На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №4(11)'2004

Профессия: милиционер
Капитан милиции Сергей СМИРНОВ рассказал корреспонденту «НС» Федору КОТРЕЛЕВУ о службе православного сельского участкового


Версия для печати
02.02.05, 15:42


- Сергей, расскажите прежде всего, как вы пришли к вере? Или, может быть, вы из православной семьи?
- Да нет, родители мои были люди хоть и крещеные, но неверующие. Меня, правда, в пятилетнем возрасте крестили, но в церковь не ходили. Мать уже вслед за мной стала ходить в церковь, причащаться и даже успела причастить отца перед его смертью.

- Так кто же повлиял на ваш выбор?
- Да никто не повлиял, я сам пришел к вере. Дело в том, что у меня такой склад, что я давно уже задумывался над разными философскими вопросами, прежде всего -- о смысле жизни. Я читал разную литературу -- религиозную, философскую, думал. Ну, можно сказать, впитывал все без разбора -- и что по радио передавали, и что по телевидению шло. А к определенному чему-то прийти не мог. И вот однажды я купил Библию и стал понемножку читать ее. А потом постепенно, постепенно стал я чувствовать, что меня больше всего манит христианство. Еще я подумал так: не годится мне бросать свою веру, веру своего народа. Так что можно сказать, мой православный путь начался с патриотических чувств. Но путь этот был очень постепенным. Помню, однажды я читал книгу о лечебном голодании -- по несколько недель люди голодают. Вот и я решил: надо попробовать поголодать. А тут еще и слышу -- Великий пост начался. Ну я и решил в пост поголодать. Три недели жил на воде. А когда вышел из голода -- там надо специальным образом выходить, не резко -- случилась Страстная пятница. Я думаю: дай-ка еще и в пятницу поголодаю. Не то что бы ради веры, а так, заодно… И что вы думаете? Те три недели проголодал на одном дыхании, а эта пятница до того нелегко мне далась! Так плохо мне было! Но вот прошла она все-таки, а ночью снится мне сон: небо, темное небо. И на фоне этого неба идет длинная вереница людей. Движется, как, помните, раньше к мавзолею очередь была. А у меня в это время мысль такая: это люди проходят свой жизненный путь. И вот на каком-то участке некоторые из этих людей пропадают, а других, по-видимому, Бог к себе забирает. Сам я Его не видел, но это было как бы понятно. Проснувшись, я понял, что люди проходят жизнь не просто так: они либо попадают к Богу, либо… На следующий день я впервые в жизни был на пасхальной службе, и с тех пор началось мое воцерковление. Все это случилось, когда я еще был учителем в нашем селе.

- Постойте, как учителем? Разве вы не «исконный» милиционер?
- По первой профессии я школьный учитель, в 1989 году окончил Костромской педагогический институт, факультет физики и математики. После института меня распределили сюда, в деревню Большой Дор -- это в двадцати километрах от нашего райцентра Буя, где я вырос. В поселковой школе я проработал пять лет, причем был не только учителем физики и математики, но и физкультуры, и труда. А потом стал чувствовать, что интерес пропадает. Из пятидесяти учеников хотят учиться человека два-три, скучно. Хотелось заняться чем-нибудь более активным, действенным, что ли. Каким-то делом конкретным. И я решил пойти в милицию. Образование высшее, армия за спиной -- меня и взяли. Потом, правда, пришлось заочно оканчивать высшую школу милиции в Нижнем Новгороде, откуда я вышел лейтенантом. Это было в 1994 году.

- Неужели можно вот так просто прийти в милицию и стать участковым?
- Да, это совсем несложно. Требуется среднее образование, а потом отправляют, обычно заочно, в школу милиции: все-таки участковый -- это должность офицерская. И еще обязательно армия. А вот интересно, что для женщин это необязательно.

