На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Редакция Разное'2012

Пусть все номера будут разными
Материал газеты «Царкоўнае слова»


Версия для печати
27.10.08, 15:20

Восьмой год в Москве издается журнал о православной жизни с ярким, интригующим названием «Нескучный сад». Наравне с другими известными православными журналами, такими как «Фома», «Славянка», «Виноград», «Отрок», которые нынче не редкость в церковных книжных лавках и приходских библиотеках, «Нескучный сад», несомненно, является популярным и востребованным изданием.

О прошлом и будущем «Нескучного сада», о его целях и задачах рассказала белорусским читателям главный редактор журнала Юлия Данилова, побывавшая недавно в Минске в качестве гостя выставки «Пакроўскі кірмаш».


Когда берешь в руки этот журнал, сразу возникает вопрос: почему такое название? Что создатели хотят сказать словосочетанием «Нескучный сад»? И, перевернув первую страницу, читаешь возвышенные строки: «Нескучный сад — это образ прекрасного Божественного сада, в котором каждый человек, идущий путем милосердия и добродетели, является прекрасным и неповторимым цветком».

Однако на страницах журнала совсем не бывает стихотворений или художественной прозы. Это, скорее, документальная повесть, летопись наших дней, со страниц которой звучат голоса наших современников, которые искренне делятся своими мыслями и чувствами, промахами и достижениями, накопленными знаниями, — в общем, личным опытом жизни в Церкви, опытом веры, молитвы и деятельного служения ближнему.

Именно с темы служения начала свою встречу с читателями главный редактор «Нескучного сада», предложив аудитории поразмышлять над вопросом: нужны ли православные СМИ и чем они могут послужить верующим?

«С того момента, как Церковь получила свободу, прошло меньше 20 лет, — отметила Юлия Данилова. — И мы наблюдали этапы духовного возрождения — от некоего простого любопытства людей до первых попыток построить свою жизнь на христианских началах, войти в Церковь не только умом, но и на деле...

Так или иначе, но православие становится частью жизни наших современников. При этом мы знаем, что традиция религиозного воспитания была прервана, и среди нас очень мало тех, кто воспитывался в православных семьях. Поэтому решение многих вопросов, которые ставит перед нами повседневная жизнь, приходится начинать практически с нуля. И роль православных СМИ может быть очень конструктивной, если они будут нести читателем доброкачественную информацию о традициях церковной жизни, будут школой христианского подхода к действительности. Современные православные издания отличаются от святоотеческих писаний тем, что мы можем на живом опыте наших современников избежать некоторых практических ошибок и понять, как же на самом деле живет современный православный человек.

Журналисты могут организовать людей для помощи какому-то полезному начинанию. И очень важно, как мне кажется, чтобы наши журналы и газеты работали на создание православного общества, на налаживание контактов между разными православными начинаниями.

По моему убеждению, православные издания должны говорить не только о жизни в храме, ведь вся жизнь современного человека, в том числе профессиональная деятельность, нуждается в осмыслении с христианской позиции.

Совершенно неправильно думать, что православные люди — это странные маргиналы, которые мало что умеют и мало что могут. В православии есть большой интеллектуальный ресурс, который, к сожалению, не очень известен обществу. А нам уже сейчас есть что показать в Церкви — это талантливые священники, богословы, талантливые эксперты в разных областях культуры. И роль православных СМИ в том, чтобы предъявить их обществу.

Часто бывает так, что православные стремятся закрыться от мира, жить и общаться только в своей среде — это наиболее комфортно. Мне кажется, что православные издания должны этого избегать и в доступной, понятной форме нести миру слова христианской правды. Пусть эти слова будут бескомпромиссными, но они не должны быть во враждебном тоне. Мы не должны высказываться сухо и с раздражением в адрес нецерковных людей, здесь нужно умение с любовью говорить с разными собеседниками. Мы должны быть готовы терпеливо и, если это надо, многократно разъяснять свою позицию, даже если она вызывает раздражение и недоверие.

