Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Осторожно, двери закрываются, следующая остановка исповедь

№0'0000 Жизнь в Церкви  23.09.11 15:37 Версия для печати. Вернуться к сайту

Автобус-храм, за рулем которого сидит православный священник и миссионер - протоиерей Андрей Стребков, ездит по отдаленным деревням и селам в Татарстане. Отец Андрей, в обычной жизни - настоятель Свято-Троицкого собора города Заинск, берет с собой в миссию православный театр кукол и группу бабушек-миссионерок. В одну из таких поездок на автобусе-храме и отправилась корреспондент “НС” Екатерина Степанова:



Каждая миссионерская поездка начинается с поиска помощников. Чаще всего, миссионеры - это молодые люди, студенты или школьники. Летом у них каникулы и многие с радостью соглашаются ездить в поездки. Но осенью начинается учеба. Тогда на помощь отцу Андрею приходят приходские бабушки-миссионерки


Когда команда в сборе, остается решить куда ехать. Нужно, чтобы село было русским или кряшенским, то есть, чтобы сами жители идентифицировали себя с христианами. Ведь в Татарстане половина жителей - татары и соответственно мусульмане, ехать в такое село с проповедью христианства пока не стоит. "Свои-то еще не все охвачены", - считает отец Андрей


Если есть затруднения с национальным определением отдаленной деревни, всегда можно посоветоваться с местным муллой - Сагидом Хазратом. В каждой татарской деревне района есть своя мечеть (кстати, все они новые и были построены жителями в последние 20 лет), а если мечети в деревни нет - значит деревня русская и туда имеет смысл ехать православным миссионерам на автобусе-храме. Русские и татары, христиане и мусульмане живут в Татарстане дружно: "Мы в одной лодке плывем, зачем нам ее раскачивать? Что нам делить? - говорит Сагид Хазрат, - Аллах рассудит кто прав, наше дело жить по-соседски. В Татарстане всегда так было и будет".


Отец Андрей с матушкой Еленой распечатывают листовки на кряшенском (http://www.missiakryashen.ru) или на русском языке, а так же последование богослужения наряду из http://www.posledovanie.ru для службы в автобусе-храме


В трапезной при Свято-Троицком соборе города Заинска, где и происходит вся подготовительная работа, на видном месте стоит фотография отца Андрея с его другом-миссионером - отцом Даниилом Сысоевым


Одеяла, палатки - для многодневного палаточного миссионерского лагеря, но в этот раз они не пригодятся - мы едем без ночевки. В сентябре начинаются дожди


Миссионеры пишут приглашения для селян на службу, на беседу и на спектакль - миссионерского театра кукол


И вот наконец - выезд. На фото: автобус Лиаз переоборудованный отцом Андреем в храм на колесах: "Вот я думал, каких только храмов нет - и вагон-храм есть и даже пароход-храм есть, но все-таки лучше автобуса-храма ничего нельзя придумать! Мне не нужен локомотив с проводниками, не нужна команда матросов с капитаном, я просто сам сел и поехал!"


В месяц на солярку для храма уходит около 10000 рублей


Хотя престол, жертвенник и подсвечники крепко привинчены к полу (как на подводной лодке), миссионерам во время движения автобуса все же приходится держать в руках иконы, утварь и реквизит театра кукол


Прошлой зимой отец Андрей 6 месяцев учился на курсах вождения автобуса, специально, чтобы в миссионерских поездках не зависеть от водителя


К сожалению, на автомеханика отец Андрей не учился, но чинить автобус ему тоже приходится самому. Например, только за этот день он ломался четыре раза, два из которых - в чистом поле, где на километры вокруг нет ни деревень, ни автосервисов, на гаражей


Но миссионеры знают что делать в таких случаях, тем более автобус же храм!


Этот лиаз не просто старый, он очень старый - 10 лет ежедневно ездил по городскому маршруту, пока его не списали на заслуженный отдых. Никто даже не знает какой у машины пробег - на одометре просто не предусмотрены такие цифры. Но делать нечего, новый автобус стоит три млн.рублей - это неподъемная цифра для заинского прихода


Хорошо, мы встали на небольшой горке - ребята-миссионеры смогли толкнуть автобус вниз и отец Андрей все-таки завел заглохший в очередной раз мотор. Автобус весит 14 тонн


Наконец, добрались до нужной деревни! Никакие автобусы в нее уже много лет не ходят. "Раньше каждый день в город можно было ездить, - рассказывает местная бабушка, - потом два раза в неделю, а теперь и вовсе перестал, никакого транспорта - как хочешь, так и добирайся!" Поэтому, когда автобус-храм проехал по деревне - это заметили все местные жители