- А вы что, ощущали склонность именно к милицейской службе?
- Да. Можно даже сказать, у меня был какой-то романтический мотив -- борьба с преступниками, противостояние злу…

- Ну и как, подтвердились эти ожидания?
- Да нет, не совсем… Скорее открылось новое и невеселое понимание -- мало что мы можем сделать. Поначалу-то думалось, можно горы своротить, оказалось, не так-то просто раскрывать преступления, очень тяжело доказывать. А потом у подозреваемых ведь часто бывают связи «наверху». Чтобы довести дело до суда, нужно порой приложить титанические усилия. Так сложно это…

- Ну вот, мы добрались до самого интересного, до преступлений. С чем здесь, в селе, чаще всего приходится сталкиваться?
- Я вас, наверное, разочарую, здесь у нас не как в детективах. Наши преступления -- это в основном кражи. Причем чаще всего -- кражи колхозных ценностей (в нашем селе сохранился колхоз): зерна, скотины, леса. Раскрывать такие преступления обычно легко, поскольку люди здесь простые и оставляют кучу улик. Например, своруют зерно, а оно у них всю дорогу до дома сыплется, остается дорожка. А более тяжелые преступления? Вот сколько работаю, скоро уже десять лет, здесь ни одного убийства, слава Богу, не было.

- А с самогонщиками приходится бороться?
- Да бороться-то приходится, но только это теперь практически невозможно. Дело в том, что при советской власти самогоноварение было уголовно наказуемым. Давали сроки, крупные штрафы. А теперь за это только административная ответственность. Значит, санкцию на обыск, на арест от прокурора не получить. Минимально юридически грамотный человек просто так не пустит милицию на порог, а без этого доказать, что он гонит самогон, невозможно. Что приходится делать? Вылавливать тех, кто купил самогон, человека, скажем, три-четыре. Брать с них показания, везти в прокуратуру и добиваться административного наказания самогонщика -- штраф рублей триста, ерунда. Это, конечно, неэффективно, при коммунистах с этим было лучше. Бывают, впрочем, милицейские спецоперации против самогонщиков. Несколько милиционеров переодеваются в гражданскую одежду, принимают вид пьяных и хитростью входят в дом самогонщика. Вот тогда его можно наказать всерьез -- изъять и самогон, и аппарат, и фляги и еще оштрафовать.

- Скажите, вам, участковым, оружие выдают?
- Конечно, выдают. Пистолет. Здесь, в деревне, мы постоянно при оружии, не то что в городе: пришел на работу -- получил оружие, уходишь -- сдал.

