На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №1(5)'2003

Оля


Версия для печати
01.01.03, 13:28

"После ее смерти я поняла, что рядом со мной был настоящий православный человек", - такие слова сказала, вспоминая Ольгу Комарову, одна из ее знакомых. Может возникнуть недоумение: неужели это такая редкость, ведь православных сейчас много? Но в характере Оли было что-то необычное, близкое к чертам настоящих подвижников, про которых мы читаем в книгах. Что-то, чего очень не хватает современному миру. Наверное, это решимость и отсутствие жалости к себе.
Ольга была максималистом и поэтому, обратившись в Православие, отдала свою жизнь Церкви и Богу целиком, не оставляя для себя ничего. Не всем хватает сил на такое самоотвержение. Но люди, подобные Оле, всегда привлекают к себе внимание. Они - напоминание нам о том, что христианская жизнь - это всерьез.


22 ноября 1990 года, в день, когда Святейший Патриарх Алексий II освящал больничный храм святого благоверного царевича Димитрия, Оля отмечала свое тридцатилетие. Через четыре года с небольшим, 8 февраля 1995 года, когда по благословению Святейшего Патриарха совершалось малое освящение храма Святителя Николая Мирликийского в селе Федоровском, она родилась для жизни вечной. В тот день приехало много народу из Москвы. Служилась первая литургия в храме, который начал подниматься из руин благодаря труду и заботам Ольги. Притом что сама она казалась вовсе не приспособленной для подобных дел.
За литургией Ольга причастилась. А два часа спустя машина, в которой она ехала в Москву, вылетела на встречную полосу... Смерть наступила мгновенно.

Теперь в Федоровском действующий храм, идут своей чередою службы, приходят люди. Рабу Божию Ольгу там поминают на каждой службе, но особенно 8 февраля.
* * *
Росла Оля с мамой и бабушкой. Училась всегда хорошо, не старалась особенно быть отличницей. Поступила на журфак МГУ, но ушла со второго курса. За 15 лет после окончания школы сменила много занятий: социальным работником и секретарем была, писала в издательстве Московской Патриархии и преподавала, полы мыла и была лаборантом в институте...

О своей жизни до воцерковления Ольга не любила рассказывать. В то время она писала стихи и прозу. В начале восьмидесятых заинтересовалась изданием журнала о Православии: питерские друзья попросили ее поработать над написанием "Детской Библии". В результате получилось несколько номеров самиздатовского журнала "Круг", которым одна Ольга и занималась: составляла тексты, проверяла цитаты, печатала на машинке под копирку несколько сотен страниц. Вопросы, возникшие в процессе работы, привели ее в храм. Она крестилась. Через какое-то время по делам "Круга" приехала в Гребнево, где тогда служил о. Аркадий Шатов. На первую беседу пришла в белом брючном костюме. Вспоминают, как в то время она говорила: "Сижу, курю, читаю Библию и ничего не понимаю!"

Для знавших Ольгу остается загадкой, как именно произошел этот перелом, как случилось, что она так решительно приняла Православие. Раньше "вся такая из себя" была, в элегантных нарядах, красила глаза зелеными тенями, а тут вдруг стала одеваться скромно, бедно даже. Не нуждалась больше ни в чем, для себя ничего не покупала. Одевалась из того, что по гуманитарной помощи получал храм. Питалась в благотворительной столовой. Вроде и не нужны деньги.

Поначалу Ольга стала работать уборщицей в храме. Это не было подвигом - просто надо было кому-то убирать. Петь сама вызвалась учиться, хотя ни слуха, ни голоса у нее не было, но было большое желание активно участвовать в церковной службе. Первой пошла помогать в больницу, хотя сама страдала от мезофобии (боязнь грязи). Первой учительницей стала в воскресной школе. Сама разработала методику преподавания - ведь в конце восьмидесятых не было никаких пособий или православных книг. С детьми она разговаривала, как со взрослыми, была именно учителем, а не воспитательницей. Первой стала заниматься приходской издательской деятельностью в журнале "Братья и сестры", составлять больничные катехизаторские листочки, объясняющие смысл церковных таинств.

По благословению, без особого желания, из послушания духовнику она восстановилась в МГУ и защитила диплом. Успела и второе образование получить - катехизаторское - в Богословском институте.