Под руководством отца Андрея миссионеры поделились на группы и разошлись по деревне - приглашать жителей на богослужение в храм и на спектакль после


Жители принимали миссионеров на удивление дружелюбно. И как нам потом объяснили, большую роль в этом сыграло то, что они видели как мы приехали на автобусе-храме. У него по бортам написано "Православная Церковь", "Казанская епархия", на дверях - иконы. Он внушает доверие


Если попадались татарские семьи, они подсказывали в каких еще домах живут мусульмане: "В тот дом можете не ходить - это татары, а вот в следующий и за ним - зайдите обязательно, там вас ждут"


Кроме приглашений, миссионеры раздавали информационные брошюры о Боге, о сотворении мира, о таинствах - на русском и на кряшенском языках





Осенью темнеет рано, нужно успеть обойти как можно больше домов (всего было их около 150), ведь фонарей в деревне нет, асфальта тоже


Отец Андрей тем временем ждал у храма, который мы припарковали в самом центре - перед сельсоветом. Он отвечал на вопросы жителей, приглашал на службу


Началась вечерня


Во время службы, миссионеры обычно или поют или помогают отцу Андрею в алтаре, но кто-то обязательно остается дежурить по храму - тихонечко подсказывает как правильно креститься, какие в храме иконы, куда ставить свечи


Алтарная часть автобуса-храма


После вечерни, отец Андрей сказал проповедь о том, что не нужно стесняться того, что мы верующие и пригласил всех приходить на литургию завтра


И, вероятно, много людей пришли бы на нее, особенно после работы которую проделали за этот день миссионеры...


... но на следующее утро, автобус-храм не завелся


Что мы только не делали, но старичок-автобус с места не тронулся. "Видимо, нет Божией Воли нам сегодня послужить литургию", - сказал в конце-концов отец Андрей. Мы позвонили в деревню, предупредили, что службы не будет. "Зимой отремонтирую автобус и следующим летом к ним первым поеду, на неделю!", - сказал неутомимый батюшка


Реквизит театра кукол и актеры помещаются в две легковых машины, поэтому было решено все равно ехать - играть спектакль и проводить беседу


В назначенное время в школьном спортзале, который исполняет так же обязанности деревенского клуба, собрались зрители - дети и бабушки. Все остальные - на картошке


В спектакле, который привезли с собой миссионеры, куклы рассказывают зрителям поучительные истории в христианских притчах


"Приезжайте пожалуйста еще, - попросила миссионеров заведующая клубом, - ведь эти дети никогда ничего подобного не видели. Мы стараемся делать для них какие-то мероприятия, праздники, дискотеки, но чтобы настоящий театр кукол - нам это не под силам!"




После представления отец Андрей рассказал собравшимся о 10 заповедях, о Христе, о молитве, попросил прощения за сломавшийся автобус-храм, пообещал приехать в следующем году на неделю и привезти с собой новую постановку


Миссионеры раздали всем Евангелие от Иоанна. "Лучше было бы, конечно, раздать им адаптированный для детей текст, но у меня только такой, - сказал отец Андрей, - Вы напишите в своей статье, вдруг у кого-то из читателей есть возможность помочь мне с автобусом?! Но это дело дорогостоящее, не думаю, что что-то получится. Но есть еще способ помочь - для миссии нам нужна православная литература. Я не бросаю те деревни, где был с храмом - езжу их навещать. Хорошо бы привозить им что-то почитать, мало у кого из местных есть интернет или возможность подписаться на православную прессу. Вдруг какой-то благотворитель подпишет нас на несколько пачек журнала "Нескучный сад"? И нам - хорошо, и журналу - польза!"


Актеры-миссионеры православного театра кукол "Илиотропион" и их духовный руководитель - отец Андрей





