На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №2(9)'2004

Песни на привязи


Версия для печати
01.07.04, 18:41

С Александром Андрияновым — поэтом, бардом, церковным певчим, композитором — мы беседовали по электронной почте.
Так посоветовала его жена Наталья: Александру из-за тяжелой болезни трудно говорить. Но после того как мы долго переписывались, уточняя подробности его жизни и смысловые оттенки, наш корреспондент Светлана УЛЬЯНОВА все-таки побывала у него в гостях.


Мне открыла Наталья. На пороге показалось, что ей уже очень много лет, но, когда в полумраке коридора я разглядела глаза, сразу изменила свое мнение. То же самое произошло при встрече с Александром — несмотря на его 47 лет, у него лицо юноши, ясные голубые глаза. Что еще? Коляска, с трудом вмещающая этого большого человека, его застывшие ноги и медлительные движения. Забитые книжные полки, гитара, фотографии, множество икон в красном углу, ближе к окну — компьютер. Вся обстановка немного трясется, когда мимо проезжает трамвай.
Мы просто пили чай и разговаривали.

Семейное творчество

— Александр, в какой семье росли вы сами?

— Семья у меня самая обычная, рабоче-крестьянская, из смоленской глубинки: отец — кузнец на закрытом военном заводе, мать — кладовщица с того же завода, правда, окончила педагогический техникум. От мамы унаследовал созерцательность, от папы — поэтический и музыкальный дар. В детстве мечтал стать моряком. Любил петь, легко заучивал стихи. В остальном как все мальчишки — повозиться, пошуметь, поиграть в чижика.
Самое сильное детское впечатление связано со смертью. В нашей коммуналке жил дядя Егор — тощий, сутулый, в неизменной линялой гимнастерке. Его смех почему-то ассоциировался у меня со звуком чистки картофеля, я так и говорил: «Картофельные очистки». Когда он умер, его положили на стол, на белую скатерть. Дверь в его комнату была открыта, и он лежал там, неподвижный, тощий, в своей неизменной гимнастерке. И меня поразила мысль, что он уже никогда не будет смеяться своим картофельным смехом...

— А когда вы начали писать стихи и песни? И когда они писались легче всего?
— Первое стихотворение я написал во втором классе по дороге из школы: «Иду я из школы домой не спеша, / И пыль под ногами клубится. / Деревьев могучих редеет листва / И плавно на землю садится...»
А девятый вал моего творчества пришелся на 1980-1984 годы. Я пел тогда в основном по квартирам участников литобъединения Эдмунда Иодковского. Там собиралась диссиденствующая публика: поэты, писатели, философы, барды... Мои песни имели успех, и это меня окрылило. Я был молод и очень честолюбив. Так, за два года (1981-1983) появилось около семидесяти песен.

После встречи с будущей женой Наташей мы стали играть дуэтом мои и ее песни. Изредка нас приглашали на выступления в дома культуры, раза два мы были на фестивалях КСП. При всем своем честолюбии я был на редкость самоуверен и ленив. Очевидно, это сыграло свою роль в неудавшейся бардовской карьере. Приход в храм тоже послужил препятствием этому.
Последний всплеск вызван моим затвором с 2000-го по 2002 год. Правда, писал я только время от времени, и не под воздействием внутреннего импульса, а — внешних причин. Я вообще любил писать к дате, событию, дню рождения...
Сейчас я уже больше года ничего не пишу. Это связано с неуклонным развитием моего заболевания. Эмоциональная сочность, которая требуется для полнокровного творчества, сменяется болезненной засухой, и это — конец поэзии.
В данное время работаю в жанре кинопоэзии: создаю музыкальные видеоклипы к своим стихам, прекрасно начитанным драматическим актером Григорием Лившицем. Они не только звучат, их можно и посмотреть. Правда, пока только на плеере моего компьютера. Насколько мне известно, никто из поэтов этим не занимается. Но так как я живу в затворе, то могу о многом не знать.
26 апреля прошел мой первый творческий вечер в православном кафе-клубе «Ямское поле», где показывали эти видеоклипы и Григорий Лившиц читал мои новые стихи. Мой друг художник Вадим Котов определил этот жанр как авторскую инсталляцию.

