Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Школьный вопрос: Домашнее мучение
Дорогие родители! В рубрике «школьный вопрос», на родительские вопросы, связанные со школой, отвечают преподаватели московской общеобразовательной школы «Знак»

№0'0000 Семья и личность  12.12.08 13:40 Версия для печати. Вернуться к сайту

Моя дочь-пятиклассница сидит за уроками допоздна, говорит, что много задают. При этом когда я захожу к ней в комнату, она чаще смотрит в потолок или в окно, чем в учебник. Учиться она неплохо, но, по-моему, во время приготовления уроков много времени тратит впустую. Посоветуйте, как эффективнее делать уроки? Анна

Отвечает Дмитрий ТЮТТЕРИН, заместитель директора по воспитательной работе школы «Знак»:

Согласно нормам, домашние задания должны задаваться из расчета не более трети от пройденного на уроке материала. Соответственно, выполнение домашнего задания по одному предмету должно занимать около 15-20 минут. Однако сплошь и рядом слышны истории про детей, делающих уроки до одиннадцати -- двенадцати вечера. Это, как правило, связано с тремя основными причинами: отсутствием условий для работы ребенка, несформированным навыком самостоятельной работы и переутомлением. Все эти три фактора могут существовать как по отдельности, так и все вместе. Немного про каждый из них:

Комфортные условия на пределе нагрузокВсе сто раз слышали, что ребенок должен заниматься в тихом, проветриваемом и хорошо освещенном помещении, отдохнувший и сытый. Но на практике это далеко не всегда соблюдается. Ведь организация такого рода условий требует фактически изменения образа жизни, перестановки (а может и покупки) новой мебели и т.п. Однако эти «инвестиции» в вашего ребенка совершенно необходимы. Ведь приготовление домашних заданий -- это отработка навыка самостоятельной работы, одного из важнейших навыков, который поможет ему чего-то добиться и по которому, кстати, вашего ребенка в будущем оценят работодатели.

Выполнение работ при включенном телевизоре, недостаточном освещении или в нервозной обстановке может вполне привести к физическим и психическим расстройствам. Ведь во время самоподготовки ребенок работает на пределе своих умственных сил и воли. Хороший конструктор заботится, чтобы созданный им механизм именно на пределе своих нагрузок находился в комфортных условиях. Поэтому и родителю необходимо подобрать мебель, соответствующую росту ребенка, и поставить ее там, где светло и ребенка ничто не будет отвлекать.

И тут, кстати, последите за собой. Как часто вы сами отвлекаете ребенка от самостоятельной работы, желая помочь ему или прося о помощи? Время самоподготовки – тихий час во всем доме.


Если даже при соблюдении всех условий для нормального хода самоподготовки ваш ребенок все равно сидит, уткнувшись в пустой лист – у него не сформирован навык самостоятельной работы. Ругаться здесь бессмысленно. Равно как и выкрикивать абстрактные лозунги вроде: «Сосредоточься!» «Соберись!» «Подумай!». Поверьте, ребенок сам не в восторге от ситуации. С большим удовольствием он бы все сделал и бегал с друзьями во дворе. А так он смотрит на вас жалостливыми глазами, в которых читается: «Мама, я бы подумал, но ты объясни: как?!»

Конечно, косвенно в том, что ребенок не имеет навыка самостоятельной работы, есть вина школы, потому что сформировать его -- одна из ее задач. Однако трудно требовать от учительницы, у которой в классе 30 человек, чтобы она конкретно вашего ребенка научила работать. Тут пора включаться вам.

По-хорошему, нужно с самого раннего возраста заниматься формированием этого навыка, давая микроскопические задания на самостоятельность и делая это обязательно системно!

Учить работать самостятельно нужно также, как учить ходить, подбадривая и поддерживая, давая маленькие задания на минуту, на пять минут, постепенно наращивая их объем. Здорово будет, если вам удастся договориться с учителем и объем домашних заданий для вашего ребенка будет временно сокращен. Программу он догонит, а когда навык закрепится, то и перегонит многих сверстников.

И еще очень важна мотивация. Если учиться ходить ребенок начинает под воздействием инстинктов, то тут вам требуется изобрести какую-то свою мотивацию. Представьте это как игру или соревнования, где надо победить. Поставьте маленькие промежуточные финиши (сегодня одно упражнение, завтра два), но помните: все шаблонные варианты, как правило, не работают. И еще важно, чтобы мотивация лежала в близкой к учебе области. Обещание «сделаешь уроки -- пойдем в цирк» не годится. Во-первых, все мысли будут о цирке, а во-вторых, ребенок подсудно усваивает: цирк -- здорово, уроки -- скучная прелюдия перед ним. Также старайтесь не использовать запреты, вроде: «Никаких конфет, если не сделаешь уроки», потому что бывает так, что в сознании ребенка слово «если» куда-то девается и остается «нет конфет, нет уроков!»

Больше -- не всегда лучше
К сожалению, до сих пор многие родители оценивают школу по количеству домашних заданий – чем их больше, тем школа лучше. А ведь зачастую под большими заданиями скрываются или некомпетентность учителя, или отставание по программе, или желание переложить ответственность за отработку материала на родителей. В результате к четвертому - пятому классу, вместо здорового крепыша, бегущего вприпрыжку к школе, мы получаем бледную тень, которая еле волочит ноги от недосыпа. Хроническая усталость не дает ребенку сосредоточиться. Общее нервное возбуждение, вызванное страхом перед учителем и ответственностью, мешают заснуть. Уверенность родителей, что ребенок «достаточно загружен» вполне может обернуться расстройствами психосоматического характера (хроническими болезнями, бессонницей, тиками, энурезом).

Чтобы приготовление уроков проходило с наименьшими потерями для здоровья, можно посоветовать, чтобы во время занятий ребенок обязательно после 20-25 минут работы делал перерывы, переключался на какую-то другую деятельность. Например, поделали письменные уроки, затем почитали, затем немного подвигались, поучили стихотворение, снова пописали. Конечно, количество таких периодов, их продолжительность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста. Не стоит прерывать ребенка, который увлеченно и сосредоточенно решает задачу, просто потому, что положенные 20 минут истекли. Также важно понимать, что для 8-9 летнего малыша 20 минут -- это очень много. Понаблюдайте за своим ребенком, выделите то время, которое он работает эффективно и время, когда он начинает вертеться, отвлекаться.

И еще -- внимательно следите за здоровьем ребенка. Полубольной ребенок и не учится толком и не поправляется. Лучше долечить его и только потом отправлять в школу.
Помните, что согласно старой студенческой поговорке, «лучше синий диплом и красное лицо, чем красный диплом и синее лицо».

Господь посылает нам то, что нам по силам, также и мы, как любящие родители, не должны требовать с ребенка больше, чем он может выполнить. Учится должно быть трудно, но ребенок должен не расхотеть учиться, он должен быть счастлив.

Средняя общеобразовательная частная школа «Знак» основана в 1990 году. Это учебный комплекс, состоящий из школы, детского сада и групп раннего развития. Концепция образования школы «Знак» основана на Православии, кроме основных предметов здесь преподаются основы православной культуры. Школа декларирует себя как «школа для тех родителей и детей, кто с доверием относится к Православию». Духовник школы -- иеромонах Тихон (Батурин), клирик храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве.