Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Последний русский классик детской литературы
Рождественские грезы доброй сказочницы

№0'0000 Культура  14.01.08 13:44 Версия для печати. Вернуться к сайту

В ее сказках нет злых персонажей, даже серый волк – добрый, поэтому легко подменяет Снегурочку на новогоднем празднике так, что никто не замечает этого. Львы у Натальи Абрамцевой с добрыми глазами, да еще и мурлычут. Писательница верит в чудо и готова дарить его другим. Она рассказывает сказки так, словно видела все сама и хочет поделиться впечатлениями, но и не скрывает, что это всего лишь греза. Тринадцатого января, в последний день (по старому стилю) уходящего года, прошла презентация «Рождественских грез» Натальи Абрамцевой (1954-1995), сборника из четырнадцати сказок с иллюстрациями дошкольников. Фотография Юлии Ивановой
- В моей жизни был момент, когда я очень хотела найти такую работу, на которую могла бы каждый день ходить с радостью, - рассказывает Юлия Полегаева, организатор проекта и руководитель изостудии «Сказочный мир», - С этим желанием я поехала в Покровский монастырь к мощам блаженной Матронушки. Обычно я езжу с детьми, на этот раз их со мной не было, и я решила привезти им подарок. Зайдя в лавку, я купила «Радугу в Сочельник» Натальи Абрамцевой. И когда мы вместе с детьми ее прочитали, это так меня тронуло, что у меня родилась программа изостудии.

Вначале каждого занятия в «Сказочном мире» Юлия Геннадиевна читает с ребятами какую-нибудь сказку, затем под классическую музыку они делают иллюстрации к прочитанному. Сейчас есть рисунки уже ко всем сказкам Натальи Абрамцевой. Прошлым летом студия объявила всероссийский конкурс иллюстраций, в котором приняли участие и дети из приютов, а потом прошла выставка их работ.


Иллюстраторы, они же - главные читатели книги. Фото Юлии Ивановой



Идея издать книжку с детскими иллюстрациями появилась тогда же. Юлия Геннадиевна открыла старое издание «Рождественских грез», чтобы найти телефон издательства и заказать у них книжку в подарок детям, а оказалось, что предложенный там номер принадлежит маме Наташи. Так они познакомились. Руководитель студии рассказала Людмиле Николаевне Абрамцевой свою идею, и на благотворительные пожертвования удалось ее воплотить.


- Почти двадцать пять лет назад я пришла в дом писателей Корнелия Корнельевича и Людмилы Николаевны Абрамцевых в качестве корреспондента журнала «Телевидение и радио», - говорит литературный критик Татьяна Семеновна Никитина. - В нашей редакции прошел слух, что есть удивительная девочка, которая пишет какие-то необыкновенные сказки. Они пока не публиковались, но говорили, что их автор – фантастически одаренный человек.
Когда я вошла в квартиру Абрамцевых, то с порога увидела из дальней комнаты огромные глаза девушки, лежащей на кровати. Ее взгляд забыть было невозможно: я просто утонула в нем. Я подошла к ее постели, присела рядом, и с тех пор мы стали друзьями. Уже после часа разговора с ней я забыла, что она больна, так и хотелось сказать ей: вставай, пойдем.

Наталья Абрамцева, создательница ста двадцати сказок, двенадцати пьес, а также рассказов и сценариев, с самого раннего детства страдала редким заболеванием спинного мозга, обрекающим ее на полную неподвижность и быструю смерть. Но в постель Наташа слегла только к двадцати годам, а прожила сорок с половиной лет, вместо обещанных семи-тринадцати.

- Сказки Наташа начала писать не в один день, - говорит мама Наташи Людмила Николаевна. - Она училась на курсах переводчиков, занималась переводами с английского, испанского языков, и однажды, прочитав ее перевод с испанского, преподаватель поставил Наташе за сказку «пятерку», а за перевод «двойку», потому что тот был совершенно неправильным. Получилась новая сказка.

Фотография Юлии Ивановой
Людмила Николаевна Абрамцева, мама Наташи, подписывает книгу дочери. Фото Юлии Ивановой


Настоящее серьезное творчество началось после пережитой трагедии – неудавшейся попытки самоубийства из-за глубокой депрессии в двадцать лет. Прозаическим осмыслением происшедшего стала заметка-очерк «Так может быть еще не все?»

Писать Наташе было физически тяжело, когда она стала сочинять сказки, записывала их фломастерами. Людмила Николаевна вспоминает, что ее дочь сначала подумает-подумает с недельку над какой-нибудь одной сказкой, а потом запишет ее буквально за три дня. Затем начинает работать над следующим. Наташа ни с кем не любила обсуждать свое творчество, более того, когда она диктовала маме, а та печатала и пробовала что-то подсказать, молодая писательница говорила: «Ой, мам, хорошо, что ты не мой редактор».