Жила в храме, в общежитии, где жили еще несколько девушек, которые хотели устроить жизнь по монастырскому принципу. Вставала она рано, много молилась. А на уроках церковнославянского, который преподавала на вечерних курсах сестер милосердия, иногда засыпала от усталости. Однажды во время спевки заснула стоя и упала.

Разговаривала с людьми только по делу. Иногда обрывала речь на полуслове и уходила. Кому-то это казалось резким. А она с многословием боролась.

В комнату, где жили девушки, никто не имел права заходить, поэтому Оля не пускала никого без благословения, даже водопроводчиков, когда труба треснула. Даже чтобы крысиную нору стеклом засыпать, а крыс тогда много было, они и по кровати бегали, спать не давали.

Могла она и вещи соседок перестирать, и шоколадкой угостить, и рассмешить их. Был у нее еще и артистический талант: легко представляла сценку в лицах, например защиту своего диплома. Но это немногие видели. Утром рано Ольга поднималась на молитву по монашескому уставу (остальные выматывались от работы в больнице, поэтому вставали чуть позже), завтракали они вместе и по послушаниям разбегались, до вечернего молитвенного правила. Но через два месяца такой жизни не выдержала одна, а через полгода - и другая соседка Оли.

Затем организовалось еще одно общежитие для тех, кому негде в Москве жить или очень далеко добираться. И здесь девочки мало общались: утром вместе молились и в больницу уходили, а вечером еле приползали, уставшие... Оля спала в уголочке за занавеской. Там стояла одна тумбочка, в которой все ее вещи и были. Всегда будильник заводила на пять и старалась как можно тише вставать, чтобы никого не разбудить. По уставу отбой был с 23.00, но она еще читала в это время. Тогда же она писала службу святой Елизавете Федоровне, но об этом ее труде практически никто не знал.

Выезжала из храма только по делам, в Патриархию например, или если надо было в очередной инстанции что-то "выбивать" для общины. Умела разговаривать в учреждениях: даже медицинские анализы на неделю раньше были готовы, если Ольга Геннадьевна поговорила с врачом. Тогда еще часто возникали вопросы о передаче Церкви каких-то помещений. Вот решили "отвоевать" у государства богадельню на Шаболовке. С большими трудностями это продвигалось. Тогда несколько девушек стали собираться помимо обычных Богослужений еще на специальные молебны. Через какое-то время стало приходить все меньше и меньше людей, а как-то раз осталась одна сестра и Ольга.

Олина душа жаждала монастырской жизни, но уйти от духовника она не могла. К тому же в начале девяностых годов монастыри только открывались, восстанавливались, и ее могли бы поставить на "руководящее" послушание, учитывая ее образование и организаторский талант. Это Ольга не считала для себя полезным.

Поэтому она хотела организовать общину по типу монашеской. Долго искала для этого заброшенный храм в Московской области, чтобы там могли жить и трудиться девушки с такими же устремлениями, как и она. Из нескольких храмов, найденных Олей, выбрали церковь в Федоровском. Никто не думал, что она сможет жить там: интеллигентная, хрупкая Оля - в деревне, на холоде, с лопатой... Деревенский храм восстанавливали пять девушек: землю с пола ведрами таскали, дрова носили, снег убирали. Оля ходила в военно-строительную часть, которая располагалась по соседству, просила о помощи. Откликнулись, прислали материалов. Даже перелом руки ее не стал препятствием этому делу. Зимой было очень холодно. Как-то поздно вечером, когда никто не мог в четвертый раз идти за несколько километров, чтобы позвонить, пошла Оля.

Когда заболела ее бабушка, Оля ухаживала за ней в больнице. Через год после гибели Оли умерла и бабушка. Олина мама осталась одна. Тогда она впервые причастилась.

Увидеть изнутри Олину душу, понять и ответить на все "почему?", "зачем?" и "как?" мы не сможем. Но жизнь ее перед нами как раскрытая книга памяти людей, знавших ее.

Галина - Под впечатлением Олиного внезапного ухода я много думала о ее жизни, молилась, просила прощения. Все ее казавшиеся странными поступки обрели в моем понимании внутреннюю логику, мне открылась устремленность всего ее хрупкого существа к одной-единственной цели, я увидела ее чистоту и храбрость.

