Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Протоиерей Алексий Уминский: о Церкви с правилами, но без фейсконтроля

№0'0000 Жизнь в Церкви  12.08.13 11:38 Версия для печати. Вернуться к сайту

Вскоре на прилавках книжных магазинов появится новая книга протоиерея Алексия Уминского и журналиста Этери Чаландзия «Человек и Церковь: Путь свободы и любви». Авторы адресуют свою книгу тем, кто еще не приучился различать среди источников религиозной информации те, что достойны доверия, и полусектантские, полураскольнические ресурсы, а среди мнений и подходов — частные позиции верующих и учение Церкви.

Когда человек впервые приходит в храм и делает попытку понять, как все устроено в Церкви в России, практически невозможно предугадать, с кем и с чем он встретится. Может быть, он в первый же день увидит в глазах сотрудницы свечного ящика свет Царствия Небесного, может быть, столкнется с раздражением в свой адрес, одергиваниями типа «не там и не так стоите». Но скорее всего путь будет средним: человека просто не заметят, примут оплату за записки за свечным ящиком, как за «услугу», и задавать вопросы просто не захочется. Тогда человек отправится в интернет и начитается — чего именно, предугадать невозможно.

Многие такие случаи пытается рассмотреть отец Алексий Уминский, чтобы заранее разъяснить некоторые варианты развития событий, предупредить о подводных камнях, о немощах людей, составляющих Церковь, и о том, как не пропустить в ней главное. По крайней мере, книга звучит предупреждением: вы видели (или читали) то-то и то-то, и это действительно существует, но это еще не вся Церковь и не определяющее в ней. «Современная литература о религии сегодня очень нужна. Для тех, кто ходит в церковь, все проще. Они практически всегда могут пообщаться со священником. При храмах масса специальной литературы. В интернете полно всевозможных сайтов, на которых воцерковленные люди хорошо ориентируются. Новичок же нарвется на провокативную информацию, примет ее за чистую монету, и либо потеряет интерес и отвернется, либо, что еще хуже, озлобится и побежит в совершенно противоположную от Церкви сторону», - говорят авторы книги.

Осталась сущая мелочь — книге нужно найти таких читателей, а не осесть всеми двумя тысячами тиража внутри субкультуры столичных православных. Светское издательство «Альпина Нон-фикшн» специализируется на деловой литературе (финансы, психология, менеджмент). Видимо, издание «инструкции по освоению Церкви» вписалось в миссию издательства «давать знания для личной и профессиональной самореализации». Есть надежда, что получится вывести книгу к аудитории, непривычной к подобной тематике (не с этим ли кругом слегка заигрывает автор, называя новгородские берестяные грамоты «эсэмэсками своего времени», а состояние пламенной молитвы поясняя через противопоставление с «измененными состояниями сознания» после употребления наркотических веществ).

Отец Алексий не боится пересказывать эпизоды, не втискивающиеся в шаблон представлений о Православии. Есть и история появления в Вятской епархии нового архиерея и самоубийства снятого с настоятельства в кафедральном соборе священника (в книге имя отца Петра Шака не называется), и история запрещения в служении отца Сергия Таратухина из Читинской епархии, который отказался освящать колонию, где сидит Михаил Ходорковский. Рядом с ними вполне общеизвестное и традиционное объяснение, почему больше не служит Иван Охлобыстин, кажется вставленным «для порядка».

Авторы предупреждают читателей о младостарчестве — о том, что не обладающий духовным опытом священник иногда берется манипулировать людьми, превращая послушание в подчинение, а покаяние – в чувство вины. Предупреждают об опасности «отчиток»: «В отсутствие разума и душевного здоровья у одних [больных или «бесноватых»] и совести у других [священников] подобные ритуалы приобретают формы духовного явления. Священники зарабатывают очень приличные деньги и авторитет…» — и описывается истерическая обстановка на отчитках.

Предупреждения касаются не только неурядиц в Церкви, способных оттолкнуть новичка, но и неурядиц в его собственной душе, которые могут заслонить от него смысл происходящего и радость евангельского благовестия. Среди опасностей второго разряда — потребительское отношение к Божественному, требовательное ожидание чуда в ответ на «запрос». Здесь же — нездоровая экзальтация по отношению к святыням, желание «присосаться» к источнику и «втянуть» в себя благодать. Одни будут, не рассуждая, надевать на голову горшок, если он бывал в руках святого, и ожидать прекращения головных болей. Другие, наоборот, «в современном постмодернистском мире на всякий случай предпочитают держаться подальше от любых, как им кажется, сковывающих их волю традиций». А решившись приникнуть к корням и устремиться к истокам, многие «не меняются внутренне и духовно, а начинают неистово соблюдать и соответствовать».

Иногда адресатом авторов оказывается и Русская Православная Церковь в целом: «Если она сейчас не поддержит определенные протестные требования (честные выборы, борьбу с коррупцией, неангажированные суды и т.д.), она очень много потеряет в будущем. Сейчас решающее время для Церкви…». Словно для Церкви «честность» и «неангажированность» — это требования не естественные в рамках повседневности, а именно «протестные».

Полного перечня церковных скандалов и проблем авторы составить не пытались. Иногда лакуны радуют — поскольку темы «часов» и «нано-пыли», как и дорожно-транспортных происшествий с участием монашествующих, давно навязли в зубах. А иногда остается вопрос: думается, что некоторые высказывания протоиерея Всеволода Чаплина заслуживают не меньше внимания, чем история запрещения в служении читинского батюшки, хотя бы в силу их большей известности.

От главы к главе кругозор неподготовленного читателя потихоньку расширяют за счет кратких справок о героях русской и зарубежной церковной истории, о воззрениях агностиков, о Бердяеве и Кьеркегоре. Подробность исторических пояснений и описаний зависит от остроты вопроса с точки зрения авторов: о расколе XVII века — несколько строк, о «живоцерковном» расколе ХХ века — несколько страниц. На статус полного и систематического исследования современной Церкви книга, разумеется, не претендует.

Описания подводных камней и течений в Церкви не должны напугать читателя. Отец Алексий не устает повторять: «В Церкви есть правила, но нет фейсконтроля. Это место, в котором пришедшие объединяются вокруг Евангелия. А если так, то здесь могут в равной степени существовать монархисты, демократы, анархисты, националисты, либералы и многие другие». Потому что путь человека в Церкви - это путь свободы и любви.