На вопрос – почему именно сказки, а не что-то другое, Наташа писала: «Так получилось, что одушевление неодушевленного стало для меня очень интересным и важным делом. Сказка – это эпиграф жизни, это дитя сердца. Как же важно, чтобы отношения между добром, злом и ребенком были правильными. Сказка поможет ребенку почувствовать, узнать добро. Здесь только сердце разберется…Вот я и пишу сказки. И буду писать. И постараюсь, чтобы после каждой из них можно было сказать задумавшемуся малышу: «А? Э-э…Так-то, дружок. В этом-то все и дело…»

- Я считаю ее последним русским классиком детской литературы, - говорит Татьяна Семеновна. - В сказках Наташи постоянно развиваются громадные внутренние темы – одиночество и его преодоление, поиск друга и радости, стремление научить других счастью. Работает она на разных уровнях: есть у нее сказки для совсем маленьких на языке зверушек, играющих в травке, есть для детей постарше – с духами воздуха, феями, радугой, жизнью, которая идет в небе. Она создает свою маленькую вселенную, которая очень густо населена – от травы до заоблачных высот. Наташа продолжает традицию Андерсена. Но, что удивительно, у нее есть какие-то предчувствия наступающих холодов в сердцах, в отношениях между людьми. Ее не зря рекомендуют для семейного чтения. Удивительно, что она, молодой автор, заглянула очень далеко.

Пережитая трагедия привела будущую писательницу к вере. После происшедшего Людмила Николаевна пришла в церковь и спросила у священника, простит ли Наташу Господь. На это батюшка ответил, что если бы не простил, ее и в живых не было. Потом он пришел к Абрамцевым, исповедал и причастил девушку.

Впервые рождественские сказки Натальи Абрамцевой удалось опубликовать после развала СССР. Нынешнее издание «Рождественских грез» третье. В него вошли четырнадцать сказок на новогодние и рождественские темы. В каждой из них Наташа хочет, чтобы мы поверили в чудо и в счастье. Она рассказывает стародавнюю новогоднюю историю, как Дед Мороз, чтобы подарить людям радость на Новый год, обратился за помощью к Лету, и оно дало ему радугу, которая появилась на небе в праздничную ночь. Потом радуга исчезла. «Подождите, люди! – пишет сказочница. – Не грустите! Кончилось ли? Посмотрите в небо. Вот между теми облачками, и еще вот там, над далеким лесом, и еще, и еще… Смотрите! То там, то там видны маленькие семицветные полоски: нежные неяркие приветы ночной гостьи – Радуги. Она оставила их на все зимние дни, чтобы вы верили в счастье.
…Эта история случилась в стародавние времена. Но подарок новогодней Радуги живет до сих пор. Только смотрите на небо! До головокружения смотрите, ведь увидеть маленькую зимнюю радугу – к счастью.
Ищите, люди, с надеждой ищите стародавний новогодний подарок» («Стародавняя новогодняя история»).


Догару Филипп, 5 лет


У Наташи на Новый год вылечиваются «больные» розы, распускаются веточки тополя, когда за окном метет метель, утром на столе появляется спелый ананас или букетик золотых лютиков, вишневая карамель превращается в сочные вишни, игрушечный вертолет – в живых зеленых лягушек в красных шляпках. А старомодная седая дама дарит на Рождество ангела из папье-маше, который ночью путешествует с маленьким мальчиком по Африке. И никто не удивляется этим чудесам. «Так устроены люди: добрым чудесам не удивляются: их просто помнят».

И тише, пожалуйста, тише! Только оставив все дела и прислушавшись, можно не пропустить чудо. И еще, прошу вас: не выбрасывайте, на всякий случай, старые сахарницы.

Софья ПУЧКОВА

Наталья Абрамцева. Чудеса, да и только


Субботин Илья, 6 лет


Пожалуйста, никогда не выбрасывайте старые сахарницы. Если у вас появился новый сервиз, старую ненужную сахарницу хорошенько вымойте, высушите и поставьте на самую дальнюю полку буфета. И тогда, может быть, в вашем доме некоторое время будут твориться разные удивительные вещи. А это совсем не плохо...

В старых сахарницах любят жить Струмышки. А Струмышки, эти сказочные существа, больше всего на свете любят устраивать людям приятные удивительные неожиданности. Струмышки — это совсем не мышки, не лягушки, не воробушки... Очень немногие видели Струмышек — такие они непрочные, придуманные, ветреные. От одного человеческого взгляда мгновенно превращаются в летучую золотистую пыль: Но те, у кого легкий взгляд и веселые глаза, видели Струмышек и рассказывают, что они похожи на клубочки желтого, необыкновенно легкого, пушистого меха. А глаза у Струмышек... Одни говорят — карие, другие — фиолетовые, третьи — синие. И это правда — глаза у всех Струмышек разные.

