Нужен ли Поместный собор?
Здравствуйте! Почему сейчас не проводятся Поместные соборы, как в 1917 году, хотя по уставу они должны быть? Вместо них сейчас проходят Архиерейские соборы, и говорят, что так, дескать, пошло от святых отцов. Р. Б. Михаил
Поместный собор Японской Православной Церкви, 1900 год Отвечает протоиерей Олег ДАВЫДЕНКОВ, клирик храма святителя Николая в Кузнецах (Москва), доктор богословия, профессор ПСТГУ:
-- Соборы, в которых пресвитеры, диаконы, монахи и миряне участвовали бы с правом голоса наряду с епископами, не соответствуют традиции Православной Церкви. Собственно Поместным собором исторически назывался собор епископов поместной Церкви. Все Вселенские и Поместные соборы Древней Церкви были Архиерейскими соборами, на которых миряне и низшие клирики могли выступать только в качестве советников-консультантов, не имевших права голоса, или официальных представителей своих епископов, которые не могли присутствовать на соборе лично. Идея Поместного собора, на котором клирики и миряне присутствуют с правом голоса, возникла на волне либеральных идей начала XX века. Возможно, в 1917 году, когда почти все образованное общество поддерживало идеи народовластия, проведение такого собора было оправдано. Многие верующие не поняли бы, если бы к работе собора Русской Церкви, собравшегося впервые за 300 лет, не были допущены миряне и представители белого духовенства. Однако сегодня в Русской Церкви особых иллюзий относительно благотворного влияния либеральной демократии на жизнь Церкви не наблюдается. К тому же не вполне ясно, как организовать выборы от мирян: кто может быть избран, кто может иметь право голоса? Непонятно даже, по каким критериям это определять. Если представители от мирян будут просто назначаться правящими епископами, то зачем такие делегаты вообще нужны? Если все же будут проводиться «свободные» выборы, то это неизбежно приведет к проникновению в церковную жизнь современных выборных технологий. Кому и зачем это нужно? Для лучшего понимания вопроса представьте себя на месте человека, которому предложили выдвинуть свою кандидатуру в качестве «кандидата в депутаты» такого собора. По-моему, реакция любого воцерковленного человека, доверяющего священноначалию, может быть только одна -- под любым предлогом отказаться: «Что я там буду делать, кто я такой, чтобы поучать епископов и учить их управлять Церковью?» Ведь Поместный собор -- это не говорильня, а рабочий орган, принимающий решения по важнейшим вопросам церковной жизни. Любая проблема в жизни Церкви имеет много различных аспектов: духовный, нравственный, богословский, административный, экономический, политический, правовой и др. Очевидно, что принять взвешенное и ответственное решение по той или иной проблеме может только тот, кто способен охватить проблему во всей ее сложности. Но кто лучше подготовлен для такой деятельности, чем епископы? Представляется, что за разговорами о необходимости созыва Поместного собора скрывается не столько радение о соблюдении устава Церкви, сколько недоверие епископату. Поэтому, если бы даже удалось организовать свободные выборы от мирян, то очень велика вероятность того, что на собор попали бы люди, изначально настроенные не на конструктивную работу, а на конфликт со священноначалием.
Кроме того, неочевидно, что Поместный собор как рабочий орган эффективнее Архиерейского. Хорошо известно, что чем больше рабочий орган, тем легче им манипулировать и тем труднее ему принять взвешенное решение.
В силу вышесказанного представляется, что отсутствие Поместных соборов в современной Русской Церкви обусловлено не происками чьей-то злой воли, а отсутствием достаточных оснований для этого в самой жизни Церкви.
Что касается устава, то это не есть догмат. Если то или иное положение устава перестает отвечать потребностям жизни Церкви, то оно может быть изменено.
Надо ли перекрещивать «обливанцев»? Некоторые утверждают, что людей, которых крестили не полным погружением, а обливанием (и уж тем более окроплением), необходимо перекрещивать. Правда ли это? Юлия
Отвечает протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова Курской области, преподаватель факультета теологии и религиоведения Курского государственного университета:
-- Если настаивать на перекрещивании тех, кого крестили обливанием или окроплением, больше половины России придется перекрещивать. Я крестился в 1985 году по благословению отца Иоанна (Крестьянкина), и оглашал меня в Псково-Печерском монастыре отец Адриан. Но там, как и в большинстве монастырей, не крестили, отец Иоанн направил меня креститься в храм великомученицы Варвары напротив монастыря. Не было тогда ни баптистерия, ни крестильни, настоятель, отец Евгений, крестил меня перед службой прямо на солее. Окроплением. Через несколько лет, уже будучи священником, я познакомился с одним игуменом, который как раз считал, что всех крещеных без погружения необходимо перекрещивать. Я с ним не согласился, напомнил, что в истории Церкви был даже исключительный случай крещения песком, и святые отцы не поставили под сомнение истинность совершенного таинства и не посчитали, что нужно перекрещивать, но игумен отстаивал свою позицию. И я спросил у отца Иоанна (Крестьянкина). Он ответил, что по возможности надо крестить полным чином, но, конечно, никого перекрещивать не нужно. Не перекрещиваем же мы крещеных обливанием или окроплением католиков, а принимаем их в Церковь через покаяние. А кому-то из священников приходилось крестить новорожденных младенцев в реанимации. Куда погружать ребенка, который в специальном боксе лежит под капельницей? Естественно, в этом случае крестим окроплением. У одного мальчика, по прогнозам врачей, шансов выжить почти не было, и я крестил его в реанимационном отделении, а он по милости Божией выжил, растет, ходит в храм, причащается. Объявить его некрещеным, перекрестить? И если взрослый человек, крещенный страха ради смертного родственниками-мирянами, выживает, мы, священники, только дополняем таинство миропомазанием. А умерших сразу после такого крещения поминаем как членов Церкви. К слову, тот игумен в конце концов ушел в раскол, и это, как мне кажется, не случайно -- не удерживаются такие жесткие люди в Православии. Они другого духа. В их позиции есть что-то магическое: внешнее действие для них важнее веры. Конечно, правильнее крестить полным погружением. Но массовое крещение взрослых, начавшееся после 1000-летия Крещения Руси, -- новое для России явление, до этого несколько веков всех крестили во младенчестве. Поэтому в русских храмах не было баптистериев, а значит, в конце 1980-х -- начале 1990-х не было и возможности крестить взрослых погружением. Сегодня во многих храмах такая возможность есть. И мы в нашем храме недавно сделали баптистерий для взрослых. А в селе Куньи, где я служил раньше, мы для крещения взрослых приспособили 300-литровую бочку-нержавейку. Но мне в голову не придет перекрещиваться самому или перекрещивать прихожан, крещенных обливанием или окроплением! Если же кто-то из священников так делает, то он совершает тяжкий грех. Таинство крещения совершается над каждым христианином лишь однажды. Ведь если даже есть предположение, что человека в детстве тайком от родителей крестила бабушка неизвестно как, мы его, конечно, крестим, но обязательно добавляем слова: «аще не крещен есть». А тут всем известно, что человек крещен, а священник дерзает утверждать, что таинство, совершенное другим священником, недействительно. По-моему, это прямой путь к расколу.
Где вы нашли оглашенных?
Нужны ли молитвы об оглашенных? Насколько я понимаю, оглашенные -- это те, кто проходит катехизацию, готовится к крещению. Сейчас таких людей очень мало, а им и, главное, их исхождению из храма посвящена целая ектенья. Не пришло ли время исключить ее из литургии? Анастасия Петровна
Крещение оглашенных у храма святого Августина в городе Булаваио, Зимбабве
Отвечает протоиерей Алексий УМИНСКИЙ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):
-- Я не думаю, что молитва об оглашенных -- рудимент. Во многих московских (и не только) храмах взрослых готовят к крещению, проводят с ними огласительные беседы, они еще до принятия таинства посещают литургию и, как и в древней Церкви, исповедуются перед крещением. Сегодня оглашенные -- не массовое явление, но они есть, поэтому и молитва о них для Церкви совершенно естественна. В храмах же, где оглашения нет, молитвы об оглашенных звучат как призыв к тому, чтобы оглашение во всех храмах нашей Русской Православной Церкви стало нормой. Святейший Патриарх на каждом епархиальном собрании говорит об обязательности подготовки взрослых к святому крещению через огласительные беседы, через исповедь пред принятием таинства, через введение в жизнь общины, через молитвенную помощь. Ектенья об оглашенных и есть наша молитвенная помощь тем, кто только готовится стать членом Церкви.
За литургией оглашенных следует литургия верных. В Древней Церкви после ее начальных слов «Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите, елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся» оглашенные выходили из храма. Сегодня эта молитва сохраняется только как красивая традиция, а оглашенные, насколько мне известно, остаются в храме до конца службы. Ну и что? В церковном богослужении вообще существует много противоречий. Утреню мы служим вечером (на всенощной), вечерню -- утром (на Благовещение, Рождественский и Крещенский сочельник, Троицу, на литургии Преждеосвященных даров). Так исторически сложилось. Призыв к оглашенным покинуть храм -- это верность древнему литургическому чину и напоминание о традициях первых веков, но не призыв к действию.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Является ли Церковь бизнес-корпорацией? Церковные финансы время от времени вызывают бурю медийного внимания. Но знаем ли мы как устроена на самом деле церковная финансовая система? Как оказывается, разобраться в этом вопросе не так уж и просто.
Митрополит Иларион о патриархе Сергии: патриаршество увенчало жизнь выдающегося иерарха 12 сентября исполнится 70 лет интронизации патриарха Сергия. Его личность и отношения с советской властью и сегодня вызывают споры. Как его вклад в историю Церкви оценивает митрополит Волоколамский Иларион, 4 сентября представивший на Московской книжной ярмарке свою книгу "Церковь в истории"?
Богословием займутся архиереи Накануне праздника Пятидесятницы на официальных церковных сайтах в Интернете были опубликовано шесть новых документов, подготовленных комиссиями Межсоборного присутствия. Ключевые из них посвящены управленческой реформе, ювенальной юстиции и ИНН
Материальная Церковь: какой была финансовая основа Русского Православия Экономические проблемы Церкви — тема больная. Большинство наших соотечественников убеждены, что деятельность, приносящая прибыль, религиозным организациям не к лицу. На этом охотно играла атеистическая пропаганда. Ни один уважающий себя советский антирелигиозный музей не мог обойтись без стенда, посвященного монастырскому землевладению. Попробуем разобраться, действительно ли Русская Церковь в прошлом была настолько богата?
Духовность против эффективности? Игумен Савва (Тутунов) -- руководителель контрольно-аналитической службы Московской Патриархии. Иногда ее называют церковной «прокуратурой», контроль за выполнением общецерковных решений, мониторинг нарушений -- главные задачи этого подразделения. С какими проблемами сталкивается наше церковное управление, и в чем разница между церковным и светским менеджментом, отец Савва рассказал нашему журналу
Демократия в Церкви: почему священников не выбирают В декабре ушедшего года в интернете появился официальный блог Межсоборного присутствия, позволяющий всем желающим принять участие в обсуждении подготовленных Присутствием документов. Русская Церковь все более открывается миру. Это можно назвать демократизацией, можно - поисками путей возвращения к соборному управлению. Почти век назад Церкви уже пришлось отвечать на вопрос о том, в какой мере демократические институты применимы в церковной жизни.
