Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Православный катехизис: нужен ли вариант для молодежи?

№0'0000 Жизнь в Церкви  04.07.13 15:15 Версия для печати. Вернуться к сайту

YOUCAT – католический молодежный катехизис, достаточно распространенный в Европе. Недавно эта книга вышла и на русском языке. Юрий БЕЛАНОВСКИЙ ее приобрел, прочел и рассказывает, почему ему бы хотелось, чтобы такой появился и в Русской Церкви и чем он должен отличаться от католического.

Можно ли принять или адаптировать?

Наша воцерковляющаяся молодежь как социальная группа еще не осмыслена церковным сообществом, и поэтому до сих пор нет ясного понимания ни языка обращения к ней, ни форм работы. Хотя есть понимание того, что к ней требуется особый подход и что он является необходимым условием выпуска современной учебной и просветительской литературы. Мир давно живет разными целевыми группами и стремлением наиболее эффективно взаимодействовать с каждой из них. Пространное оглавление, краткие тексты, выделенные основные мысли, иллюстрации, перекрестные ссылки, ясно выверенная и не пляшущая от страницы к странице терминология, яркие иллюстрации, юмор и т.д. Все это сегодня - необходимые условия донесения информации до молодежной среды.

Понятно, что такие издания не висят в воздухе и не создаются на коленках горсткой энтузиастов волонтеров. Это большая профессиональная работа целого коллектива авторов и редакторов. Появлению катехизиса должны были предшествовать другие издания для молодежи, он стал их премником. Поэтому, думаю, что в ближайшем будущем православный русский аналог появиться не сможет.

Но, может быть, достаточно «оправославить», скорректировать эту книгу? Переписать некоторые главы, изменив в них положения догматики и церковной практики? Заменить цитаты? Поправить стилистику? Ответить трудно. YOUCAT - это труд цельный, отражающий веру Католической Церкви. Он католический во всем: по логике и по структуре и по содержанию. Опыт работы в области миссионерства и катехизации говорит мне, что YOUCAT имеет мало общего с известными мне подходами и наработками. По-моему, слишком трудно через этот катехизис отразить православные смыслы, акценты и традицию, если оставаться в русле катехизации, сложившейся в 1990-х и 2000-х. Но попробовать стоит!

YOUCAT – это нерусская книга по своей культуре и работать с ней традиционному типичному катехизатору, большей частью вчерашнему неофиту с оттенком чрезмерной привязанности ко всему православному, будет сложно. Хотя, именно эта нерусскость, вероятно, на фоне моря переводной литературы в стиле «для чайников» будет позитивной для тех, кто хотел бы познакомиться с христианством с нуля.

Методологическая трудность

Основной методологической проблемой катехизации в России сегодня является отсутствие единого авторитетного издания-источника - большого полного катехизиса. Воцерковление так и остается личной сферой ответственности новообращенного, избирающего себе в настольные книги все, что произведет на него впечатление. Каждый воцерковляется, как может в меру своего образования и культуры. Кто годами читает детские брошюры про чудеса, кто досконально с привлечением древних языков изучает догматику.

Порой при споре можно апеллировать только к Евангелию, настолько разнятся авторитеты. На приходах у каждого священника свои источники. Для прихожан, большей частью, книги лишь вторичны на фоне личности батюшки, вне зависимости от его образования и компетенции. За 20 лет так и не сложилось ясной и несколько формализованной иерархии источников церковного знания. Старый катехизис святителя Филарета (Дроздова) трудно признать сколь-нибудь приемлемым. В такой ситуации будет очень непросто найти практическое живое место новому молодежному катехизису.

При каких условиях молодежный катехизис сработает?

Все сказанное об YOUCAT, как о книге, вполне вторично. Молодежный катехизис, насколько я понимаю, подготовлен с учетом того очень распространенного опыта малых групп, которые есть у христиан Запада для взаимного общения и обучения. Молодежь давно уже не стадная учебная масса, которую можно загнать в аудиторию и прочесть лекцию. Молодежи важно не только услышать лектора, но и общаться, обсуждать узнанное и пережитое в доверительной, безоценочной среде, говорить критически и правдиво в кругу равных, свидетельствовать о своем личном опыте.

И вот, именно этого нет пока еще в Русской Церкви. Академический стиль передачи знаний и менторский стиль назидания - есть, обилие и мешанина книг есть, но вот групп по изучению и осмыслению и общению на какую-то тему, как массового явления - нет.

Помните, лет 6 назад была попытка организовать так называемый «Альфа курс» для новичков, являвшийся по сути предкатехизацией и направленный на людей, только-только доверившихся Церкви? Это были 12 встреч и 12 тем, обсуждение и общение в группе. Многим тогда не понравилось содержание и текст вспомогательной брошюры. Смутило и авторство. За деревьями не разглядели леса, не поняли, что главное не текст, а сами встречи, от которых, собственно и отказались, вместе с «неправославными» пунктами в брошюре. Вместе с водой выплеснули младенца. Катехизация в малых группах не зародилась тогда.

Но в том-то все и дело, что катехизис для молодежи – это всего навсего книга. Он не работает сам по себе. И катехизация – отнюдь, не автоматический процесс, она все равно подчиняется той реальности, что есть. Люди, так или иначе, добирают нехватающее им общение, обсуждение и критику, но не в формате подготовленных и моделируемых, а значит все же учебных и безопасных встреч, а в частных общениях друг с другом и с «авторитетами», которые просто попались им на пути. И немудрено, что в сложившейся ситуации в головах прихожан процветают совершенно невероятные мировоззренческие разноцветия.

Если бы появился православный YOUCAT, хотя кому-то может подойти пока и католический, я бы рекомендовал его ведущим групп по изучению Писания, чтобы они потихоньку пробовали этот формат, набирались опыта. Такая книга должна жить в пространстве группы.