Оля была известным автором в среде петербургских и московских авангардистов и жила "полнокровной" жизнью своего литературного круга. В те дни, когда я старалась понять, чем она жила и дышала до того, как пришла в Церковь, мне приснился сон. Оля присела со мной на подоконник и ласково, но настойчиво попросила: "Галя, когда ты будешь писать обо мне, пиши, пожалуйста, самое главное". И я поняла, что она просит не писать лишнего, не писать о ее прошлом. И, хотя сны вещь обманчивая, я не смогла с тех пор написать ничего из задуманного.

Приняв святое крещение, Оля со всем свойственным ей максимализмом безоглядно, бесповоротно рассталась со своим творчеством, со своим окружением, с миром своих привязанностей. Оля выбрала "единое на потребу", а христианство с грязнотцой, с уступками, компромиссами она не принимала. Оля была непримиримым воином за чистоту веры.

Церковная жизнь захватила ее целиком. Рассказывали, что в подмосковном Гребневе она прекрасно ладила с деревенскими бабулями, помогая мыть пол в храме, соскребала воск с подсвечников и счастлива была, когда ей разрешали держать плат во время причащения в больнице. Должно быть, тогда она стала изучать служение диаконис в первохристианской Церкви, начала пробовать себя в миссионерстве. Все это было ей по сердцу. Дома на кухне у нее висели бумажки с написанными на них тропарями праздников.

К людям Оля была строга. Ее оскорбляла церковная безграмотность, небрежное отношение к богослужению, неправильное понимание самого вероучения. С другой стороны, это обычно не вызывало протеста, потому что к себе она была еще строже.

Однажды мы о чем-то поспорили, и между нами возникло взаимное недовольство. Оля первая пришла мириться. Она попросила прощения и в знак примирения подарила мне белую, сшитую своими руками кофточку. По лицу ее текли слезы.

Как-то по дороге она стала говорить о том, что всерьез задумывается о монастырской жизни. Оля говорила, что совершенно не представляет, как она может спастись, живя так, как живет сейчас. Дома ее очень любили и нежили. "Представляешь, мне дома жареную курицу в постель подают. Как я могу спастись, живя дома? Я должна решиться и, решившись, уже не возвращаться вспять. А если постепенно - я завязну".

Борис - Она была из тех людей, на которых обращаешь внимание, когда в храм приходишь. Стоишь на службе, еще не понимаешь, что нужно делать, и на кого-то смотришь, ориентируешься. Безбытный она была человек совершенно. В Федоровском за ящиком свечным стояла, продавала книжки, иконы. А ей это было все далеко, не в этом ее интерес, душа ее. Тяготила ее подобная деятельность, но она не отказывалась, не возмущалась, не обижалась...

Это единственный человек из тех, кого я знаю, кто пришел к вере и настолько перевернул свою жизнь. В корне! Только с уходом в монастырь можно сравнить то, как она изменила жизнь. На старых фотографиях ее не узнать. Трудно представить, что эта экстравагантная особа в белой шляпе - Оля.

Она сожгла чемодан своих рукописей. С педантизмом, все, до листочка - все свои рассказы, работы прежние. Но не нарочито - все, мол, отрекаюсь от прежней жизни! Тихо так.

Елена Васильевна - Мы с ней были похожи: очки у нас были одинаковые - у нее тоже минус шесть или минус восемь. Я учила ее читать по-славянски, а она умнее меня была в сорок раз, поэтому и быстро выучила церковнославянский, и других учить стала. Венец всего, конечно, это служба, которую она написала. Чтобы службу Елизавете Федоровне написать, это нужно быть человеком такой высоты, что просто...

Монашеского духа она была, а уйти не могла. Но и в миру она на все благословение спрашивала - в настоящем послушании была.

Чудачкой она не была, и сухой, черствой не была. Как может жесткий человек стольких к вере привести? С детьми как она занималась! Сухого человека не будут дети любить, а вокруг нее они всегда толпились. Хотя она не игралась с детьми, не сюсюкала.