— Откуда вы черпаете новые впечатления для творчества?
— Ничего уже не черпаю. Все исчерпано.

— А ваша жена продолжает свое творчество?
— Да, но в данное время все ее силы уходят на жизнеобеспечение двух инвалидов: меня и ее мамы.
Вообще, Наташа считает, что полноправно участвует в моем творчестве. Она иногда говорит, что написала все то, что написал я. К тому же без ее редакторского таланта и энергии не было бы моих книжек. Ведь все внешние контакты с полиграфистами и издателями она проводила сама. А съемка на кинокамеру видеоматериала, который я потом использую для воплощения творческих замыслов? Тоже она. Так что у нас творческий тандем, самое лучшее, чем только могут обладать супруги. Я ее люблю — позволяю ей вмешиваться в процесс моего творчества и даже выслушиваю ее замечания.
«Для себя» Наташа занимается разведением британских кошек. У нее зарегистрирован питомник. У нас дома живут два кота и две кошки. Наташа их любит и играет с ними, это у нее «отдушина» от нудных домашних дел.

Чувство иного мира

— Можете ли вы назвать главные моменты вашей жизни на пути к вере?

— Встреча с моей женой Наталией в гостях у нашего общего знакомого. Я там пел под гитару. Мне было 26 лет. Ее крестная мать пела в церковном хоре — так я впервые попал на клирос. Встречи с Наташиными друзьями, верующими. Она выросла в атеистической семье, но ее прабабушка, судя по рассказам, была очень верующей. Очевидно, как-то генетически передалось врожденное чувство иного мира.
Книги были потом. В те годы не было такого православного разносола, вся литература ходила в ксероксе, и все больше заграничные издания.
Были поездки в Псковские Печоры. Там был дом Наташиной крестной в деревне Тивиково. Посещение Псково-Печорского монастыря. Природа, великолепная северная природа! Само место создано для созерцания и молитвы. Я и сейчас помню терпкий запах нагретого солнцем соснового леса.

— Что вы искали в Церкви?
— Ясной и четкой цели тогда не было. Меня просто влекла туда неизбежность духовного становления.
Не понятно было ничего: ни язык, ни церковная этика, ни осмогласие Октоиха, ни терминология. Все время боялся сделать что-то не то, кого-нибудь обидеть... Понятны были, правда неотчетливо, на уровне ощущения, непохожесть, отличие церковной жизни от окружающего мира. Эта необычность и притягивала, и настораживала.
Но я был певчий — много работы, тут не до метаний и кризисов. Оставил гитару — совмещать не хотелось: всякое неофитство ревниво требует всего внимания «единому на потребу».
Пришел я в храм в 1986 году — в церковь Рождества Христова в Измайлове. Потом пел в Никольской церкви (станция Бронницы), в будничном хоре Елоховского собора, в храме Знамения Пресвятой Богородицы и еще нескольких храмах. Последние годы я выбирал их по принципу близости к дому.

— А почему вы начали писать богослужебную музыку? Ведь, наверное, все нужное для исполнения в храме уже давно написано?
— Был «соцзаказ» певчих из моего последнего храма прпп. Зосимы и Савватия. Девочки жаловались на отсутствие простых антифонов, я и сочинил им. А потом увлекся и написал на синтезаторе Литургию. Часть из нее — «Херувимскую», «Милость мира», «Достойно» — исполнил квартет из Казанского собора.
Вообще, я скорее песенник, чем церковный композитор. Да и образования для серьезной работы маловато. За плечами — незаконченная средняя музшкола по классу баяна и самообучение. Так что церковные песнопения писались не по правилам, а по слуху.

— Ваши стихи и песни, написанные до прихода к вере, сильно отличаются от написанных после?
— С приходом к вере возникает искушение писать на религиозные сюжеты, писать о Боге, Церкви, вере, молитве, не имея ни вдохновения, ни достаточного знания о предмете. У меня именно так и было. Я писал бездарные стихи, напичканные фальшивой религиозной одушевленностью и псевдонабожностью. При желании можно легко отыскать такие места в моих стихах.
В этот период кажется, что сама тематика компенси рует все недостатки. Но это иллюзия. Когда пыл новообращенности охлаждается, здоровые силы организма берут свое, и начинается нормальное творчество, с естественной реакцией и интонацией.

