Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Сошествие Святого Духа на апостолов: редкая армянская миниатюра

№0'0000 Культура  19.06.13 07:38 Версия для печати. Вернуться к сайту

Почему на армянской миниатюре из Балтимора апостолы бурно жестикулируют и почему на ней изображен Павел, который в то время еще был врагом Церкви, рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА

Пятидесятница. Армянская миниатюра, XIII в.
Кликните для увеличения


«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деня. 2:1-4).

Так повествует книга Деяний апостолов о Сошествии Святого Духа. Таинственное это событие было обещано Спасителем перед Своим Вознесением на небо и исполнилось в день Пятидесятницы. Многие люди, пришедшие в этот день в Иерусалим, на праздник, стали свидетелями этого чуда. Исполненные Духа Святого, апостолы из боязливых стали смелыми, из малых великими. Простые неученые рыбаки получили способность вдохновенно проповедовать, знавшие только свое наречие, они заговорили на многих языках, так что люди из других народов понимали их. Это было столь удивительно, что многие даже спрашивали: «не напились ли они сладкого вина?». Действием Святого Духа апостолы преобразились, отныне они, облеченные силой свыше, будут проповедовать Евангелие по всему миру, до края земли. Но самое главное — в этот день родилась Церковь, которая есть залог нового человечества, Тело Христово, Корабль спасения.

Сошествие Святого Духа на апостолов изображали и на Западе, и на Востоке на протяжении всей христианской истории. В общих чертах иконография сложилась уже к VI в., но в каждой художественной традиции и школе были свои нюансы.

На армянской миниатюре XIII века из Евангелия, хранящего в собрании Музея искусства Уолтера (Балтимор, США), мы видим двенадцать апостолов, сидящих полукругом, а с небесного престола исходят лучи, в которых пылают огненные языки. В целом композиция традиционна, но армянский художник по-своему интерпретирует этот образ. Он показывает апостолов не чинно сидящими на седалищах, а возбужденно жестикулирующих. На верхних местах изображены первоверховные апостолы Петр и Павел. Мы знаем, что Павла не было среди апостолов в день Пятидесятницы, естественно, это хорошо знали и средневековые мастера, но традиция изображать именно этих двух апостолов во главе апостольского чина, древняя и она очень устойчива, потому что Петр и Павел олицетворяют полноту Церкви, ибо первый проповедовал евреям, второй — язычникам.

Внизу, в арке, изображены люди — это те, кто пришли в Иерусалим, к ним и была обращена апостольская проповедь, но они также символизируют и те народы, которым понесут Благую весть апостолы после Пятидесятницы. В русской традиции на этом месте обычно изображается т.н. царь Космос, аллегорический образ, олицетворяющий мир, просвещаемый Словом Истины. В греческой традиции нередко изображали народы в виде толпы людей в разных, порой экзотических одеждах. Надпись на армянском языке гласит: «парфяне, мидяне, эламиты», то есть, здесь названы те народы, которые, согласно книге Деяний слышали проповедь апостолов и понимали каждый свое наречие (Деян.2:9). Среди изображенный людей мы видим царя (он, с нимбом), возможно, это царь Трдат, провозгласивший христианство государственной религией Армении. Если это так, то резонно предположить, что монах, изображенный рядом с ним — это Григорий просветитель Армении. Тут же — некое темное существо, нашептывающее что-то в ухо монаху. Такая деталь встречается крайне редко, так что интерпретировать ее трудно. Но есть версия, что это искуситель, пытающийся отвратить людей от истинного пути. В богослужебных песнопений праздника подчеркивается соединение всех народов через истинную веру действием Святого Духа, и это событие противопоставляется разделению языков при строительстве Вавилонской башни.

Интересно решена и верхняя часть миниатюры. Престол, с которого нисходят на апостолов лучи благодати, изображен в виде резного трона, на котором лежит алая подушка, на нее положена белая ткань, а сверху — еще и красная. Престол символизирует Царство Небесное, на нем сидит голубь, символ Святого Духа, окруженный голубой мандорлой — сиянием славы. Лучи, исходящие от престола изображены в виде синих потоков, в которых сверкают белые блики и огненные вспыхивающие языки.

Композиция обрамлена красивой аркой на колонках с капителями. А над аркой изображены два прекрасных павлина — эти птицы традиционно олицетворяют рай. Птицы клюют плоды растений, произрастающих прямо из небесной тверди. Это также символ рая. Таким образом, армянский миниатюрист показывает нам чудо Пятидесятницы как откровение о Царстве Небесном.

Миниатюра необыкновенна красива по цвету: на золотом фоне словно самоцветы Небесного Града вспыхивают яркие краски — голубые, фиолетовые, зеленоватые, красные. Это праздничное великолепие призвано показать, сколь драгоценно духовное сокровище, которым одарил Господь Церковь через Святого Духа.