На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема №4(11)'2004

Просветитель БАМа
Байкало-Амурская магистраль, БАМ — эти слова связаны в нашем сознании с понятиями «комсомол», «комсомольская стройка»


Версия для печати
01.12.04, 17:18

Оказывается, есть и другой БАМ — православный.
В этом нас убедил священник Виктор ПЕРЕПИЧКА, вот уже десять лет окормляющий города и поселки, расположенные вдоль магистрали на протяжении около 1000 километров.

— Когда вы приехали на БАМ и почему?
— Я приехал сюда в 1985 году из Крыма. Я жил с семьей в поселке Красногвардейское в северной части Крыма, работал в сельском строительстве. Будучи уже верующим, воцерковленным человеком, начал прислуживать в алтаре. А потом случилось так, что у меня серьезно заболел один из детей. Врачи сказали, что ему вреден крымский климат и надо менять место жительства. В то время крымскую кафедру занимал архиепископ Лазарь, который и благословил меня ехать в поселок Новый Уоян, в Бурятию, на строительство БАМа. Вот мы и поехали.
В Новом Уояне я устроился работать главным энергетиком в механизированную колонну. Церкви в то время в поселке не было, и мы, конечно, часто думали о том, что хорошо бы построить храм. В те времена ближайшая церковь находилась в 200 километрах на запад от Нового Уояна, в Северобайкальске. Когда оттуда приезжал священник, я алтарничал на службах, был чтецом. Для служб был приспособлен маленький домик, ставший потом храмом Казанской иконы Божией Матери. Так прошло десять лет. И вот однажды мне предложили принять священный сан, я согласился. Было это в 1995 году, а мне в тот момент было 40 лет.

— Говорят, вы много путешествовали по БАМу?
— В какой-то момент получилось так, что в наших краях не осталось ни одного священника, кроме меня. И началось: за мной были закреплены два населенных пункта: Новый Уоян и Таксимо, между которыми расстояние в 300 километров. И вот я неделю здесь служу, потом неделю там, и так все время. В Таксимо тоже было приспособлено помещение под храм Успения Божией Матери. Сейчас там заложен полноценный храм. Потом мне добавили еще поселки Чара и Новая Чара — это еще 300 километров по БАМу на восток. В конце концов подведомственная мне территория растянулась на 840 километров. Так я и служил, передвигаясь туда-сюда на поезде.

— Расскажите про вашу паству. Кем были эти люди?
— Прежде всего, это были строители, электрики, железнодорожники — в общем, все, кто был задействован на этой гигантской стройке.

— Так бамовцы — они же все сплошь комсомольцы были... Неужели они ходили в церковь?— Вот в этом-то и вся соль, вся суть! (Смеется.) Ведь православные корни, они есть у всех русских людей! Молодежь, которая приезжала на БАМ, была в ос новной своей массе крещеная. Это уже их потомки, дети, а иногда и внуки, — вот они уже по-разному, кто крещеный, кто нет... А в церковь еще как ходили! Ну понятно, что они начинали ходить не раньше, чем в населенном пункте появлялся храм, но ходили и сейчас ходят. Практически у всех, с кем я встречался на БАМе, в роду были или монахи, или церковнослужители, или еще кто-то церковный. Был у нас один человек на БАМе, который чудом выкарабкался из секты и пришел к Православию. А потом он мне рассказывал, что у него бабушка где-то в Киеве была просфорницей в церкви. Такие люди и составляли в основном мою паству, и таких людей на БАМе было, поверьте, очень немало.

