Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Не видевшие и уверовавшие

№0'0000 Жизнь в Церкви  11.05.13 09:00 Версия для печати. Вернуться к сайту

Из Евангелия мы знаем, что апостол Фома, услышав от друзей о Воскресении Христа, усомнился. И Господь дал ему возможность увидеть Его и вложить свои персты в Его раны, а потом произнес: "Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин. 20. 29).Радостно осознавать, что это сказано о нас. Никто из нас не видел Воскресшего Христа, но вот в эти дни мы непрестанно свидетельствуем о нашей вере словами: "Христос Воскресе!" - "Воистину Воскресе!"

Св.Фома. Рубенс Питер Пауль

"Блаженны..." – значит счастливы тем счастьем, которое дается свыше и которого никто отнять не может; счастьем подлинным, нетленным. Это сказал о верующих Христос. Сама по себе вера - такое богатство, такое благо, что, обладая им, можно совершенно не переживать об отсутствии других благ. Как прекрасно определил такую веру преп. Симеон Новый Богослов: "Вера есть (быть готовым) умереть Христа ради за заповедь Его, в убеждении, что такая смерть приносит жизнь, - нищету вменять в богатство, худость и ничтожество в истинную славу и знаменитость, и в то время, как ничего не имеется, быть уверенным, что всем обладаешь, - особенно же (она есть) стяжание неисследимого богатства познания Христа и взирание на все видимое, как на прах или дым".

И поэтому, когда мы, верующие, начинаем по немощи сетовать на то, что в нашей жизни "того недостает, с этим не так...", вспомним о главном богатстве, которое у нас есть, и устыдимся своего малодушия. Сам Христос назвал верующих блаженными. Нам ли роптать!
"Не видевшие..." - впрочем, кое-что мы все-таки видели. И здесь мы, священники, знаем несколько больше, чем многие. Ведь именно нам часто приходится быть свидетелями той встречи, участниками которой являются: с одной стороны - Бог, с другой - человек. И если нам Господь вверил страшную власть "вязать и решить", то порой приходится видеть поразительные действия силы Божией в человеческой душе. Разве не удивительно, когда в церковь приходит человек и рассказывает перед аналоем с Крестом и Евангелием о страшном и постыдном, совершенном им в жизни; о том, о чем никто (НИКТО!) никогда не знал и не подозревал?! И когда спрашиваешь, почему же он пришел, - слышишь в ответ: "Не могу я больше это в себе носить, не могу с этим жить!"

Часто у этого человека и веры-то подлинной еще нет, и о Христе его представления самые смутные, но вот ощущение невыносимости греха, невозможности жить с ним - откуда оно? Кто судит человека изнутри и не дает ему жить в радости даже тогда, когда о злом и постыдном неизвестно ни одному человеку на земле?

Да, я не видел Воскресшего Христа, но я видел радость освобождения на лицах тех, над кем читал разрешительную молитву на исповеди.

Я не видел Воскресшего Христа, но ощущал, как после причастия в сердце воцаряется любовь ко всем, в том числе и к тем, на кого злился, обижался еще несколько часов назад.

Я видел, как по-разному ведут себя на смертном одре те, кто верит во Христа, и те, кто не знает Его.

А бесчисленные "стечения обстоятельств", которые лишь на первый взгляд "случайные", а при более пристальном рассмотрении всего, что им предшествовало и что за ними последовало, язык не повернется назвать "случайными".

"Блаженны не видевшие и уверовавшие". Нет, не такие уж мы и "не видевшие". Мы многое видим и еще больше увидели бы, если бы внимательно смотрели. Христос, пообещавший: "Се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28. 20), действительно с нами - Воскресший, живой, любящий и очень близкий.