Могут ли социальные сети формировать общину, есть ли среди пастырей разочарование в их возможностях для проповеди и общения со своими духовными чадами, допустима ли в Церкви сетевая тенденция к упрощению понятий и развлекательности. Рассказывает главный редактор портала Bogoslov.ru протоиерей Павел ВЕЛИКАНОВ
— Есть тенденция разочарования пастырей в соцсетях, закрытие аккаунтов. В чем причина?
Думаю, основная причина — крайне низкий процент реального контакта между священником и человеком. Слишком много условностей, ролевых игр, ненастоящего. У нас и в реальной жизни правды хронически не хватает; а в сети неправду отличить от правды почти невозможно. И при этом соцсети — очень емкие по временным и эмоциональным затратам. Хронофагия в не менее ярко выраженной форме, нежели
сидение пред телевизором.
Поэтому, думаю, внимательные к своей внутренней жизни священники могут сделать вывод: мне сетевое общение скорее вредит, нежели идет на пользу. И я вполне понимаю и даже одобряю такую позицию.
Священник должен Богу молиться и с людьми общаться — реально, а не виртуально. Разве не от скудости нашей всесторонней мы стали увлекаться виртуальными мирами соцсетей?.. Но, конечно, бывают ситуации, когда присутствие в социальной сети — долг, а не порыв сердца.
Социальная сеть подходит для пастырских целей постольку, поскольку способна сформировать паству. А это не более 2-3 процентов от участвующих в диалоге. Ведь паства— это общая молитва, общее Причастие, общая жизнь. И все это — путем столкновений и кризисов, болезненных процессов притирания друг ко другу.
Это формирует паству как общину — вокруг Христа. А тут сидят фрики, исступленно стучат по клавиатуре и думают: ой какая у нас дружная паства? С трудом я в такое верю. Путь в социальные сети — это не путь упрощения общения между людьми, а, напротив, усложнения и еще большего отчуждения в итоге.
Я за то, чтобы все в жизни находилось на своих местах: и когда общение «ВКонтакте» происходит между отцом и дочерью, которые сидят в разных комнатах одного дома, — это странновато. А вот размещать в соответствующей группе информацию о жизни прихода, обсуждать конкретные вопросы, которые нормально вписываются в такой формат, — вполне допустимо. — Тенденция к упрощению всего в сети: короткие тексты, комиксовость, клиповость, язык демотиваторов, инфотейнмент: нет ли тут противоречия с глубиной церковного послания миру?
— С одной стороны, для тех, кто по-другому уже не понимает, для интеллектуальных и душевных инвалидов это полезно. И демотиватор хороший может стать ступенькой ко Христу, если окажется вовремя на нужном месте.
Но вот когда я захожу на какой-то сайт и вижу там рекомендованный для православных тест по христологии — меня коробит. Превращать всю тонкую, изысканную ткань христианского богословия в математический кондовый алгоритм — то же самое, что разложить икону Святой Троицы прп. Андрея Рублева в цветовой палитре RGB и утвердить как единственно правильное цветовое решение православной иконографии.
По сей день Церковь благодаря своей здоровой консервативности остается последним островком подлинности, традиционности в отношении многих вопросов — семьи, образования, воспитания, отношения к телу и многого другого.
Наша сердцевина, а это прежде всего богослужение и все, что к нему относится, должна оставаться совершенно вне воздействия всех этих внешних бушующих волнений мирского океана.
Но мы должны уметь улавливать ищущие Христа души — и не удерживать их на поверхности, а вовлекать вглубь, открывать им те смысловые вещи, о существовании которых живущие на поверхности и не догадываются. Поэтому мы должны присутствовать и в социальных сетях — но основной акцент должен делаться на богослужении как сердце жизни Церкви.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Церковь не согласна с правозащитниками: закон о детской порнографии не угрожает свободе слова 2 июля долгожданный законопроект, призванный остановить распространение детской порнографии был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ, на следующий день Совет по правам человека при Президенте Рф выступил с жесткой критикой будущего документа. Сегодня глава Информационного отдела Русской Церкви Владимир Легойда не согласился с оценками правозащитников
Интернет без мата. Возможно ли такое? Депутат Елена Мизулина взбудоражила общество новой инициативой – на этот раз она предлагает разработать меры законодательной борьбы с нецензурной бранью в интернете. 29 июля в РИА Новости собрался круглый стол, участники которого попытались оценить серьезность поднятой проблемы и возможные пути ее решения.
«Батюшка онлайн»: священники, живущие в сети Как выбрать имя для ребенка и подготовиться к Крещению, встретятся ли близкие люди после смерти, «считается» ли брак без любви, есть ли душа у животных – вот далеко не полный перечень вопросов, которые задают священникам пользователи социальной сети «В контакте». Где в уникальном интернет-проекте «Батюшка онлайн» священнослужители из разных городов и стран отвечают более чем 25 тысячам читателей.
Владимир Легойда: Церковь активизирует работу в социальных сетях Социальные медиа будут рассматриваться как инструмент проповеди, а не продвижения Церкви как бренда или корпорации, – пояснил председатель Синодального информационного отдела, комментируя постановление Архиерейского Собора о работе православных СМИ. Легойда отмечает, что цензуры среди них не предполагается.
Церковь научится работать в социальных сетях О планах освоения социальных медиа, перспективах эстонского церковного кризиса и документах, принятых на Архиерейском соборе, ведущие церковные спикеры рассказали журналистам во время итоговой пресс-конференции, посвященной завершению работы Архиерейского Собора.
Социальная сеть: вами будут делиться Позвать молодежь в реальный мир Церкви, или разговаривать с ней через гаджеты? Мастер-класс «Новые информационные технологии в молодежной среде» прошел 26 января в рамках XXI Международных Рождественских чтений.
