей, и небольшие съестные ограничения вряд ли серьезно подорвут наше здоровье и/или бюджет.
Мы очень привыкли к комфорту. Вся наша жизнь направлена на достижение его – просторное жилье, красивая одежда, вкусная еда, положительные эмоции, регулярный отдых и т.д. Но пост – это ведь не просто определенная диета или вегетарианство из-за жалости к животным, это неудобство, которое мы сознательно претерпеваем, стараясь не очень кидаться при этом на ближних.
Мой духовник не раз говорил мне о том, что Православие – это «умирание каждый день». Я – человек мыслящий буквально и довольно примитивно, и знаю точно, что «умирать», сжимая сосиску в руке, у меня не получится.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Рождественский пост: рецепты Завтра начинается Рождественский пост. Мы предлагаем начать готовиться к нему заранее и уже в первый день приготовить что-нибудь вкусное и полезное, а потому публикуем рецепт постного обеда. Следующие выпуски рецептов будут выходить каждый понедельник
Бог и вегетарианство Нередко современные люди в контексте бесед о посте спрашивают: как относится церковная традиция к поеданию животных и к вегетарианству? Отвечает священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края
Масленица: блины, млины и трудоножки Масленица — это значит блинное объедение. Кажется, что блины на Руси ели всегда. Правда, как рассказал «Нескучному cаду» известный повар Максим СЫРНИКОВ, многие годы занимающийся изучением и реконструкцией блюд традиционной русской кулинарии, до А. С. Пушкина история об этом умалчивала
Из кухни - с любовью У Юрия Макеева необычная биография: он жил и в Москве, и в деревне, в одиннадцать лет выращивал бычков и кроликов, потом учился и в ГИТИСе, и в кулинарном колледже, работал поваром и актером. Но еще более необычен он сам — человек, который умеет найти искусство в повседневной жизни, который создал свое дело — первый и единственный в Москве «Театр вкуса», где главная идея — не культ еды, а дом, семья, традиции и любовь.
Рецепты для Нового Года Новогодний стол – постный. Означает ли это, что он непременно скучный? Вовсе нет! Предлагаем вам подборку новогодних рецептов.
Рецепты Максима Сырникова: Рождественский стол по-русски Известный кулинар Максим СЫРНИКОВ многие годы занимается изучением и реконструкцией блюд подлинной национальной русской кухни. Для «Нескучного сада» он рассказал, как приготовить к рождественскому столу жареного гуся, бараний бок с кашей, архангельские козули и многое другое
Максим Сырников: профессор кислых щей Представьте, что на праздничном столе вместо салата оливье и мяса под майонезом вам предлагают жидкость из кувшина, по цвету напоминающую творожную сыворотку, и что-то непонятное, обложенное ломтиками соленых огурцов. Кушайте, не сомневайтесь! Это не сыворотка, а «кислые щи», а в соленых огурцах прячется «тельное из окуней». У повара, который все это приготовил, для вас еще много сюрпризов
По лаврским закромам Корреспонденты «НС» побывали на кухне Троице-Сергиевой лавры — одного из крупнейших православных монастырей России. Есть предание, что основавший ее преподобный Сергий завещал кормить в ней всех приходящих и нуждающихся. Чем питаются монахи и насельники монастыря сегодня? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры.
Православный Родос: чудотворная икона, миссионерский монастырь и Библия в фресках Сезон отпусков в самом разгаре. Если вы любите совмещать активный и пляжный отдых, остров Родос просто создан для вас. Античный мир, великая Византия, город рыцарей-крестоносцев, турецкое владычество, итальянцы ХХ века, православная Греция - все это вы найдете там. А сравнительно небольшие размеры острова (около 70 км в длину и чуть больше 30 в ширину) дают отличную возможность все это увидеть.
Святочная кулинария Рождеством заканчивается многодневный Филиппов пост, и начинаются почти двухнедельные Святки — время, когда посты по средам и пятницам отменяются. Чем, кроме консервативного оливье и жареной курицы, угостить свою семью и гостей так, чтобы кулинарный либерализм не заставил пожалеть о скучном, но проверенном? Традиции рождественской кухни народов мира с учетом российских реалий — доступности и цены — предлагает Нина БОРИСОВА, автор ряда кулинарных книг, составитель календаря православной хозяйки
Как устроен Великий пост? Почему ограничение в пище продолжается восемь недель, а Великий пост состоит из шести, чему посвящена каждая неделя поста и как получилось, что мы читаем Великий покаянный канон св. Андрея Критского дважды, рассказывает Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ
Канон преподобного Андрея: причем тут ближний? Чтение Великого Канона Преподобного Андрея Критского вводит нас в удивительный мир Библии. Удивительный по силе, удивительный по глубине, удивительный по вдохновению и по той красоте приближения к жизни каждого, что раскрывается нам в этих священных текстах. Своими мыслями о Каноне с нами поделился диакон Августин Соколовски, преподаватель Фрибургского Университета в Швейцарии и в Киевской Духовной Академии
Смех – не грех Есть ли ограничение на шутки в пост, как не осуждать и не обижать шуткой, что значит «посмеяться над бесами» – протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, настоятель храма Всех святых в Красном селе, продолжает размышлять о православном юморе и рассказывает свой любимый анекдот про ласточку
Кого считать путешествующим? Путешествующим разрешается не поститься. А кто считается путешествующим? Как далеко надо уехать, чтобы позволить себе нарушить пост? Отвечает иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Иваново-Вознесенской епархии.
О великом посте Современный мир стремится к раскованности. Современный человек желает найти неограниченные возможности для удовлетворения своих желаний. Церковь же оставляет возможность человеку быть несовременным. Люди Церкви в определенные дни (среда и пятница) или периоды года свои желания добровольно ограничивают. Такие ограничения и зовутся постом
Протоиерей Константин Островский: Поститься нужно по правилам, не можешь – кайся Если напишем новый Типикон «под себя», то гордо успокоимся, что строго соблюдаем устав, следующим шагом будет дальнейшее сокращение устава, – протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ комментирует вчерашнюю статью о том, что честнее, есть постные разносолы или простые мясные продукты
Встречи со священником Алексием УМИНСКИМ 5, 11 и 16 апреля в Издательском совете РПЦ издательство «Никея» проводит серию встреч с протоиереем Алексеем Уминским, посвященных темам покаяния, поста, богослужения.
Смысл поста: отказаться от привычного – стать свободным Нам пришло письмо читателя, который полагает, что в посте важна не воздержание от мяса и молока, а сам подвиг. Хоть бы даже прыгать каждый день на одной ноге. В точном же следовании правилам он видит не свободу во Христе, а солдафонство. Священник Феодор КОТРЕЛЕВ отвечает: придумать самому себе подвиг гораздо легче, чем отказаться от привычного.
На постном масле или о подметании ломом В редакцию НС пришло письмо от православного человека, который искренне не понимает смысла пищевого поста. И не потому, что неофит – как раз наоборот, этот наш читатель с детства был воспитан в Церкви и жил по всем ее правилам. Вопросы, на которые он не находит ответа, показались нам важными.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.