— А появляется ли у верующего творческого человека сознательная внутренняя цензура, некие «фильтры»?
— Конечно, «фильтры» есть. Но они скорее эстетического, чем этического характера. Употребление литературных штампов и простонародных выражений неэстетично. Термин «верующий творческий человек» сильно напоминает мне «социалистический реализм». Ну не имеет вера отношения к таланту! Она модифицирует мировоззрение, а не творческий потенциал. Вопроса «о чем писать?» или «о чем не писать?» для художника не существует. А вот «как писать?» — зависит и от мастерства, и от мировоззрения. Можно считать это цензурой.

Метафизика болезни

— Многие люди страшатся продолжительной болезни, потому что боятся быть обузой. Этот страх — проявление любви к ближнему?

— По-моему, это главным образом от неизбывного эгоизма. Когда человек в состоянии оказать помощь, услугу, он невольно возвышает себя над тем, кому эта помощь оказывается (это собственный опыт, у других, может быть, по-другому). Я всегда любил помогать и очень неохотно принимал помощь. Сказывался комплекс инвалидности, компенсируя который, человек стремится к сверхсамостоятельности.
Когда человек беспомощен, очень трудно научиться принимать чужую помощь, ничего не давая взамен, кроме благодарственной молитвы. Предлог «не утруждать ближних» — это нежелание учиться смирению, умалению своего «я». Нежелание расстаться с собственным убогим мирком фиктивной самодостаточности. И все это Господь милостиво предоставляет изжить в болезни.
Впрочем, когда рядом любящие люди, этого страха нет. Любовь побеждает страх.

— Как проходит ваш день?
— Самое тяжелое время — утро. Железные мышцы отказываются повиноваться, каждое движение — с усилием воли. Потом инвалидная коляска, завтрак у компьютера, просмотр ТВ-программы и вылавливание тех передач, где с вероятностью может встретиться нужный для моих стихоклипов видеоматериал. Параллельно — редактирование и монтаж уже собранного видеоматериала.
Где-то в 15.00 моя жена или заменяющая ее помощница помогают мне встать с коляски, сесть на стул возле кровати, и уже потом на руках я перебираюсь на постель.
Моя постель заслуживает упоминания. По левую руку у меня — поворотный рычаг со стопорной ручкой, по правую — изогнутый металлический поручень вдоль дивана. Сверху — металлическая трубка над всей постелью. Чтобы повернуться из стороны в сторону или сесть, мне нужно хвататься за эти приспособления, так как ноги совершенно не слушаются. Сверху у потолка — еще одна труба с подвешенной электролебедкой, на тот случай, когда самостоятельно встать со стула, упираясь коленями в край дивана и держась за трубу над ним, не удается. Отдыхаю час.
После отдыха — обед и работа до 20.00. Еще раз ложусь отдыхать. В 22.00 встаю последний раз и ужинаю. Таким образом, весь день проходит у компьютера.

— Болезнь часто является испытанием для веры — люди начинают роптать на Бога, сомневаться в Его милосердии. У вас тоже так было? Как вы это преодолеваете?
— Роптал, ропщу и, очевидно, буду роптать. Чтобы подняться над естеством, нужна твердая вера. Очевидно, ее-то у меня и нет. Спасает творчество, но и оно — Божий дар.
Когда человек живет безысходно в четырех стенах, испытывая постоянное давление болезни, вырванный из привычного контекста житейской суеты, неизбежно меняется центр тяжести самосознания. Возникает опасность личностного коллапса, замыкания на своих переживаниях и потребностях. Противоядие — в накопленном религиозном опыте и творчестве, по мере сил. Но та же болезнь является лучшим цензором всякой фальши, игры и красивости в стихе. Выстраданные стихи в этом отношении сильнее и чище творчества одаренных, но здоровых поэтов.

— Как болеть так, чтобы не начать себя жалеть или обижаться на весь мир?
— Посудите сами, разве мир виноват в моем бедственном положении? Так что же на него обижаться? Мне такой метод помогает.