— И все же, бамовская комсомольская романтика, песни под гитару — все это как-то не вяжется с Православием...
— А что романтика? Я сам не прочь иногда сыграть что-нибудь на гитаре, песню спеть. Важно другое: комсомол, конечно, комсомолом, но люди на БАМе жили не по «комсомольским» законам, а скорее по божеским, по церковным. Потому что очень суровые тут условия. Вот, например, едешь в лес или на рыбалку, оставил машину открытую — и никто не подойдет, не тронет ничего. А почему? Да потому, что все знают: в любой момент из леса может выйти хозяин, раненный на охоте, и если машина стоит на месте, он сел и уехал тут же в больницу, а если нет... А еще никто никого не бросал в беде, невероятная солидарность была. Едет человек — тот же самый комсомолец — в машине, видит: кто-то сломался на дороге, мороз градусов сорок пять. Обязательно остановится, подойдет, спросит: еда есть? Тушенка есть? Горючее в баке есть? О тебе знают? Если чего не хватает — все дадут и тогда только поедут дальше. Такое товарищество было! Порой приходишь, говоришь: дай 500 рублей взаймы. Пойди, говорят, возьми сам в тумбочке... Сколько я знаю людей, которые там были, причем разных национальностей, все общались друг с другом очень хорошо, барьеров не было.

— Как вы передвигались по БАМу — машина была?
— Что вы! Какая машина, на машине там не так просто ездить. Дороги все разбиты, официально установленная скорость — пять километров в час. Так что приходилось рассчитывать только на железную дорогу, которую мы сами и строили. Ездил на поезде, взяв с собой тележку на колесиках: возил книги, крестики, все, что нужно. Конечно, временами приходилось терпеть сильный холод, температуры здесь, прямо скажем, низкие. Раз, помню, идем утром: я, матушка — она у меня пела и читала — и младший сын, которого пришлось взять с собой. И что-то так холодно, что прямо сил нет! Мы-то еще идем, а мальчишка прямо поскуливает от мороза. Заходим в вагон, в каких рабочих развозили по рабочим местам, а начальник станции говорит: а ведь сегодня минус 57! Вот так... А потом еще добавился поселок Байкальское, это, наоборот, на запад от Нового Уояна километров двести — там сохранился старинный храм во имя свт. Иннокентия Иркутского.

— А там, где не было церкви, вы начинали строительство?
— Ну, чаще всего все-таки приходилось переделывать под храм уже готовое помещение. Где-то прекрасный храм получился из магазина. В другом месте, например в поселке Токсимо, под храм переделали малосемейное общежитие: разобрали перегородки — и получилось отлично! В Нижнеангарске приспособили бывший магазинчик для ветеранов. В Северобайкальске нам удалось реконструировать бывшее здание конторы ОРСа (отдела рабочего снабжения): мы выровняли стены, сделали просторный алтарь — получился чудесный храм. Все это делалось своими руками, при помощи прихожан — бамовцы-то народ работящий. А где-то приходилось и строить «с нуля». Например, в поселке Новая Чара я сам заложил камень (и даже сам выдалбливал надпись на нем) храма во имя равноапостольной Марии Магдалины. Кстати, во время недавней поездки по бамовским местам Господь сподобил меня освящать вместе с владыкой Евстафием, епископом Читинским и Забайкальским, этот храм. А в этом году мы собираемся там же, в Чаре, на руднике, построить часовню.

— Как вы считаете, с чем связано духовное оскудение, с которым сталкиваешься в Забайкальском краю? Люди впервые приходят в Церковь в 70 — 80 лет, ничего не знают о христианстве...
— Ну а как же не быть оскудению? Здесь же везде огнем и мечом выжигали христианство! Вон в Шилке в нижнем храме был каземат для арестованных священников. Это связано с прошедшими по Забайкалью ордами разорителей — японцев, коммунистов, красных партизан. А после гражданской войны религиозное просвещение было запрещено. Вот народ и одичал.

— Получается, что БАМ даже стал фактором православного просвещения этих мест?
— Да, так получается. Ведь сюда люди приезжали отовсюду: из Белоруссии, с Украины, из Крыма, Мордовии, приезжали традиционно православные грузины и армяне. Приезжали-то они, конечно, по комсомольским путевкам, но многие везли с собой Православие в той или иной степени.


о.Виктор с сестрами одного из монастырей Читинской епархии

Беседовал Федор КОТРЕЛЕВ

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.