Интернет-гигиена: как добиться гармонии в интернет-общении и избежать помощи санитаров В интернете сегодня стираются границы между развлечением и работой. Потребление информации превращается в изматывающий труд. К этому добавляется эмоциональная зависимость от интернета. У нас нет исторического опыта, а возможно, и биологического ресурса, чтобы управляться с такими сильными изменениями в нашей жизни. Как быть?
Извиняться ли священнику за плевок в лицо Гельману Ведется ли против Церкви информационная война, как реагировать на вброс негативной информации и на провокационные арт-проекты, выясняли участники круглого стола «Чем новость отличается от вброса?», состоявшегося на фестивале «Вера и слово»
Миссия или пиар: в чем разница? Является ли Православная Церковь брендом, в чем разница между Церковью и крупной корпорацией, которую нужно «пиарить», могут ли православные СМИ обходить острые вопросы в церковной жизни, руководствуясь принципом «не навреди» и что представляет в их случае борьба за рейтинг и внимание читателей, – эти вопросы обсудили участники круглого стола «Религия в СМИ. Между пиаром и журналистикой», который состоялся 29 октября на пятом фестивале православных СМИ «Вера и слово».
Церковь в блогах: рейтинги, благотворительность, миссионерство На фестивале православных СМИ «Вера и слово» обсуждали не только зарегистрированные средства массовой информации, но и блоги. Тема была сформулирована как «новые СМИ или клубы по интересам?», но дискуссия приняла несколько иное направление: налицо инструмент, который нужно научиться использовать. Эксперты рассказали о рейтингах в ЖЖ и сборе в сети средств на благотворительность.
Ограничения в интернете: экспертиза должна быть независимой 5 июля председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда выступил с особым мнением по поводу закона против детской порнографии в интернете. Совет по правам человека зря ругает проект, обвиняя его в цензуре – убежден он. Детский правозащитник Борис Альтшулер, хотя и разделяет опасения коллег, тоже поддерживает закон, потому что знает, чем его дополнить.
Декабрьский номер «Нескучного сада»: Зачем Бог стал человеком? Мы, христиане, верим в то, что Христос, Сын Божий и Бог, пришел в мир для нашего спасения. Но что мы знаем о нашем Боге? Христос не основывал городов, с Его изображением не чеканились монеты. Как наука доказывает, что он вообще был? Церковные песнопения о событиях Рождества ставят в тупик своим парадоксальным содержанием: Дева рождает вечного Бога ради нас. Рождению Бога посвящен новый, рождественский номер журнала «Нескучный сад».
Новые медиа – новые нравы: как интернет трансформирует наше личное пространство Одно из важных определений современного человека – «личное пространство», область, в которую не должны проникать другие – не только чужие, но и самые близкие. Часто личное пространство современного горожанина сводится в основном к двум вещам – мобильному телефону и компьютеру.
Ушел в интернет, буду завтра Мир компьютеров, интернета так прочно вошел в нашу жизнь, что сейчас пытаться скрыть его от ребенка бессмысленно. Если ребенок хочет общаться в сети, он найдет эту возможность: не дома, так в школе, не в компьютере, так в мобильном телефоне, не у себя, так у друга. Как сделать это общение безопасным для души и жизни, на что тут могут влиять родители и как распознать интернет-зависимость?
Интернет и дети: комментарии священников Как не потерять ребенка в сети Интернет? На этот вопрос отвечают: Протоиерей Димитрий Карпенко, настоятель Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района, заместитель главного редактора молодежно-публицистического журнала "Новый Ковчег" и протоиерей Игорь Пчелинцев, священник Русской духовной миссии в Иерусалиме
Средства массовой катехизации В чем разница между Благой вестью и услугой информационного характера? Почему-то одной информации мы доверяем, а другой нет. Больше двух тысяч лет человеческой истории люди разделены на христиан и тех, кто отказывается поверить в реальность столь экстраординарного события, как Богоявление. Может быть, те, кто так и не смог уверовать, просто плохо информированы? И теперь, с развитием информационных технологий, мы наконец заполним этот пробел?
Ферапонтово: из жизни сельской библиотеки У сельских библиотек есть особая функция, незнакомая библиотекам городским: один день в расписании библиотеки обозначен как «Выход в деревни». В этот день обходит близлежащие деревни, а расстояние это зачастую немалое, особенно для немолодой женщины с сумкой, полной книг. Как живет сегодня Ферапонтовская сельская библиотека с фондом хранения 9 тысяч книг?
Святейший Патриарх Кирилл: Миссия журналиста – спасение человека Cвидетельство о Христе и отношения между религиями, внутрицерковная дискуссия и реакция на негативные публикации, эпатажные заявления священников и деятельность активистов стали главными темами на встрече Предстоятеля Русской Церкви с участниками фестиваля православных СМИ «Вера и слово», состоявшейся 31 октября
Есть ли жизнь в библиотеках Общедоступные музеи, библиотеки, бесплатное высшее образование — все эти институты сейчас зачастую воспринимаются как пережитки социалистического прошлого. Способна ли сохраниться общедоступная бесплатная библиотека или вынуждена будет уйти в небытие, стоит ее реформировать или музеефицировать?
Православный интернет и его обитатели: Анна Данилова Сайт «Православие и мир» — один из самых популярных и посещаемых во всем православном сегменте. При этом делается он очень небольшим ресурсом: деньги — практически только те, что пожертвуют читатели, постоянных сотрудников всего три человека. Но, наверное, для существования и мощного развития этого интернет-портала вполне хватает личностного ресурса: ведь главный редактор — молодая женщина — работает по 20 часов в сутки
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.