Струмышка из этой сказки зеленоглазая, как новогодняя елка, что сегодня принесли в дом. И сияют ее глаза, как елочные игрушки и мишура. Весело и ярко. Струмышка поселилась в красной с белыми горошинами сахарнице, которую мама убрала за ненадобностью.

Семья, где поселилась зеленоглазая Струмышка, была самая обыкновенная. Мама — портниха, папа — инженер. У него есть любимое занятие — мастерить механические игрушки. А еще дочка. Девочка как девочка: косички, пятерки, тройки, джинсы. Спокойно жила семья. Никаких несуразностей. И вот под самый Новый год началось...

Дождавшись ночи, Струмышка выбралась из сахарницы, распушила свой легкий-легкий мех и плавно слетела с буфетной полки. Золотистым парашютом покружилась над спящими хозяевами квартиры. Зелеными волшебными глазами заглянула в их снытобы с каждым познакомиться получше. Придумала первую приятную странность, рассмеялась тихонько и принялась за дело. А как делала Струмышка свое дело — спрашивать не станем.

В предновогодний день у всех мам забот невпроворот. У нашей мамы, конечно же, тоже. Ей необходимо было найти карамель «Вишенка», любимые конфеты семьи. Купила мама нужные конфеты, пришла домой и высыпала их на красивое большое блюдо, чтобы видно было, как их много.

Дочка прыгала рядом, папа с удовольствием потирал руки. Мама радовалась. А Струмышка, само собой, сидела рядышком на столе.

И вдруг — рассыпалась Струмышка. Золотистая пыль засверкала у всех в глазах, а потом мама, папа и дочка увидели, что праздничное блюдо наполнено не конфетами-карамельками, а самыми настоящими крупными, спелыми, сочными вишнями. Как ни любили все карамель, но настоя щие ягоды, да еще зимой — что за чудо!

— Ну, ты у нас просто волшебница, — сказал папа.

— Зимой свежие ягоды! Не мороженые какие-нибудь, а настоящие, словно только что с ветки!

Усталая мама не знала, что и подумать, но обрадовалась вместе со всеми и снова принялась за дела. Некогда было думать, что произошло.

А папа сел заканчивать свой новогодний подарок — игрушечный вертолет. Струмышка его уже дожидается. Только папа ее не видит, ведь она рассыпается от взгляда человека. Вот самый важный момент — последняя деталь, и вертолет готов. Но множество золотистых пылинок засверкало в глазах у папы. А вместо вертолета... смотрит папа и ничего не понимает. За какую-то неуловимую секунду серьезная летающая машина превратилась в трех совершенно легкомысленных квакающих лягушат. Зеленых, как елка! Они по очереди приподнимали похожие на мухоморы красные шляпы и кланялись, квакая. Можно ли в это поверить? Нет, конечно. А можно не поверить, если видишь своими глазами? Вот сидел папа и не знал, верить или нет.

Подошла мама. «Все-таки у тебя золотые руки, — сказала она, — только ты мог сделать таких забавных лягушат». Не поверить маме папа, естественно, не мог.

Да и каждому ясно, что веселые лягушата гораздо лучше обыкновенного вертолета.

А Струмышка удалилась в свою сахарницу. Принялась за свои волшебные дела: готовить сюрприз для девочки.

И лягушата необыкновенно хороши, и спелые вишни вкусны и красивы, но есть у девочки мечта. Год назад ей подарили книжку про кошек, на обложке которой был нарисован веселый рыжий котенок. Очень хотелось девочке такого котенка. Но все не до него было: то мама занята, то папа в командировке. А тут вдруг ровно в двенадцать часов, когда били куранты, знакомая золотистая пыль закружилась в глазах у мамы, папы, девочки и над всем праздничным столом — и вдруг... живой рыжий котенок вышел из под елки и влез на стол. Он сел рядом с тарелкой девочки, наверное, был голоден. Мама думала, что это подарок папы, папа подумал, что котенка подарила мама, девочка не успела ничего подумать, она была просто очень рада. Только Струмышка знала, в чем дело.

Никто в семье не удивился Струмышкиным чудесам: ни первому, ни второму, ни третьему. Так устроены люди: добрым чудесам не удивляются: их просто помнят. Вот и кончились странные новогодние неожиданности в этом доме. Струмышке пора перебираться в другую сахарницу, других людей удивлять. Она им нужна: не очень интересно жить без веселых и добрых Струмышек.

Не выбрасывайте, пожалуйста, старые сахарницы.

Официальный сайт Натальи Абрамцевой

Посетите официальный сайт Натальи Абрамцевой!