На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Прихожанин -- не потребитель


Версия для печати
11.04.08, 20:18

18 апреля состоится судебное слушание по необычному делу: екатеринбуржец Алексей Конев остался недоволен тем, как отпевали его тестя, скончавшегося в августе прошлого года, после этого возглавляемая им общественная организация «Помощник потребителя» решила провести «проверку соблюдения прав потребителей» в Екатеринбургских храмах, и в конце концов подала в суд на епархию.

Алексей КоневАлексей Конев в Бога не верит, но, как он сообщил НС, относится к верующим с уважением. Конкретные претензии к августовскому отпеванию -- то, что отпевали сразу нескольких покойных (Конев полагает это «грубейшим нарушением»), то, что об этом не предупредили заранее («Если бы нас предупредили, я бы не согласился, и мы договорились бы об отпевании в другом месте»), и то, что священник после отпевания ушел, не выслушав претензий. Алексей Конев заявляет, что Церковь является таким же поставщиком услуг, как магазин, прачечная или турфирма и что «на Церковь распространяется действие закона о правах потребителей». Церковь, с его точки зрения, обязана «информировать потребителей о том, какую работу она выполняет, как она ее выполняет, должна иметь вывеску, табличку с режимом работы, стенд с указанием перечня религиозных услуг, их вид, качество, объем и так далее». Храмы других конфессий организация «Помощник потребителя» проверять пока не собирается.
В Екатеринбурге Алексей Конев известен разного рода исками -- его организация специализируется на таких процессах «в защиту интересов неопределенного круга потребителей». Например, летом прошлого года иски были предъявлены ряду городских автосалонов и с некоторыми из них были заключены мировые соглашения -- они касались оформления и наполнения информационных стендов, более подробного информирования клиентов об услугах и т.п. Действия Конева тогда были охарактеризованы в местной прессе как «потребительский терроризм». Конев и в этот раз намерен предложить на суде мировое соглашение, «по которому котором Церковь согласилась бы устранить недостатки своей работы, что не требует больших усилий».

Мы попросили прокоментировать ситуацию руководителя пресс-службы Екатеринбургской епархии Бориса Косинского:

-- Борис Викторович, может быть, действительно в храмах нужно разместить стенды, где расписаны все таинства с подробным прейскурантом?

-- Во всех храмах прихожанам доступна информация, где указываются примерные пожертвования за тот или иной церковный обряд или таинство. Этого достаточно.

-- А как правильно работать с такими людьми -- нецерковными (да и церковными), обижающимися на батюшек?
-- Все зависит от человека. Если он хочет понять и разобраться, как устроена жизнь в Церкви, он сможет получить ответы на все интересующие его вопросы. Но если он приходит в храм как в химчистку или гастроном и, называя себя потребителем, требует выполнения услуг согласно прейскуранту, как ему например, объяснить, что душе покойного легче, если за нее молится как можно больше людей?

В Церкви есть свой порядок, свой уклад, согласно которому проходит ее жизнь. И заявлять, что нужно все менять так, как себе это представляет человек совершенно нецерковный, по меньшей мере невежественно. Он же не спорит с тем, что в больнице его просят сменить обувь или одеть бахилы только потому, что, например, привык везде ходить в сапогах? Он понимает -- таковы правила больницы. Спроси: зачем они нужны -- тебе все объяснят. Точно так же и в храме. Но если же ты никого не хочешь слушать -- а именно об этом говорят действия Алексея Конева -- и подаешь исковое заявление в суд, значит, не хочешь быть частью Церкви, а хочешь только перестроить все под себя. Но тогда зачем ты пришел в храм? Зачем тебе Церковные таинства, они же распространяются только на членов Церкви? Церковь, например, не отпевает некрещеных -- потому что они сами не захотели войти в нее при своей жизни.

Объявляя себя «потребителем религиозных услуг», он сам отделяет себя от Церкви. Потому что в Церкви нет «услуг». Есть таинства и обряды, и ты по своей воле можешь пожертвовать за их исполнение, сколько считаешь нужным. Некоторые суммы указаны, но только для того, чтобы человек представлял себе размер пожертвований. Но если у него нет средств, человека окрестят, ничего с него не взяв. И точно так же отпоют усопшего, ничего не взяв с его родственников, если у них нет денег.

-- Можно ли назвать решение Конева подать в суд на епархию предосудительным?
-- Я не назвал бы его поступок предосудительным, скорее невежественным. Думаю, действия Конева можно считать рецидивом советской эпохи, когда обществу навязывалась мысль, что «наивный, глупый народ относит в храм свои трудовые копейки, а церковники на них жируют». Но на самом деле пожертвования Конева пойдут на нужды храма -- то есть на реставрацию, на содержание приходской школы или на социальное служение (об этом упоминается в квитанции о пожертвовании, которые принято выдавать в Екатеринбургских храмах).
С другой стороны, действия Конева порождены современной ситуацией, когда некий круг людей вроде бы присматривает за порядком, а на самом деле старается сделать себе или своей организации пиар, занимаются саморекламой.

Юрисконсульту юридической службы Екатеринбургской епархии, Вере Лещенко поручено представлять епархию в суде. Вот что она ответила на наши вопросы:

-- Каковы судебные перспективы дела, и согласится ли Екатеринбургская епархия на мировую с Коневым, если он сделает такое предложение?

-- Я не могу спрогнозировать, каким будет результат судебного разбирательства, это решит суд. Но думаю, что судебный иск Конева юридически не обоснован. Он приравнивают Церковь к коммерческой организации, в частности прихожан называет «потребителями», таинства и обряды называет «религиозными услугами». По его мнению, даже должны быть расписаны все удары колокола, когда покойного выносят из храма. Считает, что с члены Церкви должны заключать договора на оказание так называемых «услуг». Но Церковь же не ритуальное бюро! Представьте себе такую ситуацию: перед таинством исповеди батюшка объявляет, что каждый прихожанин должен заключить договор на это таинство, иначе исповедь не состоится. Это же абсурд. И вот из таких несуразностей состоит все его исковое заявление. Вряд ли в этом случае можно говорить о каком-то мировом соглашении.

Почему прихожан нельзя приравнивать к потребителям, поясняет руководитель пресс-службы Московской Патриархии иерей Владимир Вигилянский:
-- Прихожан нельзя именовать потребителями, поскольку вместе со священником они сослужители Христу. Иск Конева -- это абсолютное непонимание сути того, что происходит в Церкви. Нельзя измерить мистичность священных служб, к ним нельзя к ним предъявить потребительский подход. Вообще сравнение Церкви с каким-то пунктом обслуживания потребителей кощунственно, и если речь не идет об очередном эпизоде давней борьбы правозащитников с Церковью, то мы имеем дело с совершенно невежественным, необразованным человеком. Действительно стоит призывать к введению Основ православной культуры во всех начальных и средних учебных заведениях, чтобы не было подобного рода невежества.

Я уже и не говорю о сути его претензий: там ничего не было сказано о небрежности молитвы, о сокращении молитвы, а массовое отпевание случается порой, особенно при наплыве усопших. Лучше, конечно, всегда проводить подобного рода обряды индивидуально, так же как и таинства крещения и венчания, но ничего страшного нет, если происходит совместное отпевание.

Подготовили Елизавета БУШУЕВА, Алексей РЕУТСКИЙ

Версия для печати

Тэги: Церковные таинства  Приход  Епархии  Законы 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.