Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Школьный вопрос: «Нестадный» ребенок?

№0'0000 Семья и личность  17.10.08 13:23 Версия для печати. Вернуться к сайту

Дорогие родители!
Мы уже сообщали Вам о том, что на нашем сайте открывается новая рубрика: «школьный вопрос», в которой будут обсуждаться родительские вопросы, связанные со школой. Отвечать на ваши вопросы согласились преподаватели московской общеобразовательной школы «Знак».

ВОПРОС: Здравствуйте! У меня необщительный ребенок, и все мои знакомые и родственники считают, что это не нормально. А если ребенок так чувствует себя комфортно? Я неоднократно разговаривала с ним на эту тему, он мне ответил: «Мама, я по натуре не лидер, но и не "стадный", и подчинятся коллективу я не намерен.У меня есть свое мнение, и я его буду отстаивать». В школе учится он хорошо. С одноклассниками у него относительно нормальные отношения. Почему относительно нормальные? Дети разные, а он не любит конфликтов. Те, у кого "сила есть, а ума не надо", пытаются свое превосходство над ним показать кулаками и хамством. Да, иногда приходится свою честь и достоинство отстаивать кулаками, хотя я не сторонник этого. Ему 14 лет, так получилось, что дети – сверстники, с которыми он играл в детстве, уехали, а в классе он друга так и не нашел. Вернее, он дружил с мальчиком, а потом понял, что у них очень странная дружба. Тот мальчик хотел, чтобы мой ребенок подчинялся ему во всем. Как только он возражал -- они ссорились. На этом их дружба закончилась. Он мне как-то сказал: «Мама, лучше я буду один, чем с кем попало». Но я понимаю, что ему не хватает общения… Чтобы Вы посоветовали в данной ситуации?


Людмила



"Нестадный ребенок"


ОТВЕЧАЕТ Дмитрий ТЮТТЕРИН, заместитель директора по воспитательной работе общеобразовательной школы «Знак».

Здравствуйте, Людмила! Ваше письмо вызвало во мне противоречивые чувства. С одной стороны, хочется вместе с Вами порадоваться за мальчика. Какой он у Вас замечательный: с взрослой и самостоятельной позицией, с адекватной самооценкой, способный к самоанализу.

Но более детальное изучение письма меня насторожило. Из письма следует, что причиной его проблем всякий раз Вы называете посторонних людей: то дети в классе подобрались непорядочные, то друзья-манипуляторы понабежали. В общем, что бы не происходило – виноват кто-то другой, но никак не Ваш сын.

Попробуйте взглянуть на проблему с другой стороны – может, дело в том, что Ваш ребенок сам дистанцируется от других детей?

Меня, например, очень взволновало употребление слово «стадный» в негативном контексте. Как известно, Господь сравнивал себя с пастырем, а нас всех со стадом. Неужели плохо считать себя таким стадом? Неужели именно то, что ребенок Ваш отбивается от стада, Вы считаете добродетелью? Неужели действительно все дети вокруг недостаточно хороши для Вашего мальчика?

Жажда общения, как и жажда познания – естественная характеристика человека. Если в нем нет этой жажды – что-то привело к ее отсутствию. И это что-то необходимо устранить. К сожалению, материалов письма явно недостаточно, чтобы понять, что именно мешает Вашему ребенку дружить с другими детьми. Здесь я могу только посоветовать напрямую, проконсультироваться со специалистами, обратиться за помощью к священнику.

Но первое, что следует сделать - это поискать решение проблемы в себе и в своем ребенке. Вы же не сможете резко и в одночасье сменить весь круг общения. Не сможете изменить тот тип отношений, который принят в школе, дворе или где-то еще, где ваш сын бывает. Мне кажется, что если у вас получится поменять свой взгляд на эту проблему, то и проблема как таковая исчезнет.

Закончить же мне хочется словами преподобного Ефрема Сирина, которые, мне кажется, описывают выход из подобных ситуаций с удивительной точностью и лаконичностью. Он говорил: «В ком есть послушание, тот со всеми соединен любовью»

Ждем от вас вопросов, касающихся школьной жизни и обучения.