Есть такая популярная миссионерская ошибка — стремление показаться всем самыми успешными, модными, современными и не страшными. Мне кажется, это ошибочный ход. Православие должно являть миру не внешний глянец, а подлинную Христову красоту, внутреннюю красоту, святость».

Специально для газеты «Царкоўнае слова» главный редактор «Нескучного сада» ответила на несколько вопросов.
— Юлия, расскажите, пожалуйста, какова история создания журнала?
— В московском храме святого благоверного царевича Димитрия в Первой градской больнице существует многочисленное сестричество. У духовника этого сестричества и настоятеля храма протоиерея Аркадия Шатова, известного в Москве священника, возникла идея, что нужен журнал, который говорил бы о делах любви и милосердия, о практике христианской жизни. Было это в 2001 году.

В то время я уже давно была прихожанкой одного из московских храмов и как раз искала работу по душе. Я лингвист по образованию, и, как многие филологи, нашла работу в прессе, 8 лет проработала в газете «Коммерсантъ». Так сложилось, что мы познакомились с отцом Аркадием и стали делать православный журнал. Возникло название «Нескучный сад».

— А почему именно такое название?
— Наш журнал должен был говорить о добре и любви. А рассказать про это интересно — трудно. Потому что интерес вызывают вещи острые — коллизии, столкновения интересов, драматичные сюжеты. И когда выбирали название, отталкивались от того, что добродетельная жизнь — жизнь полная, насыщенная, интересная, совсем не скучная.

А тут еще рядом с редакцией находится известный в Москве парк с названием «Нескучный сад». В нем долгое время жила святая преподобномученица Елизавета Феодоровна.

Первый выпуск журнала был посвящен волонтерам, сестрам милосердия, работающим в больницах, потом были тематические выпуски, каждый из них сосредоточивался на той или иной теме церковного социального служения.

В какой-то момент мы поняли, что если так пойдет и дальше, то наше издание будет журналом для социальных работников. Если глубоко погрузиться в профессиональные вопросы, тогда интерес широкого читателя будет неизбежно утрачен. Конечно, такие журналы тоже очень нужны. Но нам было важно, чтобы наше издание было общеупотребимым, ведь христианская любовь должна проявлять себя в разных областях жизни всякого христианина, а не только какого-то специально обученного православного социального работника.

— На момент создания «Нескучного сада» уже не первый год выходил «Фома». Вас это не смущало?
— «Фома» — православный журнал для сомневающихся. А наш журнал задумывался для более церковных людей, которые уже переступили порог храма. Тех, кто начал уже осматриваться вокруг себя, думать, как, будучи православным, жить дальше.

Мы решили, что нам важно, не забывая о теме социального служения и полезных практических начинаний, говорить о широком круге вопросов, с которыми человек, пришедший в Церковь, пришедший к необходимости переосмыслять свою жизнь, сталкивается на каждом шагу: в семье, на работе.

Христианство идет поперек современного мира, в другом направлении. И когда человек становится верующим, церковным в той или иной мере, то у него возникает миллион вопросов. Святоотеческая литература в глубине своей затрагивает эти вопросы, но человек-то не сразу начинает с этой глубины… Он упирается в мелкие проблемы, например, не знает: нужно ли ему на работе конкурировать с коллегами, делать карьеру? Если он начальник, то как ему на этой должности вести себя по-христиански? Он хочет найти себе духовника, хочет научиться исповедоваться.

На самом деле, для многих из нас, тех, кто давно в Церкви, самые, казалось бы, простые вопросы остаются актуальными и не разрешенными до конца. Тем более они интересны для тех, кто пришел к вере недавно. В этом смысле у журнала большое поле для деятельности.

— Отец Аркадий Шатов вас как-то опекает? Какова степень вашей самостоятельности?
— У нас есть духовное руководство — мы с отцом Аркадием обсуждаем планы номеров, идеи публикаций. Я лично вижу необходимость церковной оценки нашей деятельности со стороны священнослужителей. Это важно. А вот сама творческая «кухня» — дело самостоятельное.