О том, как родилась идея сделать храм в автобусе, рассказывает протоиерей Андрей Стребков: “У нас в Татарстане очень во многих деревнях нет храмов. Эти деревни не только отдалены, но и проезд в них затруднен — рейсовые автобусы до них не доезжают. Там живут пенсионеры, которых некому вывезти в городской храм. Первые три года нашей миссионерской деятельности, мы ездили по деревням с храмом-палаткой. Разбивали палаточный городок и жили несколько дней, ходили по домам, приглашали на службы, проводили беседы. Где-то нам открывали клуб и мы проводили встречи, а где-то просто общались у костра с молодежью. Со временем, оказалось, что храм-палатка — это не очень удобно. Однажды был такой сильный ветер, что он поднял наш шатер, как парашют и отбросил его в сторону. Тогда я стал думать, как иначе можно устроить передвижной храм. Как раз я ехал по городу в автобусе и вдруг увидел, какой он огромный. Полная загрузка городского рейсового автобуса — это 100 человек. Даже если отгородить место под алтарь — все равно не менее 50 прихожан поместятся внутрь. А нам и хватит! Так родилась эта идея. Новый автобус стоит около 3 миллионов. Для нашего заинскго собора — это баснословная сумма и нам ее никак не потянуть. Но у нас есть прихожанин, директор автотранспортного предприятия и я пошел к нему. Думал, может у него есть какой-нибудь старый автобус. И такой автобус нашелся — десятилетний Лиаз 5256. Он был заложен в банке, но приход выплатил 100 тыс.рублей и мы его смогли забрать. Этот лиаз очень подошел для наших целей. У него низкий пол, чтобы бабушкам было удобно забираться и в то же время достаточно высокая посадка, чтобы проехать по нашим деревням — ведь у нас и асфальт-то не везде есть!

Чтобы запустить этот проект, пришлось продать свою машину. На вырученные деньги мы всю зиму делали из автобуса храм — выкинули сиденья, поменяли всю обшивку внутри, покрасили снаружи, установили иконостас, оборудовали алтарь. Престол, жертвенник, подсвечники, всю утварь прикручивали болтами, как на подводной лодке. Все делали своими руками. Так и родился этот автобус-храм. Ездить на нем мы начали летом 2011 года. Сначала я очень переживал. Вот приеду я в деревню на автобусе-храме, а как люди будут его воспринимать? Ведь автобус есть автобус. Скажут, чего вы напридумывали — церковь какую-то на колесах соорудили. Но когда я начал ездить, я был удивлен. Люди приходили, плакали. До сих пор помню эту бабушку, которая, увидев автобус издалека, начала трижды земно кланятся. Потому что для нее это храм, церковь Божия и она совершенно не воспринимала его как автобус. Это было удивительно. Такая реакция людей стала для меня наградой. Я понял, что это нужно Богу, что Бог благословляет это дело. Так мы стали ездить. Кто мы?

Однажды я задумался, что делать с молодежью на приходе. Даже не с той, которая вне храма, а с нашей церковной. Потому что они вырастают и разбегаются. Я решил возить их с собой в миссию. Для них это вроде как летний лагерь, но в то же время с пользой. Они вроде в палатках живут, на костре себе кушать готовят и для них это счастье. Но в то же время, помогают мне — ходят по деревне, приглашают в храм, сами общаются с населением. Перед тем как поехать в миссию — они проходят у меня годовые миссионерские курсы, изучают катехизис, Евангелие. Я объясняю им как отвечать на сложные вопросы, как вести диалог. А потом мы целое лето вместе ездим по деревням. Я даже предлагаю им приглашать в наши поездки своих нецерковных друзей, чтобы и они через это дело тоже к нам потихоньку вливались. Но в миссии у нас участвует не только молодежь. У нас есть и постоянные бабушки-миссионерки. Потому что я не ставлю приоритета для молодежи, нам в Церкви нужны абсолютно все! В нашем соборе действует воскресная школа для взрослых, причем я веду занятия по 15-25 минут прямо с амвона после окончания литургии, так чтобы люди не расходились. Поэтому все мои постоянные прихожане хорошо подкованы — на уроках я подробно рассказываю о Библии, о доказательствах Бытия Бога, о православии.

Наши бабушки-миссионерки сами просятся в поездки и я беру их, когда позволяют условия — все-таки пожилому человеку не всегда возможно жить в палатке без удобств. Например, как то раз, я собирался поехать в языческую чувашскую деревню. Там все население — язычники. Представляете? Они мне так сами и сказали — мы язычники. Я рассказал об этом в соборе на проповеди, попросил у прихода молитв и одна бабушка вышла вперед, сказала, что она чувашка, что это для нее родной народ и она хочет поехать туда проповедовать. Конечно, мы взяли ее с собой и она на чувашском языке проповедовала. Ей там говорили: мы чуваши — язычники, а она им отвечала: нет, мы чуваши — христиане, посмотрите на меня — я христианка! Бывает так, что в некоторых деревнях, где поработали Свидетели Иеговы, нас принимают достаточно настороженно, но когда берешь с собой пожилого человека, который может быть знает кого-то из этой деревни или даже сам в ней жил, тогда миссия идет успешнее. Люди видят знакомых и открывают двери. Кроме того, молодежь иногда стесняется говорить, а бабка разве будет стесняться? Она скажет все что думает! Был даже случай, когда наши бабушки-миссионерки шли по деревне и к ним сектанты подошли: “Хотите поговорить о вере”, а бабушки отвечают: “Хотим!” и давай им рассказывать! Сектанты сами от них убежали!

