На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема №1(5)'2003

Мы так близко, что нас не видно


Версия для печати
02.01.03, 12:20

В Марфо-Мариинскую обитель я шла с некоторой боязнью. При Елизавете Федоровне, как я знала из воспоминаний, все в жизни этой общины сестер милосердия было продумано до мелочей. Было ясно, что такую разумность устроения в наши дни повторить невозможно. К тому же доходили слухи о невозвращенных зданиях, о разрухе в нынешней обители.

Первая встреча

Погода отвечала мрачным мыслям: мерзкий дождь пополам со снегом... И что же? Сразу стало понятно, что обитель все-таки жива. За низкой калиткой в каменной стене - здания в лесах, гудит техника. Серый домик в глубине. На звонок открывают дверь. Прохожу. Где-то журчит вода: там стирают. Из-за щелочки выглядывает любопытная девчушка. Читаю: "Приют для девочек". На лестнице пахнет хлоркой, как в больнице. Но поднимаюсь на второй этаж... и попадаю в дом. Длинные столы для большой семьи, буфеты, цветы в горшках, уютное кресло. Бродят мягкие кошки. Если бы не келейница в монашеском одеянии, я бы и забыла, где нахожусь. Но, ожидая настоятельницу, невольно представляю ее похожей на Елизавету Федоровну и нервничаю.

Входит матушка. Она, конечно, другая. Невысокая, улыбчивая, шустрая. Два слова, и мое напряжение спадает.

Она тоже в прошлом журналист (плюс историк). Тогда ее звали Мария Николаевна Крючкова. Однажды случилось так, что она не смогла реально помочь человеку и почувствовала бессмысленность своего труда. Разведена. Две дочери, четыре внучки. Одна дочь - вдова, другая - жена священника. Про свое монашество она говорит так: "Никогда бы не решилась, если бы не помогли родные. Бывает, люди уходят, хлопнув дверью. Я так не могла. Родные меня всегда любили. Муж понял, поддержал. Дорогие мои, любимые - они для меня как скала, на которую можно опереться..."

Наш разговор все время прерывается. Матушка пытается выяснить, накормили ли шофера, отвезли ли детей в поликлинику, еще сразу несколько других вопросов.

Конечно, жизнь в обители непростая. Сильно усложняет ее то, что не все здания возвращены, у временных хозяев они ветшают и собирают дополнительные проблемы...

И все же матушка Елизавета убеждена: сестре милосердия лучше жить в обители, подобной Марфо-Мариинской.

- Почему?

- Иначе выходит милосердие по остаточному принципу. Нужно ведь зарабатывать где-то деньги, мысли и силы отданы семье. А в обители сестра знает, что в быту у нее все устроено, и может посвятить себя делу во славу Божию.

- А чем сестра милосердия отличается от монахини?

- Она более свободна. Молитвенное правило у нее поменьше... Сестры, глядя на монахинь, побаиваются, что такой труд им не по силам. Но, мне кажется, сестра должна все-таки пытаться дорасти до монашества, иначе она может попасть в духовный тупик. Естественное для женщин стремление к жертвенности и состраданию ярче проявляется в тяжелые времена. А потом бывает, ситуация налаживается, и многие теряются из-за того, что нет высоких духовных целей.

Новейшая история

Обитель начала возрождаться в 1990 году. Сейчас здесь сорок сестер милосердия и семь монахинь (еще восемь сестер готовятся к постригу). Средний возраст - 18-19 лет, сестры совсем молоденькие, только две-три из них постарше. А всего вместе с трудниками и ученицами в обители и ее скитах 160 человек. Праздничная трапеза девочек из приюта
Заботы обители многообразны. Есть приют для девочек-сирот: их семнадцать, самым маленьким - по восемь лет. Кроме того, здесь живут шесть пожилых женщин и один инвалид. С НИИ имени Склифосовского заключен договор - сестер вызывают туда в случае наплыва пострадавших (например, так было после теракта в "Норд-Осте") или летом, в сезон отпусков. Несколько сестер зачислены в штат отделения реанимации Института педиатрии и в штат реанимации Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Работают монахини и послушницы и в московских военных госпиталях.

Обителью открыто отделение сестер милосердия во Всероссийском учебно-научно-методическом центре по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава РФ - там на трех курсах учится 90 человек. К обычному курсу училища для них добавлены духовные основы милосердия, душепопечительство, церковный устав, церковное пение. С первого же года студентки работают в патронажной службе. Живут они в студенческом общежитии, но на отдельном этаже со своим входом и молельной комнатой. Духовник отделения о. Валентин Жохов - практикующий хирург и преподаватель училища.