Игорь - Вообще-то меня привели на курсы эстетического воспитания. А уже потом оказалось, что это школа воскресная. Я дополнительно с Ольгой Геннадьевной занимался еще в кружке по субботам - чтением на церковнославянском. Пытался читать с выражением, а она мне показывала, как нужно, значение непонятных слов переводила. И с английским Ольга Геннадьевна помогала мне. Подарила книжку "Алиса в стране чудес", только не увидела, что книжка для первого курса, а не для первого класса. Но я все равно занимался, упирался и читал, потому что Ольга Геннадьевна дала. Она мне всегда казалась очень красивой.

Как-то я спросил, не является ли грехом собирание вкладышей от жвачек. У нас тогда в школе было повальное увлечение этими вкладышами от жвачек. Она ответила:

- Если ты их собираешь, чтобы другу подарить, то нет.

Я пошел и все отдал другу. Он удивился.

Мама Игоря - После нескольких месяцев занятий она спросила меня:

- А на Литургию вы пойдете?

- Это же долго, трудно ребенку стоять.

- Вы хоть на полчасика.

- Игорь-то легко воспринял все, мне сложнее было. Помню, на праздник, когда служба всю ночь шла, мы - вся ее группа воскресной школы - семьями пришли. Конечно, никто не выдержал. Она нам пальтишко свое положила. У меня еле хватало сил следить за ходом службы. Так мы и спали вповалку рядом с ней, а она пела.

Когда она рассказывала про святых или что-то объясняла важное, она так одухотворялась... от сердца все шло. И понятно становилось то, что в книжке как-то сухо звучит.

Она сказала, что надо сыном заниматься, а у меня тогда работа мешала очень. Так я и работу бросила. Как жалко, что ее нет. Мы такие глупые без нее.
Так сейчас выглядит храм в ФедоровскомПапа Игоря - Я буду помнить ее до конца своих дней - она спасла мою семью. Чуть ли не до развода доходило. Кто мы были для нее? Обычные прихожане. Но она нашла время и приехала к нам, когда я чуть из дома не ушел. Другого кого я бы, извините, отправил далеко. Но это была Ольга Геннадьевна. Я пришел домой. Мы на кухне сидели. Она не стала спрашивать, почему мы поссорились, кто виноват. Она посмотрела на Игорька и спросила:

- С кем бы ты хотел жить?

- Я хотел бы жить с мамой и с папой, - ответил мой сын.

Казалось бы, мелочь - но не вмешайся она тогда, неизвестно, чем бы дело кончилось.

А что Федоровским она увлеклась, поехала, собрала группу девушек, жила там и все силы отдавала восстановлению развалин, так это подвиг настоящий, я считаю. О себе она не думала никогда. Для людей она это делала и для Бога.

Лера - Бывало, что засыпала она на службе и шутила сама над собой: "Есть сон летаргический, а у меня - литургический".

Старалась жить она по заповедям. Искренне очень. Видно было, как она боролась с собой, как старалась не обижаться. Помню, кто-то кричал на нее, а она молчала, не оправдывалась даже.

Я, к сожалению, только после ее смерти поняла, что недооценивала ее. Поняла, что рядом со мной был... могу сказать, православный человек.

Ирина Петровна, регент - Оля во время службы всегда отмечала карандашиком непонятные места. Потом спрашивала у специалистов, которые с греческими кальками могли сверить.

Сошлись мы с ней, наверное, как волки-одиночки сходятся. Душевности не было в ее дружбе: если надо, всегда поможет, а чтобы специально, чайку попить, поболтать-поплакаться - нет.

Татьяна - Очень трудно писать о человеке, с которым так много в жизни связано. Несколько раз пыталась взяться за ручку, но ничего не получалось: портрет не выходил правдивым и объемным. И страшно что-то в нем исказить. Потому ограничусь лишь несколькими воспоминаниями.

С Олей я познакомилась в 1977 году. Нам было по 16, мы учились тогда в школе юного журналиста. Думаю, что любовь к Богу, стремление познать истину были в ней всегда, даже когда она сама этого, быть может, еще не сознавала.

Почти все мы - родившиеся в начале 60-х - воспитывались в духе "научного атеизма": родители некрещеные, а мы и подавно. О Церкви, о Православии не знали ничего. Верующие ровесники были исключительной редкостью. Помню, как в МГУ мы познакомились с девушкой из православной семьи. Она пригласила нас к себе домой, и все мы были удивлены, увидев в квартире иконы. Но особенно она заинтересовала Ольгу. После занятий они задерживались и часами спорили о смысле жизни, о вере, о Православии. Может, именно тогда она впервые задумалась о Боге?..

