Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Прибыль и чистая совесть

№0'0000 Жизнь в Церкви  04.08.11 15:21 Версия для печати. Вернуться к сайту

Испытание богатством считается тяжелее, чем испытание бедностью. Легко ли и душу соблюсти, и прибыль получить? К верующим бизнесменам отношение неоднозначное: с одной стороны, шутят про замаливание грехов, с другой — без благотворителей не восстанавливались бы храмы, не строились приюты, не уезжали бы на лечение больные дети. Про то, что бедность не порок, все знают, но мы попытаемся разобраться, порок ли богатство. И как православная вера уживается рядом с заботой о прибыльности своего дела.

Талант без фарисейства



— К умению зарабатывать деньги нужно относиться как к таланту, данному Богом. А чтобы это не превращалось в фарисейство, нужно все время проверять, есть ли действительно воля Божия на какое-либо твое действие? — считает предприниматель Святослав Можей, руководитель группы компаний «Амалит». Благотворительность, по мнению Святослава, далеко не единственное, что отличает православного предпринимателя от всех других. Сам бизнес должен быть построен честно настолько, насколько это возможно при наших реалиях.

— В бизнесе я 15 лет, а в Православии—три всего, — рассказывает Святослав. — Для того чтобы говорить своим сотрудникам о вере, я еще не вырос. Но обманывать клиентов запрещал всегда, еще до того, как пришел в Церковь. Мы занимаемся сувенирной продукцией, в том числе промтоварами, и не берем заказы на рекламу алкоголя и сигарет. И инициатором этого был не я, а мой сотрудник. К сожалению, уследить за всем не удается, один заказ проскочил как-то, но в 99,9 процента случаев мы твердо отказываем. Запустили проект, в рамках которого производим продукцию для православных — иконы, книги, календари.

По мнению Святослава, одна из самых сложных проблем российского бизнеса — взятки: известно, что некоторые проверяющие организации не дадут работать без некоего взноса:

— Доля обмана в даче взятки есть. Я советовался об этом с опытными людьми, многие говорят: такая система, никуда из нее не уйдешь. И мы решили, что придется дать денег, возможно, это будет меньшее из зол. Но так, конечно, можно дооправдывать себя до чего угодно. Надо быть бдительным.

Грехи бизнесмена



Считается, что там, где большие деньги, там тщеславие, чувство превосходства. Если среди грехов бедных чаще всего называют зависть, то у богатых, по мнению бизнесменов, склонных к самоотчетности, это гордость.

— Гордыня — болезнь номер один всех бизнесменов, — уточняет Святослав Можей. — А если разобраться, то чем гордиться? Бог все дал — Бог все и забрать может. Бывает всякое: один очень крутой бизнесмен, мой знакомый, столкнулся с рейдерским захватом и остался абсолютно безо всего. Кстати, после этого он и пришел к вере.

— Главные грехи бизнесмена—гордыня и сребролюбие, — отмечает Константин Малофеев, управляющий партнер компании Marshall Capital Partners. — И если любовь к деньгам можно взять под контроль, приучившись воспринимать их как средства, данные тебе в управление, то борьба с гордыней идет постоянно.

По мнению Константина, большие деньги сопряжены с большой ответственностью.

— Нельзя в воскресенье быть в церкви, а в остальные дни принимать деловые решения, не зависящие от твоей веры, — говорит он. — Та стадия предпринимательства, что мы сейчас видим в стране, это жесточайшая конкуренция и соревнование воль. Олигархи — это люди с железной волей. Но православному бизнесмену в какой-то ситуации приходится отступить, выйти из конкурентной борьбы. Понять, что без компромисса ты это состязание не выиграешь. Проиграть — очень тяжело, но в противном случае ты потеряешь что-то более важное, чем деньги. Меньше нужно праздновать свои успехи, лучше учиться воспринимать получение прибыли как что-то будничное.

Есть мнение, что атрибутом успешного человека должны быть виллы, самолеты, марочные часы и яхты. Как понять, когда это необходимость (нужно «соответствовать среде»), а когда — излишество?