У бесплатной патронажной службы марфо-мариинских насельниц 30 подопечных. В планах - благотворительная аптека и консультационный центр для матерей с детьми. Помогают сестры и солдатам, воюющим в Чечне.


Ступеньки

Но неверно было бы думать, что все сестры обители примут постриг. Те, кто серьезно задумывается о монашеском обете, проходят несколько ступеней.

Первая - ученическая. Студентки существующего при обители отделения медучилища могут уйти в любой момент. Кстати, на территории обители играют очень веселые свадьбы.

Вторая стадия - испытуемые. Они дают обет послушания: кто на полгода, кто на год, кто на три.

На третьей ступени - старшие сестры. Их обет послушания может длиться пять лет. Право вернуться в мирскую жизнь у них остается, но обычно до этой ступеньки доходят сестры, твердо решившие связать свою судьбу с монастырем.

Только на четвертой ступени, к которой идут годами, послушницы меняют имя и целиком посвящают жизнь служению Богу и ближним.

- Матушка, приходилось ли вам отказывать тем, кто хочет поступить в обитель? - продолжаю я расспросы.

- Я никому не отказываю. Какое я имею право? Вдруг Елизавета Федоровна взяла бы этого человека? А тянет он или нет, видно становится быстро. Если кто-то и не выдерживает, то уходит сам, тихо. Впрочем, это случается редко.

- Какой возраст самый подходящий для сестры милосердия?

- Я думаю, около 35 лет. Молоденьким девочкам, конечно, страшновато. Это ведь не игрушки - на их руках умирают люди. Несмотря на то что они верующие, закаленные, для них это испытание.

- Что такое для вас хорошая сестра милосердия?

- Нет, я так не могу... Это ведь не какие-то абстрактные слова, отвлеченные образы, а живые люди. Катя наша, Танечка, Сашенька. Или две девочки Глинкины. Тихие, легкие, ласковые и нежные. Они у одной старушки работают, так она стала руку поднимать, а ведь была полностью парализована.

Марфа или Мария?

Пока, говорит матушка, все же трудов здесь больше, чем молитв. "Днем, например, никак не получается у нас двух часов молитв, - сетует она. - Никого нет, все сестры на работе. И созерцательности не хватает. Мне приходится иногда с настоящими монахами общаться, духовными тружениками. Даже завидно бывает, хочется тоже неспешно помолиться".

День в обители начинается в 7 утра. При Елизавете Федоровне вставали раньше, зато днем полагался отдых. Москва была поменьше, не было таких дальних разъездов, как теперь. А сейчас, говорит матушка, совершенно невозможно дать сестре отдохнуть среди бела дня. "Это просто непонятно будет, почему она лежит. Поэтому мы немного изменили время подъема".

В 7.30 - утреннее правило. Читается Апостол и отрывок из Евангелия. "Это нам как совет, на что обратить внимание в течение дня", - объясняет матушка. Потом все сестры за исключением дежурных разъезжаются по послушаниям. Кто на патронаж, кто учиться, кто в больницу. Возвращаются поздно, иногда в 22.00, а у кого-то и круглосуточные дежурства. Иногда сестры успевают днем забежать пообедать, но далеко не все. Тем, кто приехать не может, дают с собой сухие пайки.

- Конечно, очень тяжело девчонкам, устают, - говорит матушка.

- А как сестры отдыхают?

- У нас предусмотрен месяц отпуска, стараемся, чтобы это было летом. Ну а когда сестра чувствует, что силы совсем иссякли, она может уехать в один из наших скитов или жить здесь на попечении молодых сестер.

Правда, и в скитах Марфо-Мариинские сестры не сумели отгородиться от людей. Например, построили скит в Тверской области, в селе Владычня, где жил в ссылке духовник старой обители о. Митрофан Сребрянский и несколько последних монахинь. Чтобы можно было спокойно помолиться, отдохнуть душой. "Решили даже забор двухметровый поставить, отгородиться от суеты, - улыбается матушка Елизавета. - И что же? Не успели закрыть ворота, повесить замок, как люди стали стучаться с просьбой о помощи, голодные, раздетые. Ворота открыли. И получилась та же социальная работа, что и в Москве. Теперь весь хлеб - пополам. Готовим подарки для ветеранов, инвалидов, детей. У нас есть "уазик", сестра вместе с председателем сельсовета грузят туда подарки и развозят по домам. Мы даже стали устраивать там праздники, а то сами сельчане уже забыли, когда в руках гармошку держали".

Без страхаГуманитарная пасхальная миссия в пользу личного состава срочной службы Итум-Калинского погранотряда Аргунского ущелья. Май 2001 года
Матушка все время подчеркивает, что ничего нового они не придумывают. "Программа, которую задумала и осуществила Елизавета Федоровна, настолько творческая, что дает возможность творить добро без оглядки. По ней мы и работаем. Помогаем и сиротам, и старикам, и семьям солдат, погибших на локальных войнах. При этом Елизавета Федоровна не стремилась объять необъятное. Мы тоже начинаем с малого, приобретаем опыт, он разворачивается, появляются новые направления деятельности".