— И какова ваша «кухня»? Каким образом вы подбираете темы?
— Мы стараемся, чтобы публикации в журнале откликались на темы, которые актуальны сейчас для общества. Множество событий современности ставят перед людьми вопросы богословского характера, нуждаются в осмыслении, в оценке.

Вот мы писали о коллайдере, который должны были запустить ученые-физики. Ведь все встревожились, что наступит мировая катастрофа -- Землю поглотит черная дыра. Мы взяли комментарий у академика из Института ядерных исследований РАН и у священника-богослова по поводу того, могут ли деятели науки устроить такой конец света.

Церковь часто упрекают, что она не высказывается по ряду вопросов. Так вот это как раз задача церковных СМИ, чтобы мы были голосом Церкви, представляли спектр богословских мнений. Но при этом нельзя слепо идти на поводу у интересов толпы -- мы должны давать читателю полезную, умную, содержательную христианскую пищу для ума и для души.

Наш журнал не общается с читателями с позиции наставника неразумных. Тем более, что состав редакции в основном — миряне. Мы стремимся доставлять людям доброкачественный духовный опыт, доброкачественное интеллектуальное содержание, показать на примерах, что такое христианская жизнь.

И для этого очень важно показывать настоящих героев современности, примеры такой жизни, где проявляется христианская любовь в виде подвига, в виде изобилия христианского милосердия, в виде деятельной, творческой энергии, умения не унывать в тяжелых обстоятельствах, жертвенного служения другим.

Мы интересуемся не только Москвой, стараемся писать о разных регионах России, ближнего и дальнего зарубежья. Пишем о светлых, радостных, деятельных личностях. Когда мы отыскиваем таких интересных, ярких людей — радости бывает очень много. Есть позитив, есть настоящая христианская жизнь!

— В журнале значительное место отводится материалам с просьбой о помощи, разной помощи — не только материальной. Порой невозможно читать эти страницы без слез…
— СМИ — это не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор (хоть это сказал идеолог марксизма, однако, это действительно так). Этим не нужно пренебрегать, потому что наши православные издания могут поднимать народ на конкретные полезные дела, на целевую помощь.

Наш сайт — miloserdie.ru — направлен как раз на это. И нам удается собрать достаточно большую помощь на конкретные просьбы. Люди откликаются — кто делом, кто деньгами. Кроме того, в Москве при сайте существует сообщество добровольцев, вся организационная деятельность которого происходит через интернет.

Кроме просьб о помощи на miloserdie.ru имеется и публицистика, и реакция людей на опубликованное, там есть возможность быстро обсудить проблему, узнать, как дела у того человека, которому отправил помощь. Интернет позволяет делать это оперативнее и в больших объемах, чем печатные СМИ, но и журнальные просьбы работают.

— Юлия, могли бы Вы дать какую-то оценку жизни журнала: что удалось, а что не получилось? На будущее — какие планы?
— Огорчает то, что пока не удалось пока наладить массовое распространение журнала. А радует например то, что у нас очень талантливые фотохудожники. И несколько досадно, что не все фоторепортажи попадают в журнал. Мы вывешиваем свои фотосокровища на наших сайтах (nsad.ru и miloserdie.ru). Это направление, я думаю, тоже надо развивать.

Очень сложно балансировать между «проблемными» и «позитивными» темами, сочетать в номере и драматизм, и красоту. А, может быть, и не нужно добиваться одинаковой пропорции от каждого номера, пусть они будут в принципе разные. Это задача творческого роста.

Сейчас мы будем переходить на ежемесячник. Надеюсь, что это удастся. А еще нам предстоит развить мультимедиа — это такой синтетический жанр, где репортаж соединен с аудио и видео. Если Бог даст и сил хватит — будем развивать журнал.

Елена НАСЛЕДЫШЕВА

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.