Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Невыносимый Ленин

№0'0000 Общество  07.11.12 14:35 Версия для печати. Вернуться к сайту

Разговоры о том, чтобы вынести тело Владимира Ленина из Мавзолея и похоронить в закрытом гробу ведутся с начала девяностых. Больше половины населения уже высказалось за похороны, но «вождь и ныне там». Что нам мешает его похоронить?




Отпеть Ленина нельзя, но похоронить его все же следует



«По канонам Церкви отпевать Ленина нельзя», – считает профессор Санкт-Петербургской духовной академии, специалист в области истории Церкви протоиерей Георгий Митрофанов. Запрет объясняется тем, что Владимир Ильич находится под анафемой, то есть отлучен от Церкви. И хотя в тексте анафемы, которая была принята Поместным собором в 1918 году, прямо не упоминается ни сам Ленин, ни руководимые им большевики, но текст документа прямо говорит о православных по крещению, которые участвовали в гонениях на Церковь и убийствах невинных людей. «В основу политики большевиков как раз были положены два этих элемента, так что большевики, несомненно, подпадают под анафему, как и руководство этой партии», — считает отец Георгий. Вместе с тем, по мнению историка, согласно нашим традициям даже отлученных от Церкви людей полагается хоронить. Так, несмотря на анафему, был похоронен Лев Толстой.

Соборного решения церкви о необходимости захоронения тела Владимира Ленина пока не существует. Тем не менее, де-факто, сложно найти в Церкви человека, который бы выступал за сохранения такого символа гонений на Церковь, каким является тело Ленина на главной площади страны. Этой же позиции придерживается и наш собеседник. «Давно пора предать его земле, — считает отец Георгий. — То, что сделали с телом, это по существу, глумление над человеческим телом». А как же тело Николая Пирогова, которое был мумифицировано и положено в склепе под стеклянной крышкой? Отец Георгий считает, что проводить аналогии между Лениным и Пироговым неуместно. «Это странное пожелание великого хирурга — мумифицировать себя — является издержкой его фанатичной преданности науке и желания даже после смерти послужить ей», — считает священник. По его словам, такие курьезы не могут привести к пересмотру вековых традиций, как культурных, так и религиозных. «Из политических деятелей в мавзолее до сих пор лежит, разве что, Ким Ир Сен, — добавляет отец Георгий. — Если мы хотим быть в одном ряду с этим заповедником коммунистического мракобесия, ну, что же, давайте будем».


Мавзолеи азиатских коммунистов



Тело корейского коммуниста Ким Ир Сена действительно выставлено в открытом саркофаге в «Мемориальном дворце Солнца» в Пхеньяне. Когда по залу, в который закатилось «солнце» корейского народа, проходит экскурсия, то диктор траурным голосом рассказывает о смерти «Вечного президента» (официальный титул) примерно такими фразами: "Казалось, земной шар потерял свой вес под тяжестью потери величайшего человека на земле". Или такими: "Весь корейский народ плакал кровавыми слезами, которые превратились в алое знамя". Туристов из европейских стран от улыбки удерживают разве что взгляды, которые в них бросают из углов зала автоматчики. В похожих мавзолеях покоятся и два других почитаемых азиатских коммуниста: китайский Мао Цзэдун в Пекине и вьетнамский Хо Ши Мин в Ханое. В отличие от них, в странах Восточной Европы идолов коммунизма успели благополучно похоронить, как Георгия Димитрова в Болгарии. Или кремировать, как Клемента Готвальда в бывшей Чехословакии. Решение о перезахоронении тела Георгия Димитрова было принято на семейном совете родственников. «Я был, может быть, одним из последних, кто принес цветы к мавзолею, и на меня смотрели почти как на сумасшедшего», — вспоминает участник того семейного совета, попросивший не называть его имени. По словам нашего собеседника, в тот момент в Болгарии «началась вакханалия вокруг мавзолея», и когда стало очевидно, что мавзолей уже «никто не защищает и не охраняет», родственники решили перезахоронить тело. «Я был в семье, тогда еще были живы и племянники и сестры, — рассказывает очевидец. — Семья приняла решение, что раз сложилась такая ситуация, то тело надо похоронить». Через некоторое время после этого Общинный совет Софии принял решение о сносе мавзолея, как сооружения идеологически и архитектурно чуждого центру города. В августе 1999 года здание взорвали, и сейчас на его месте бетонная площадка.