- И что, даже применять его приходилось?
- Да, было… Но, к счастью, не на поражение, а делать предупредительный выстрел. Это произошло лет пять назад. У нас тут было совершено несколько дерзких краж, в том числе одна довольно крупная, дачу обворовали. Я начал следствие. Вышел на след вора и даже арестовал его. Но везти его надо было в милицию в соседний, более крупный поселок -- у нас в селе не предусмотрено помещение для содержания под стражей. А ведь у сельских милиционеров единственный спецавтомобиль -- мотоцикл, на нем арестованного не довезешь. Ну и пришлось везти его в обычной «Волге», на частнике. Вот и получилось, что он у меня из машины сбежал: открыл дверь на ходу -- и в лес. И пропал. Две или три недели искали -- и по знакомым, и по родственникам, и по друзьям. Нигде нет. Я понимал, что он где-то здесь, прячется. А у нас тут неподалеку есть Макариево-Писемский монастырь, основанный учеником преподобного Сергия Макарием Писемским. И вот однажды зашел я приложиться к мощам преподобного, попросил у него помощи в поисках преступника и пошел дальше. И что вы думаете? Сразу же и обнаружил вора -- он прятался на заброшенной ферме. Я подкрался, крикнул ему, что он арестован, но… не тут-то было. Он вскочил и, сжимая в одной руке нож, а в другой ломик, бросился на меня. Я думаю: надо стрелять в ноги, обездвижить. Но жалко мне стало его, и я решил действовать иначе. Стрельнул я пару раз в воздух, и он испугался, видит, что я действительно вооружен, -- и сдался. Вот такая история… А потом его судили, дали четыре года.
- Вы говорили, что сами вели следствие. А в кино этим опера занимаются… Извините за дилетантский вопрос, в чем разница?
- Во-первых, оперуполномоченные бывают только в городе. Во-вторых, они только расследуют преступления. А у участковых, тем более сельских, гораздо больше обязанностей. Мы должны следить за ситуацией в селе, за так называемыми особыми категориями -- освободившимися из мест лишения свободы, рецидивистами, за людьми, склонными к пьянству, к преступлениям. В каждой деревне, в каждом селе есть такие люди, которые как будто просто не могут жить спокойно, никого не трогая. Обычно они начинают со своих близких: буянят, распускают руки, требуют деньги на выпивку. Потом и на посторонних могут перекинуться. Вот за такими глаз да глаз. Устаешь возить в город. А там -- разбирательство, суд. Дадут суток десять и домой отпускают, после чего все начинается снова. Участковый должен собирать, по возможности конечно, и информацию о готовящихся преступлениях. Для этого у любого участкового в селе есть своя «агентура». Ну а если преступление совершено, нужно их раскрывать. Бывает еще, что участковому приходится привлекать людей к административной ответственности -- за нарушение паспортного режима, за пьянство, драки. Нагрузка у сельского участкового очень большая. Раньше на несколько сельсоветов -- а это может быть десятка два деревень -- мог быть один участковый. Правда, еще со времен Ельцина действует указ, что свой участковый должен быть в каждом сельсовете. У меня, например, четыре деревни, народа 350 человек.

- С чем обращаются к участковому обычные «мирные жители», да и обращаются ли вообще?
- Ну конечно обращаются. Если что-то угрожает их жизни, не дай Бог, или хозяйству, или еще что-то тревожное -- сразу бегут к участковому. Некоторые мои коллеги выделяют специальные дни и часы приемы населения, но на самом деле это ни к чему -- люди идут с самыми разными вопросами, невзирая на день или время суток. Иной раз в субботу или воскресенье напланируешь себе дел, занятий, съездить куда-нибудь, а что-то случилось -- и пропал выходной. И к ночи ближе всегда кто-нибудь буянить начнет, пьяный, или еще что-то случается.

- А бывает, что участкового по пустякам беспокоят?
- Бывает и так. То прибегут -- землю не поделили, участки не могут разгородить. То, бывает, сам потеряет что-нибудь, может даже и по пьянке, а ко мне бежит: украли. Так тоже бывает. Или еще бывает, напилят в лесу дров, сложат, а увезти не увезут. А пока собираются, их уже кто-то другой подобрал.

- Что-нибудь значительное за десять лет службы приходилось расследовать?
- Лично я cчитаю самым большим своим достижением раскрытие крупной кражи леса. Правда, так получилось, что в суде был вынесен оправдательный приговор, но во всяком случае преступника хотя бы удалось немного припугнуть. Приехал в одну из наших деревень один предприниматель, азербайджанец. Покрутился-покрутился и сумел получить подпись главы администрации на документе о предоставлении ему участка земли -- якобы для ведения сельского хозяйства. А на участке этом был лес. И вот он вместо того, чтобы заниматься сельским хозяйством, начал незаконно этот лес рубить и продавать. Успел украсть у государства больше 700 кубометров леса. Казалось бы, дело очевидное, чего тут раскрывать? Однако пока все связи и весь механизм махинации распутался, прошло немало времени. Скорее всего, была там и коррупция -- иначе документ он не получил бы. Но в суде дело, к сожалению, практически развалилось. Адвоката азербайджанец нанял хорошего, и так все повернули, что саму порубку леса производил не он, а другой человек, нанятый, который куда-то уехал. А лес просто лежал, и обвиняемый легко вывез его. Азербайджанца оправдали. Вот так и борись с преступностью…