Так, с 1998 года сестры Марфо-Мариинской обители регулярно ездят в Чечню - в Аргунское ущелье, в Итум-Кале, Ведено, привозят вещи, лекарства, продукты для солдат и мирного населения, молятся за солдат. Не совсем обычное дело для современных сестричеств - помощь действующей армии.

На мои испуганные вопросы матушка отвечает обстоятельно: ездят опытные сестры, риск, конечно, есть, поэтому, когда сестра пишет заявление: "Прошу меня отправить...", благословение она получает только в том случае, если все показывает, что она не растеряется в опасной ситуации. "Там же надо все делать по приказу и моментально. Не должно быть страха. Как-то при наших сестрах в военно-полевом госпитале до него дошло наступление, слышно уже было "акбар, акбар". Наемные работницы побросали больных и сбежали, а наши остались. Одна Псалтырь читала, другие занимались ранеными. Но, слава Богу, как-то все затихло - молитва, видно, их сохранила. Никакой беды не случилось".

- А неудачи у вас бывали?

- Мы много работали с бездомными, но сейчас с ними труднее. Десять лет назад были другие бомжи. Это были люди, которым надо было просто помочь подняться с колен. У нас была рабочая бригада из бомжей - пятнадцать человек: кто по электрике, кто по сантехнике. Они были просто потерянные, инфантильные в чем-то люди. Мы их всех вытащили. Кто-то вернулся в семью, кто-то уехал на родину, устроился на работу. А сейчас бомж - это образ жизни, любитель странствий. Им ничего не нужно. Сколько раз мы покупали им билеты, отправляли домой, пытались устроить при монастырях - они все равно возвращаются к привычному для них существованию.

Хозяйка

Вообще-то матушка считает, что хозяйка у них в обители - Елизавета Федоровна, а они лишь пытаются угадать и исполнить ее волю.

- Она наша небесная покровительница. И прежде чем начать какое-то новое дело, мы обязательно молимся ей, просим, чтобы она нас вразумила. Я вообще-то не мистик, не люблю экзальтации, но бывают такие моменты, которые заставляют задуматься... У нас долго не было мощей ни Елизаветы Федоровны, ни инокини Варвары. Много раз я писала настоятельнице храма св. Марии Магдалины в Иерусалиме с просьбой прислать частицу мощей, но ответа не было. Затем как-то по пути на Святую землю заехал к нам отец Николай Стремский из Оренбургской области. И с ним тоже я передала письмо. По возвращении он рассказал, что, оказывается, на все мои письма настоятельница отвечала и передавала частички. Но они до нас не доходили. Я поняла, что во всем этом есть какой-то замысел Божий. Через некоторое время приехал к нам владыка Феодосий, митрополит Американской автокефальной Церкви, и я ему описала всю эту ситуацию. Прошел год. Однажды вижу, в ворота въезжает черная длинная машина. Я кубарем вниз. Открывается дверца, появляется владыка Феодосий, а в руках у него шкатулка из карельской березы с крестиком на крышке. "Вот, - говорит, - сюрприз". Открываю, а там - частицы мощей преподобной великой княгини и инокини Варвары. Тогда я и поняла, что Елизавета Федоровна - хозяйка обители. По-другому въехать в свой дом она не могла. Не в карманах, не в письмах, а именно так: через парадный въезд, в сопровождении владыки.

Проблемы обители

До сих пор не освобожден храм Покрова Пресвятой Богородицы. По документам он уже отдан, земля оформлена, но никак не найдут здания, куда мог бы выехать до сих пор находящий здесь Всероссийский реставрационный центр имени Грабаря.
Не передано обители здание общежития сестер милосердия. Там продолжает медленно погибать старая городская поликлиника. Ордынка - район офисный, жильцов почти нет, и поликлиника стоит пустая.

Обитель живет на пожертвования, регулярного финансирования нет. Матушка Елизавета: "Мы находимся в самом центре Москвы. Если смотреть из Кремля, взор пронизывает дали российские, а мы оказываемся в мертвой зоне. Мы близко, но нас не видно. Вот тут, рядом - опусти глаза и наткнешься взглядом на Марфо-Мариинскую обитель, которая очень нуждается в помощи".


Марфо-Мариинская обитель милосердия
ИНН 7706094941
р/с 40703810438230100238
в Лефортовском ОСБ 6901/1668 г. Москва
Сбербанка России г. Москва,
к/с 30101810400000000225
БИК 044525225

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.