Российские защитники мавзолея



В России, в отличие от Болгарии, мавзолей взрывать никто пока не собирается, но и количество защитников тела вождя все еще достаточно велико, чтобы последний оставался на своем месте. Согласно последнему опросу Фонда общественного мнения, 56% россиян считают, что тело Ленина надо захоронить. За последние шесть лет число желающих предать тело Ленина земле увеличилось на 10% — отмечают исследователи. Но при этом 54% по-прежнему считают Ленина хорошим человеком. А наиболее активные сторонники, в первую очередь это коммунисты, даже почитают его тело как своего рода «святыню» и каждый год приносят Ленину и Сталину цветы. «Руки прочь от народной святыни!» — с таким заголовком, например, вышло в январе 2011 года заявление участников общероссийского совещания секретарей региональных комитетов КПРФ за подписью Зюганова. Заявление появилось в ответ на высказывание общественных деятелей в поддержку захоронения. Сама общественная дискуссия в документе называется «войной с историческим прошлым», некрополь характеризуется как «священный для народа», а к оппонентам по дискуссии обращаются как к «гробокопателям». Попытка же захоронения тела, по заверениям коммунистов, встретит «заслуженный и жёсткий отпор».

Кроме Зюганова и его партайгеноссе цветы к Мавзолею каждый год приносят и сотрудники бывшего Ленинского музея, а ныне — филиала Государственного исторического музея. С каждым годом этих специалистов становится все меньше, в этом году пришло около 15 человек. «Люди выбывают по возрасту, а молодежь к нам не приходят. Этому надо учить не год и не два», – делится своими ощущениями один из сотрудников. Себя и своих коллег он сравнивает с последними «мастодонтами», которые еще помнят былое величие «Ленинианы», которая являлась целой отраслью науки. «Сейчас все это разрушено и посыпано пеплом, — считает наш собеседник. – Никому ничего не нужно, новых специалистов никто не обучает. Даже дети в школе уже не знают – кто такой Ленин, ради чего он жил и как умер». Сам хранитель ленинской памяти относится к идее похорон отрицательно. По крайней мере – похорон в ближайшее время. «Подождите пока мы умрем и делайте что хотите, людям вашего поколения будет уже все равно», — говорит музейщик. «Но если решать этот вопрос сейчас, то принять такое решение могут только родственники», – считает мой собеседник.


Буква закона и современные Ульяновы



Нечто похожее утверждается и Федеральном Законе «О погребении и похоронном деле», который призван регламентировать вопросы погребения. В частности пункт 3 статьи 5 говорит о том, что погребение на том или ином месте производится согласно воле умершего. При отсутствии устного или письменного волеизъявления, решить этот вопрос (в порядке убывания) имеют право близкие родственники, прочие родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых – «иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего». Близких родственников у Владимира Ленина не осталось – он был бездетным. Дети были у одного из его братьев, Дмитрия Ильича Ульянова. В браке у него родилась дочь Ольга, а вне брака – сын Виктор. Ольга Дмитриевна скончалась в 2011 году. До последнего она выступала резко против захоронения. У Ольги Дмитриевны остались дочь и внучка, но они перестали поддерживать контакт с Историческим музеем и воздерживаются от публичных заявлений по вопросу захоронения. У внебрачного сына Виктора также были дети, и даже внуки и правнуки. Из них наверное самым активным можно назвать внука Александра Ульянова. Александр поддерживает сайт Ульянов.орг, на котором ведет родословную семьи, поддерживает контакт с домом-музеем Ленина в Ульяновске. В ответ на просьбу рассказать, как его ветвь родословного древа смотрит на возможность похорон, Александр заявил, что точка зрения совпадает с озвученной выше позицией Ольги Дмитриевны Ульяновой. От дальнейших комментариев собеседник отказался и на всякий случай пригрозил судебным иском в том случае, если его имя вообще будет упомянуто в статье. По словам Александра Ульянова, он также записал наш с ним разговор на диктофон.


Символическое значение выше права родственников



Но даже если бы у Ленина и были прямые и законные потомки, масштабы злодеяний Владимира Ленина и символическое значение его Мавзолея на Красной площади превышают право родственников на распоряжение телом – считает Председатель правления правозащитного общества «Мемориал» Арсений Рогинский. «Когда речь идет о символах беззакония и бесправия, каковыми являются Ленин и Сталин, в совокупности убившие миллионы людей, воевавшие против своего народа, разрушавшие тысячами Церкви, при чем здесь мнение родственников?» — вопрошает Рогинский. По его мнению, Владимир Ленин совершил множество преступлений против собственного народа, а его последователь Иосиф Сталин совершил их неизмеримо больше и поэтому их могилам не место на самом торжественном месте страны. На вопрос что мешает захоронить тело Ленина, Рогинский отвечает, что при инертности народа необходимо политическое решение высшего органа государственной власти, то есть парламента либо президента. Какого-либо закона, по мнению Арсения Рогинского, на этот счет не существует – слишком редкий случай. «В законе не прописано, и не может быть прописано, кто уполномочен принимать решения о захоронении мумии», — уверен Арсений Рогинский. «До тех пор, пока эти два человека находятся на главной площади страны, ни о каком правовом государстве речи быть не может», — заключил правозащитник.