- А можно еще раз вернуться к религиозной теме? Для вас воцерковление было трудным?
- И даже очень. Помню, в первый год, как ни зайду в храм, все такое чувство, что надо поскорее выйти. Хор поет плохо -- ну три бабки на клиросе. Да и люди косятся: я ж в форме. Но главное, самому было тяжко. Целый год я заставлял себя ходить в церковь, как утреннюю зарядку делать. Со временем стало легче, я начал причащаться, постился понемногу. Стал покупать книги, читать. И наконец, я всей душой ощутил, что вот это и есть жизнь.

- Супруга разделяет ваши убеждения?
- Вот здесь похвастаться не могу, пока не удается ее к вере привести. Так-то у нас прекрасная семья, дочки-двойняшки, отношения хорошие. Но по части веры пока непонимание. Жена крещеная, но в церковь почти не ходит. Хотя дочек отпускает, и они со мной всегда в храме стоят.

- А милицейские коллеги знают о ваших убеждениях? Как относятся?
- Ну, большинство, скажу прямо, посмеиваются, относятся как к чудачеству. Из тех милиционеров, кого я знаю, всерьез никто не верит в Бога. Так, задумываются, а верить или в храм регулярно ходить, таких нет. Бывает, что зайдут на всякий случай, как бы чего не случилось, работа все-таки опасная.

- А односельчане?
- Да сейчас-то нормально. А поначалу, когда я стал в церковь ходить, реагировали по-разному. Кто посмеется, кто пальцем у виска покрутит.

- Милицию ведь вообще в народе недолюбливают…
- Да, есть такое. С недоверием, что ли, относятся. С одной стороны, нас, конечно, здесь ценят -- всегда есть к кому обратиться в случае чего. Но чаще все-таки не любят. Может, это еще со времен сталинских репрессий идет такое отношение?

- А из тех, кого вы привлекали к ответственности, никто не угрожал вам местью?
- Бывало... Помню, грозили спалить дом. Но чаще всего с такими речами выступают пацаны, кто не сидел. А кто посерьезней, те больше понимают расстановку сил: они с одной стороны, мы с другой.

- Милиция часто вынуждена участвовать в карательных мерах: арест, лишение свободы, различные взыскания. Как это примирить с заповедью «Блаженны милостивые»?
- Я, конечно, много раз задумывался об этом. Бывали и сомнения, как быть. Может, вообще не надо никого наказывать? Тут, во-первых, нужно вот что понять: наказывает не милиция, а суд. Милиция непосредственно борется со злом, со злодеями, с преступниками, а бороться с ними -- значит делать добро. Как в Новом Завете сказано: «Начальник не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Но милиционеры, конечно, бывают разные. К нам в райотдел милиции приезжали студенты-психологи, проводили исследования с помощью тестов. Изучали много разных факторов: повышенная агрессивность, особенности темперамента, работоспособность. Так вот, у меня получился такой результат, что я вроде бы более склонен к оправданию преступников, к мягкости, что ли. Так что я, скорее, мягкий милиционер. Впрочем, работе это пока вроде бы не мешает.

Рисунки Юлии Тимошенко
фото Андрея Радкевича

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Профессия: милиционер

Что для нас милиционер? Защитник порядка, карающая десница закона, персонаж анекдота. Но прежде всего -- представитель власти. Ни один из государственных людей не встречается нам так часто, как милиционер. А поскольку власть у нас еще только начинает путь воцерковления, то словосочетание «православный милиционер» звучит необычно. С одним из таких людей мы повстречались в селе Большой Дор Костромской области. Капитан милиции Сергей СМИРНОВ рассказал корреспонденту «НС» Федору КОТРЕЛЕВУ о службе православного сельского участкового

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.