Что такое телефон доверия, знают все. А для чего нужен православный телефон доверия? В некоторых епархиях есть и такие. Например, в Новосибирске. Служба духовной помощи открылась здесь год назад, но уже стала крайне востребованной -- звонки на ее номер не прекращаются ни днем ни ночью. В чем смысл такой службы и почему она так популярна, разбирался корреспондент «НС».
Десять батюшек и один телефон
Полное название этой службы -- епархиальная телефонная служба социальной помощи «Содействие». Идея ее создания в Новосибирске принадлежит архиепископу Новосибирскому и Бердскому Тихону.
-- Сначала мы думали привлечь семинаристов. Но владыка сказал, что к такой работе можно допускать только опытных, грамотных священников, --
рассказывает Наталья Пендюрина, координатор службы и сопредседатель местного «Общества книголюбов». В стенах этого общества и размещается «офис» телефона доверия.
В службе по очереди работают десять священников. На каждого приходится примерно по два дежурства в месяц. Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 18.00 до 21.00 дежурный батюшка приходит в помещение «Общества книголюбов», садится за стол в отдельной комнате и отвечает на звонки.
-- Чаще звонят, конечно, люди малоцерковные, --
рассказывает духовник службы протоиерей Виталий Бочкарев. -- Категории очень разные -- и по возрасту, и по социальному положению. Звонят и люди, прикованные к постели. Для них большое утешение с батюшкой просто поговорить, не задавая никаких вопросов, и получить поддержку и слова утешения. Есть среди звонящих жители отдаленных деревень, где нет церквей. Ну и психически нездоровые люди тоже попадаются. И с ними тоже нужно разговаривать.
Бывают звонки издалека, из Москвы и Владивостока например. И даже из-за границы. Как правило, это те, кто родился и потом уехал из Новосибирска.
-- Однажды нам позвонили из Испании, -- говорит отец Виталий. -- Это были родители одного парня, который здесь, в Новосибирске, попал в милицию. Они попросили нас помочь найти ему православного адвоката. У одного нашего диакона был такой среди его знакомых, и мы решили этот вопрос.
Откуда люди за много тысяч километров узнают про телефон? В основном через интернет. Местные же могут прочитать о нем в новосибирских СМИ. Газеты, радио и телевидение поддерживают службу и периодически размещают у себя бесплатные объявления о ее работе. Но главный способ распространения информации -- «сарафанное радио»: человек позвонил, ему помогли, он рассказал об этом другим.
Для многих в силу разных причин удобнее анонимно обратиться к священнику, чем открыто общаться с ним в церкви. Поэтому главный принцип новосибирской службы, как и любого телефона доверия, -- анонимность звонков. Люди на другом конце провода должны быть уверены, что могут задать любой вопрос не стесняясь и не боясь возможного осуждения.
-- Мы не просим человека называть имя, -- продолжает отец Виталий. -- Представляемся мы. И далее начинается разговор. Иногда звонящий просит о нем помолиться. Тогда, конечно, мы записываем имя. Но инициатива в этом случае исходит от него.
Несерьезных вопросов не существует
Менее чем за год работы православного телефона доверия на него поступило более двух тысяч звонков. В основном это вопросы, касающиеся церковной жизни, на которые люди сами не могут найти ответ. Спрашивают часто о предстоящих церковных праздниках -- как к ним готовиться. О порядке богослужения и формах венчания. Как крестить детей и кого можно брать крестными. Как убедить родственников, чтобы они приняли таинство крещения. Как похоронить человека по-христиански. Можно ли молиться за самоубийц. Как поехать группой на экскурсию в монастырь. Или церковная утварь и иконы родственников, которые уже умерли, куда это деть.
-- Иногда и довольно сложные вопросы бывают, -- говорит о. Виталий. -- Спрашивают о толковании тех или иных мест Священного Писания. Или, например, был звонок, когда человек просил, чтобы я научил его ни много ни мало непрестанной Иисусовой молитве. Я сразу сказал, что, во-первых, это не по телефону. И во-вторых, что такое допустимо только под непрестанным руководством священника. Так что иногда приходится и вразумлять слишком ревностных православных.
-- Для людей нет серьезных и несерьезных, простых и сложных вопросов, -- считает Наталья Пендюрина. -- Бывает, человек спрашивает: может ли теща быть крестной своему зятю? Или: я правую руку сломал, можно ли креститься левой? Или: мне курочку нужно зарубить, грех ли это? Или вот: можно ли выбрасывать фантики из-под конфет, на которых изображена часовня? Смеетесь? А мы отвечаем -- серьезно и обстоятельно. Раз человек спрашивает, значит, для него это важно.
Основная проблема служащих на телефоне -- время, его часто не хватает. Необходимо за короткое время успеть сказать самое главное, а нужные слова не всегда легко найти. Некоторые звонящие готовы говорить часами обо всем на свете, а остальным в это время приходится ждать на линии. Столкнувшись с этой проблемой, ввели норматив: в среднем на одного человека должно выделяться 15-20 минут. Таким образом, за вечер можно ответить примерно на десять звонков. Но в нормативы уложиться никак не удается. Священники все равно разговаривают столько, сколько нужно каждому, даже если ради этого приходится задерживаться до глубокого вечера.
В действительности новосибирский телефон доверия не ограничивает свою работу тремя часами. С 9.00 до 18.00 на звонки отвечает координатор службы, который может что-то подсказать, дать номера телефонов социальных служб, приходов или предложить перезвонить вечером, когда придет батюшка.
Алло, это исповедь?
Часто звонят люди, которые хотят исповедаться по телефону. И тогда священнику приходится объяснять, что исповедь -- это не просто рассказ о своих поступках, а таинство, которое возможно только в церкви. Самая большая радость для священников -- если после такого разговора кто-то и правда приходит в храм.
-- Недавно я встретил на исповеди женщину, которая часто мне звонила, -- вспоминает отец Виталий. -- Я ее сразу узнал. Не по голосу, конечно, а по двум-трем обстоятельствам, которые она назвала. Я говорю: «Вы мне звонили?» Она: «Да, это я. После ваших слов я решила прийти в церковь». Она не искала меня специально, просто так получилось, что в тот день исповедовал именно я. И это было по-настоящему удивительно и приятно.
С теми, кто не может выйти из дома, священники договариваются и приезжают к ним исповедовать и причащать.
Звонят и те, кто нуждается в социальной помощи, в основном это малоимущие. В епархии есть комиссия по материальной помощи, и запрос человека отправляется туда. Плюс координатор может подсказать, где можно, например, бесплатно получить детское питание.
Чтобы ни один вопрос или запрос не забылся и не потерялся, каждый священник ведет журнал учета звонков.
-- Это очень помогает в работе, -- объясняет Наталья Пендюрина. -- Каждый месяц владыка Тихон просматривает журнал, дает рекомендации. Основываясь на нашей статистике, легче увидеть, как Церковь может расширять свою деятельность за рамками телефонной службы.
В последнее время часто звонят преподаватели школ и вузов с просьбой провести встречу учащихся со священником. Такие запросы в основном поступают из областных сел и деревень, где в радиусе многих километров вокруг нет ни одной церкви. Служба принимает заявку и организует поездку батюшки. Таких выездов становится все больше.
-- Телефон доверия все больше начинает напоминать серьезный миссионерский центр. И нас это очень воодушевляет, -- улыбается отец Виталий. -- У всех сотрудников есть масса идей, как усовершенствовать работу службы. Нам есть куда развиваться. Мы ведь только в начале пути.
Александр ЛЕВИН