Я помню и другой эпизод. Оля позвонила мне накануне вступительных экзаменов на факультет журналистики и спросила:

- Ты очень волнуешься?

- Очень, - ответила я.

- Я знаю, что нужно сделать, - сказала она. - Мы должны помолиться.

- А ты знаешь молитвы? - удивилась я.

- Нет. Но мы придумаем свою, - предложила Ольга.

И она долго читала придуманную молитву в телефонную трубку, а я повторяла за ней.

Еще помню, как она уговорила меня впервые зайти в храм - это был храм Святителя Николая в Хамовниках. Недалеко от него мы, первокурсники, тогда проходили практику. Помню, как мы растерянно стояли у алтаря, ловили недовольные взгляды прихожан и не знали, что делать. Не понимали даже, куда свечки поставить.

Наверное, тогда это были первые, не вполне осознанные шаги на пути к Богу. И Ольга шла по этому пути с каждым шагом все более уверенно и осмысленно, стремительно опережая всех своих знакомых.

Она многое смогла переменить в своей жизни. Говорят, что у нее был сильный характер. Наверное, это так. Но это не делало ее путь более легким. Я бы даже сказала - ей было труднее. До прихода в храм она привыкла поступать по своему усмотрению, решения всегда принимала сама. Захотела уехать на Алтай или в Ленинград, можно быть уверенным - уедет. Отговаривать и переубеждать ее - пустое занятие. А в храме очень быстро научилась все делать только по благословению, по послушанию. Даже в мелочах не полагалась на собственную волю. Сумела преодолеть брезгливость: и полы мыла, и за тяжелобольными ухаживала. Научилась вставать в пять утра. А ведь на лекции никогда не могла прийти вовремя. Сама признавалась, что любила понежиться, полениться. И от вкусных бабушкиных обедов прежде никогда не отказывалась. Друзья, застолья, долгие беседы на кухне за чаем, чтение стихов, песни под гитару, старые пластинки. В ее доме всегда было много людей...

Она сумела все изменить, отбросить решительно и бесповоротно, посчитав лишним, суетным, отвлекающим от главного. Некоторые из ее прежних знакомых не верили: Оля - и моет полы! Не выдержит, через месяц, максимум полгода вернется к прошлой жизни. Это всего лишь экстравагантные штучки.

Но проходил месяц, другой, годы. А она продвигалась все дальше, искала еще большей строгости и самоотречения - мечтала о монашестве. И была в этом последовательна и решительна. Помню, как-то пригласила ее к себе в гости, а она мне в ответ: пойми меня правильно и не обижайся, я теперь никуда из храма не выезжаю, кроме как по делам.

У Ольги временами были очень сильные мигрени. Таблетки не помогали. Шоколад немного облегчал ее боли. Я знала об этом еще со студенческих времен. И часто на праздники дарила ей шоколадки или конфеты. Ольга радовалась как ребенок. Но однажды, к тому времени она уже жила в храме, я принесла ей шоколад, а она не взяла: "Знаешь, теперь мне и шоколад не нужен". Сказала так спокойно и улыбнулась.

Прежде она была очень пристрастна к людям. Если ей был интересен человек, она просто "заболевала" им: все в нем казалось ей совершенно и необычно. И антипатии ее были стойки: могла и острое, колючее словечко сказать, и уколоть. Я видела, как, уже будучи в храме, она боролась с этими своими пристрастиями, старалась соблюдать дистанцию, относиться ко всем ровно, с христианской любовью. Как это у нее получалось, не знаю, не мне судить. Некоторым в общине она казалась немного сухой и отстраненной. Но только тем, кто не видел за этой отстраненностью постоянную работу над собой, кто не чувствовал за внешней сухостью любовь к Богу и к людям, доброту.

Помню, как-то поздно вечером позвонила мне, а у меня неприятности были, уныние, тяжесть на душе. Поговорили мы с ней, я ее ни о чем не просила. А она почувствовала, наверное, мое состояние. Не прошло и часа, звонок в дверь - на пороге Ольга. Как ночью добиралась? Где нашла деньги на такси? Просто почувствовала, что нужна помощь, и приехала. И потом очень часто помогала - и советом, и молитвой. Я всегда знала: этот человек в трудную минуту всегда будет рядом. А вот о своих проблемах она говорить не любила. Ни одной жалобы от нее не слышала. А тяжелых моментов в ее жизни было достаточно.