С татарами — мусульманами мы живем мирно, дружно. Это заслуга наших предков, живших в Татарстане до нас. Мы как два соседа живущие на одной лестничной площадке — хотя у нас могут быть совершенно разные мировоззрения, но нам нет смысла ссориться — жить вместе нужно. Например, здесь в Заинске нас с муллой Сагидом Хазратом городская администрация приглашает на официальные мероприятия и праздники — на Сабантуй, на День Победы мы обязательно ходим вместе. Нам с ним есть о чем поговорить — он занимается нравственным воспитанием своих прихожан и я занимаюсь тем же. Однажды мы вместе провели антиабортную акцию — я выступил перед своей паствой, он перед своей. Был случай, я устраивал детский лагерь и он помог мне с кроватями, в другой раз я дал ему леса для ремонтных работ на крыше мечети. Бывает же, что живут люди с соседом атеистом или агностиком и спокойно общаются, так же и мы. Ну, можно подраться, а смысл? Давайте лучше доживем, а Бог рассудит. Когда мы планируем поездки мы едем в те деревни, где живут христианизированные народности — русские, кряшены, чуваши. Меня удивляют люди, которые говорят, что нужно благовествовать народностям, которые не знают о Христе, но ведь вы только подумайте, зачем ехать вспахивать чужой огород, если свой собственный еще не вспахан?

Кроме того, с нами ездит миссионерский театр кукол “Илиотропион”. Художественный руководитель театра и режиссер Галина Меир приехала к нам в Заинск из Москвы. Свои выступления театр проводит бесплатно, а зимой когда автобус стоит в гараже, театр ездит по стране по приглашению епархий и показывает представления помогая местным миссионерам. Ее театр появился в 2009 году по благословению отца Даниила Сысоева, моего большого друга, и я очень благодарен Гале, что она привезла театр к нам, в Татарстан. Наши постановки — это не просто развлечение, чтобы люди повеселились, в них куклы говорят о серьезном. Конечно, они шутят тоже, но главное, что они призывают зрителя задуматься о Творце.

Господь очень помогает нам. Я помню мы ездили ездили и вдруг спустило колесо. Сняли мы его с ребятами, а с той стороны оно оказалось полностью испорчено. И они оказались все такими. Специалисты нам сказали, что ездить дальше нельзя ни в коем случае, так как колеса могут лопнуть и странно, что мы вообще еще до сих пор еще не попали в аварию, не улетели в кювет. Пришлось поставить автобус. Видно, Господь берег нас, Сам эти колеса хранил, а как только Он открыл нам и мы все увидели сами, то все — время менять. Оказалось, что для автобуса колеса очень дорогие, совсем не как на машину — одно колесо в сборе стоило 15000. То есть 90000 на шесть колес. Бросили клич — насобирали денег. Купили колеса и снова поехали!

Однажды мы приехали в одну деревню, прошлись там по домам, раздали приглашения и время шло к вечеру, мы начали расставлять палатки на ночлег. Вдруг приходит человек 20 местных жителей — мужчин и женщин разных возрастов и говорят: “Отец Андрей, мы хотим, чтобы вы научили нас вере. Просим вас с нами побеседовать”. Я первый раз в жизни такое видел. Обычно людей и не заставишь ничего слушать о вере, как говорится, хочешь чтобы человек отстал от тебя — начни говорить с ним о вере и он убежит. А тут сами пришли, сели — мы стали разговаривать. Потом во второй деревне тоже так было. Удивительное дело, люди сами тянутся к вере! Когда такое встречаешь, понимаешь, что все не зря!"
Сюжет об автобусе-храме на телеканале "Мир"

Екатерина СТЕПАНОВА



Для желающих помочь отцу Андрею и его автобусу-храму публикуем реквизиты:

Адрес Свято-Троицкого собора: 423520, Россия, Республика Татарстан, г. Заинск, Проспект Победы, д.38
МПРО Приход Свято-Троицкого Собора Нижнекамского отделение № 4682/057 г.Заинск
Отделение «Банк Татарстан» 8610 г.Казань
ИНН 1647002021
КПП 164701001
Рас.счёт 40703810362170100024
БИК 049205603
Кор.счёт 30101810600000000603

Телефон для связи: 8-917-288-38-16 священник Андрей Стребков