— Что в годы вынужденного затворничества вы узнали о жизни такого, о чем не догадывались раньше?
— Узнал, что люди по преимуществу очень забывчивы. Узнал и о том, что больного человека по-настоящему понять никто не может — это состояние надо пережить. Узнал о тщете человеческого честолюбия. Хотя оно и является мощным стимулом для творчества, но без дара и вдохновения — оно как парус без ветра. Узнал и то, что легко молиться сильному и здоровому, и трудно, когда оставляют силы и пересыхает душа. Но кого оправдывает Бог, а кого судит, по этим состояниям сказать нельзя. Узнал я, что ничто так не утешает больного, как простое человеческое сочувствие и интерес к его личности... Но об этом надо писать книгу!

* * *

— Какая помощь сейчас нужна вашей семье?

— Нужнее всего была бы надежная опытная помощница по дому, способная присмотреть за мной в отсутствие Натальи. Мне нужно помочь встать с коляски, лечь в постель, покормить, — в общем, бытовые вещи. Господь послал нам такого человека, очень добрую женщину 56 лет, трудившуюся у нас полгода Христа ради. Но она уехала к сестре в деревню. Так что, если помощь придет в виде опытной небрезгливой домработницы, мы с благодарностью это примем.

***
Рос дичком и слушал песни,
Что на воле ветер пел.
Если б не было болезни,
Все бы я висел да зрел.
Бог над пропастью поднял
И пути мои исправил.
Все ненужное отнял,
Все полезное оставил.

***
Блаженно немощное тело!
Блажен страдания удел!
Господь не спросит, что я делал, -
Он спросит лишь, как я терпел.

***
Когда готов поддаться сладости порока
И воля малодушно прячет щит и меч,
Представь, что на тебя с небес взирает око
Могущего простить или огню обречь
***
Иконы — это небольшие двери.
Они нас в жизнь иную приглашают.
Войти сквозь них дано по нашей вере:
Одних впускают, а другим — мешают.
Иконы — это светлые оконца,
И в каждом боголепный лик сияет:
То строго поглядит, то улыбнется,
То дивное смирение являет.
Пройти сквозь позолоту краски к ним бы,
Но так ничтожны силы человечьи,
И мы лишь издали глядим на нимбы,
Лампады зажигаем, ставим свечи.
Но чудо происходит и от взгляда
На эти Духом дышащие лица.
И утешенье есть, и слов не надо,
И сердцу сладко, и легко молиться!


Благодарю
Благодарю... Что имею благого,
Чтобы дарить?
Но сердце требует снова и снова
Так говорить.
Этот огонь сквозь года и напасти
Так бы и нес,
Словно в груди послушания счастье
Преданный пес.
Благодарю... Возвращение в детство,
Мир и покой.
Мне и без драки оставят наследство
Щедрой рукой.
Из осознания сил воробьиных
И нищеты
Произрастают в душевных глубинах
Рая цветы.
Благодарю... Что за сладкое бремя —
Слабость признать!
Сеять молитвы смиренное семя —
Святость пожать.
Дар благодарности — звездной Вселенной
Прочная ось.
Держится все этой силой нетленной,
Что началось.
Благодарю... И вливается слово
В ангельский хор —
Вводится объединенья основа
В кровь и раздор,
Светится жемчугом на панагии,
Россыпью слез.
И возвышается до Литургии
Апофеоз.
Благодарю... И Творцу все Его же
В дар приношу.
Благодарю, что узнал Тебя, Боже,
Есмь и дышу.
Один, два, три, четыре...
Один, два, три, четыре —
На свете счастье есть.
Живет оно в квартире
«17», то есть здесь.
Один, два, три, четыре —
Муж, теща и жена
Живут в любви и мире,
Как жить семья должна.
Один, два, три, четыре —
И наш пушистый зверь,
Что скачет по квартире
И лазает на дверь.
Зять, дочка, мама, кошка —
Четыре существа.
Реальности немножко,
Но больше волшебства.
Стоит, и Богу слава,
Внутри не разделен
Наш дом, ковчежец малый,
Согласьем крепок он.
Один, два, три, четыре —
Неплохо нам так жить.
Пусть бури воют в мире —
Не будем мы тужить!

Фото Вячеслава ЛАГУТКИНА

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.