Она многим помогала, и люди тянулись к ней. Однажды Оля позвала меня зайти вместе с ней к ее подопечным - она тогда работала в службе социальной помощи и помогала в храме в Гребневе. Это было неподалеку от станции метро "Новокузнецкая". Старый московский дом. Пара одиноких пожилых москвичей. Как они ждали Олю, с какой теплотой встречали. Она в тот день принесла продукты и что-то из одежды, по-моему, из гуманитарной помощи. Мне кажется, они весь день только и готовились к ее приходу. За стол усадили, стали о себе рассказывать и Олю расспрашивали. Потом долго говорили о Боге. Она хотела, чтобы эти люди, ставшие ей дорогими, приняли крещение. По-моему, позднее ее желание сбылось.

Она вообще многих людей к вере привела. Познав радость жизни с Богом, она стремилась поделиться ею с другими. Для нее было важно, чтобы родные и друзья пришли в храм. И она прилагала к этому все усилия. Был у нее такой дар. Я бы даже не назвала это умением убеждать, а просто сила какая-то. Помню, как мне говорила: "Я - крестная твоей дочери. А ты сама - некрещеная. Как же ты ее в храм водить будешь?" Я тогда рассердилась даже на нее: не надо, мол, на меня давить, придет время - сама решу. А потом к ее словам вновь и вновь возвращаешься, думаешь, за книгу берешься... Она всегда побуждала людей думать, двигаться вперед, хоть немного приподниматься над собой.

Прот. Аркадий Шатов, духовник Ольги - Христианство - не набор правил. Это жизнь, которую отдаешь Богу. Всему можно научиться, придя в храм: и поститься, и телевизор не смотреть, и одеваться в длинную юбку, перестать краситься, но это лишь внешние изменения, поверхностные. Сложнее всего отдать свою волю Богу. Оля к этому стремилась, она искала высоту.

Оля была взыскательна к себе, что нечасто в наше время встречается. Для себя она не жила совсем. Одевалась, чтобы было тепло. Ела, чтобы силы поддержать. Спала, потому что не могла совсем не спать. С житейской точки зрения она была совершенной бессребреницей. Все лишнее раздала. Вообще с материальным миром у нее отношения были сложные: что-то забывала, путала, опаздывала...

На следующий день после ее смерти позвонил Патриарх. Словами из Нового Завета сказал о том, что не нужно скорбеть...

Господь ее взял, потому что она не знала, что делать дальше. С одной стороны, общину нашу она переросла, и в Федоровское поехала, потому что искала более строгой жизни, большего общения с Богом. А в монастырь уйти тоже не могла.

Отец Иоанн Крестьянкин сказал, что раз Оля всегда слушалась, значит, все делала правильно, значит, блаженна ее посмертная участь.

Из миссионерских листков, выпущенных
в издательстве храма св. царевича Димитрия.
Текст Ольги Геннадьевны Комаровой:
"В Евангелии есть такие слова: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное". В этих словах - суть Евангельского учения. Господь Иисус Христос призывает всех войти в Свое Царство. Но для этого нужно сначала очистить свою душу от греха. Не нужно думать, что Царствие Божие находится где-то в бесконечном далеком от нас "потустороннем" мире. Или что оно ожидает праведников лишь в "загробной жизни", о которой мы ничего не знаем. Царство Божие ближе, чем мы себе думаем. Оно здесь, рядом. И покаяние - дверь в Царствие Небесное.

Очистить свою душу от греха - большой труд. Сам, один, человек не может с этим справиться. "Самосовершенствование" без помощи Божией - это все равно что пытаться самому себя вытащить за волосы из болота. Медлить нельзя! Греховная трясина въелась в душу, исказила, испортила, изуродовала ее, сделала смертельно больной. И грешник непременно погибнет, если Бог не исцелит его от греха. Только нужно, чтобы человек сам захотел этого. Бог не спасает против воли..."

* * *
Кто-то после похорон сказал: "Она ушла из этого мира легко. Как птица, вспорхнувшая с ветки, которая даже не дрогнула".

Светлана Гаджинская

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.