— Я бы предостерег от осуждения обеспеченных людей за их пользование благами, дающимися за деньги, — отмечает Константин Малофеев. — Привязанность богатого человека к своим часам за 100 тысяч долларов ничуть не больше, чем привязанность человека победнее к своим часам за 100 долларов. Почему-то многие считают, что, если бедный человек все выходные посвящает покупке стиральной машинки в кредит, обходит магазины, обсуждает ее характеристики, это нормально, а вот когда богатый человек выбирает себе дорогой автомобиль — это уже плохо. Отношение-то совершенно одинаковое, где критерии? Если кто-то много тратит на других, то мне совершенно все равно, есть ли у него самолет и яхта. Заметьте, тратит много в соотношении со своими доходами. Я, например, часы не ношу вообще никакие. Просто в них не разбираюсь, но это не значит, что я осужу человека с дорогими часами на руке. Жить в современной России и подстраиваться под ее реалии сложно и бедным, и богатым. Но последним в чем-то, возможно, и тяжелее остаться в согласии с совестью, ибо «...от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48).

Больше денег — острее борьба



— Имеется в виду борьба с искушениями, — говорит Сергей Малышев, заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Энергостройинвест-холдинг».— Минусов в богатстве для верующего больше, чем плюсов. Один из главных — перестать понимать тех, кто нуждается. Милосердие бедного — в его личном времени, внимании. Богатый может дать денег, но здесь есть риск, что милосердие может стать формальным для дающего. Легче отстраниться от проблем, когда не видишь их близко. С другой стороны, у богатых есть возможность влиять на других людей, на события. Но и это очень сложно — нести ответственность не только за себя, но и за окружающих и, принимая решения, уповать на помощь Божию. А решения приходится принимать каждую минуту, и не всегда успеваешь понять, правильные ли они с точки зрения веры? Но такое постоянное напряжение ума и душинормально— наоборот, успокоился, не переживаешь, значит, что-то идет не так. Православным предпринимателям нельзя забывать о Боге, как это ни банально, это главное. Богатых в России по-прежнему продолжают осуждать. Потому что узок их круг, далеки они от народа. И еще из зависти. По наблюдениям Сергея Малышева, он часто встречается с таким отношением. Но реагирует взвешенно. — Христианин — это не сертификат качества, а исповедание веры. Мирская справедливость и христианская — две разные вещи. Абсолютно честным бизнесменом у нас быть невозможно, но я видел людей, которые к этому стремятся, — говорит предприниматель.

«Быть в России бизнесменом сложно, но нужно»



— В нашей стране практически не существует условий для честного бизнеса, — считает протоиерей Леонид Калинин, настоятель храма Священномученика Климента, Папы Римского.— Отсутствует само понятие собственности, уважение к ней. Действия властей, некомпетентные и преступные, остаются безнаказанными, нет реально работающего правосудия. И потому иметь свое дело очень рискованно с точки зрения морали. Но дорогу осилит идущий.

По мнению о. Леонида, человеку, пришедшему в бизнес, неизбежно придется столкнуться с безнравственностью и непрофессионализмом чиновников, с требованием взяток:

— Некоторые ситуации просто нерешаемы, и приходится идти на компромисс. Я не приверженец мнения, что любой компромисс недопустим, но надо четко понимать, где остановиться. Условия, в которые поставлены предприниматели, ужасны, но это не оправдывает жестоких, безнравственных поступков. Честный бизнесмен должен думать не только о прибыли, но и о своей стране, о людях. Я недавно вернулся из США, побывал в городах, где был четыре года назад, и увидел небывалый их подъем: строятся новые дома, дороги. Вот это — эффективное вложение средств в свою страну. У нас же зачастую деньги из России просто выкачивают, потом вкладывают их в иностранные фонды и выводят. Если тех, кто хочет работать здесь и на благо страны, а не только себя, станет больше, ситуация, возможно, выправится. Быть бизнесменом, предпринимателем в России очень сложно, но нужно. И мой совет православным бизнесменам — не гнаться за сверхприбылями, не выводить капитал за рубеж, пусть любые деньги работают на будущее страны, и тогда это будущее может стать лучше, чем настоящее.

Текст: Анна ЗАХАРЧЕНКО