Что такое митрополичий округ? Завершилась государственная регистрация Митрополичьего округа в республике Казахстан, казахстанский округ стал первым в современной истории русской церкви. Между тем межсоборное присутствие активно обсуждает вопрос о митрополичьих округах, что такое «митрополичий округ» мы спросили игумена Савву (Тутунова), сотрудника Управления делами Московской Патриархии.
Что приобрела Русская Церковь от объединения? К завершению торжеств, связанных с пятилетием подписания акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ. что обрела наша церковь, благодаря объединению? – С этим вопросом мы обратились к прот. Максиму Козлову, профессору Московской Духовной Академии и настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ
Старые незнакомцы: российские приходы зарубежной Церкви В конце восьмидесятых РПЦЗ, находившаяся вне церковного общения с Русской Церковью открыла в России свои приходы. Пережив множество расколов часть этих приходов воссоединилась с Москвой только в 2007 году. К юбилею объединения мы публикуем интервью с архиереем, более двадцати лет управлявшем зарубежными приходами в отечестве, - епископом Евтихием (Курочкиным)
Епископ Карибского моря Каракас -- столица Венесуэлы. Епископ Каракасский ИОАНН (Берзинь) управляет самой неспокойной, Южноамериканской зарубежной епархией. Значительная часть приходов Латинской Америки, входивших в состав Зарубежной Церкви, ушла в раскол накануне подписания акта о каноническом общении РПЦЗ с Московским Патриархатом 17 мая 2007 года. К пятилетнему юбилею воссоединения мы публикуем наше интервью с владыкой.
Владимир Ресин умеет быстро строить храмы Бывший первый заместитель мэра Москвы, а ныне депутат Госдумы РФ, Владимир Ресин занял должность советника Патриарха Кирилла по вопросам строительства. Как сообщили в пресс-службе патриарха, работать Владимир Ресин будет на общественных началах.
Митрополит Волоколамский Иларион: как удостовериться в воскресении Христа? С вопросами о богословии, информационной политике и архиерейском служении «Нескучный сад» обратился к главе ОВЦС и ректору Общецерковной аспирантуры митр. Илариону (Алфееву). Церковные спикеры иногда сами провоцируют скандалы, а наша информационная политика должна стать не реактивной, а «проактивной» — уверен владыка, тогда журналисты начнут спрашивать о Христе, а не о «мерседесах» и «часах».
Все ли так плохо в Церкви? Филолог Александр Кравецкий отвечает журналисту «Коммерсанта»: в Церкви действительно много проблем, но разве может быть иначе? Земная церковь – не самая приятная организация, но другой на земле нет
Патриарх прокомментировал «Квартирное дело» Квартира досталась Патриарху еще до приватизации, а женщина, проживающая там, является его троюродной сестрой. Синодальный информационный отдел подтверждает достоверность сведений, изложенных известным телеведущим Владимиром Соловьевым в эфире «Вести ФМ».
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: архиерей в открытом доступе 21 августа вместе с добровольцами на строительстве дамб, которые должны защитить Хабаровск от наводнения, работал митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Надел футболку, взял в руки лопату и буквально встал плечом к плечу со своей паствой. Публикуем интервью с митрополитом Игнатием, которого наш корреспондент встретила в московском метро
«Нужно беречь Церковь, ибо враг не спит» – глава УПЦ (МП) Украинская ассоциация религиозной свободы и газета «День» посетили в больнице предстоятеля Украинской православной церкви (МП), митрополита Киевского и всей Украины Владимира (Сабодана). Митрополит продемонстрировал светлый ум и незаурядную силу духа. Как и отмечала его пресс-служба, его самочувствие все лучше и лучше. Глава УПЦ согласился ответить на несколько вопросов.
Трудности перевода: за что был уволен архиепископ Александр (Драбинко)? Отстранение архиепископа Александра (Драбинко), одного из самых молодых украинских архиереев, от должности председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ, стало настоящим скандалом, и почти единственным решением, принятым на последнем заседании украинского Синода.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.