Платон (в правом нижнем углу) и Аристотель увлекают схоластов пропасть (фрагмент гравюры Гольбейна Ганса-младшего "Христос – Свет Истины" (ок. 1526г.); для просмотра гравюры целиком кликните по изображению)
Один из первых и самых известных проектов такого рода принадлежит великому греческому философу Платону (427-347 гг. до Р. Х.). В своем трактате «Государство» он описал общество совершенно особое, но в то же время очень понятное, а кое в чем и знакомое современникам.
Основная идея Платона состояла в том, чтобы устранить различие между богатыми и бедными и тем самым упразднить основу для гражданских смут. Сама по себе идея была не нова — греки любили отбирать имущество у богатых сограждан в пользу бедных.
Новым было решение проблемы: учесть природные различия людей и наилучшим образом использовать их способности и наклонности. Для этого вводилось общественное воспитание детей, за которыми надзирали особо доверенные лица — философы. Таким образом, предполагалось устранить вредоносное влияние отца и матери на ребенка: наиболее способных детей воспитывали как будущих стражей общества, худших — как земледельцев и ремесленников.
Земледельцы и ремесленники впоследствии должны были кормить страну, а вот стражи — поселиться в городе, где им предстояло жить на казарменном положении, продолжая обучение. Раз в год им полагалось получать продуктовый паек. Считалось, что как только заведется у стражей земля, то станут стражи хозяевами и врагами земледельцам.
Лучшие из стражей становились философами — истинными хозяевами страны, ее правителями и воспитателями молодежи.
Дальнейшая жизнь стражей и философов, а также обитающих вне стен земледельцев тоже регламентировалась. Философы определяли, кто от кого должен родить детей. Лучшее потомство должно было поступать в воспитательные дома. Худших детей рекомендовалось убивать, а земледельцам для успокоения — сообщать о передаче на воспитание. Несанкционированные дети считались незаконными.
Неправильные с точки зрения воспитания произведения искусства предлагалось запрещать и редактировать, исключения не делалось даже для Гомера. Не рекомендовалось изображать несправедливых людей счастливыми.
Внимательно читавший Платона Томас Мор (1478-1535) не был простым писателем. Это был гуманист, образованнейший человек своего времени, знаток древних языков, крупнейший юрист и канцлер Английского королевства, участник Реформации и один из авторов знаменитого «огораживания», во время которого крестьяне сгонялись с господской земли и обрекались на смерть от голода или от приговора королевского суда.
Этот человек в свободное от исполнения королевской службы время придумал страну, в которой не было бы всех тех ужасов, свидетелем и виновником которых он сам был. Страна называлась Утопией — местом, которого нет.
Эта страна представляла собой островное государство в Южном полушарии. Управлялось оно выборным пожизненным князем, которого жители могли свергнуть, если он проявит тиранические замыслы, в соответствии с протестантской теорией. Внешняя политика Утопии состояла в том, чтобы сделать какое-либо государство своим неоплатным должником, а потом взимать долги наемниками. Внутри страны золото использовалось для изготовления цепей для рабов и ночных горшков.
Равенство граждан достигалось за счет ликвидации частной собственности и унификации образа жизни. Все население сводилось в общежития по 40 человек, вводился регламентированный распорядок дня (1 час личного времени после ужина), одинаковая рабочая и повседневная одежда. В отличие от платоновской системы дети воспитывались в семье. Во время общих трапез они должны были стоять за спинами отцов и ждать, пока им передадут объедки. Сын Ренессанса, Мор видел счастье человека не в приобретении знаний (как Платон) и не в служении Богу (как средневековые христиане), а в простом удовольствии. Поэтому больных помещали в особых дворцах, а неизлечимо больным предписывалось покончить жизнь самоубийством.
Будучи с 1529 г. лордом-канцлером Английского королевства, Томас Мор отвечал за наказание еретиков а в 1535 и сам был обезглавлен за отказ признать короля главой церкви (вместо Папы Римского). На илл.: Уильям Фредерик Йеймс. Встреча сэра Томаса Мора с дочерью после вынесения ему смертного приговора (1863)
Итальянский философ-гуманист, политик и заговорщик Томмазо Кампанелла (1568-1639) создал в своем воображении не полис и не островное королевство, а идеальную Папскую область — Город Солнца. Правда, в соответствии с религиозными взглядами автора место Христа на алтаре городского храма занял глобус, а купол его был расписан астрологическими символами. Как и положено, место он выбрал подальше — на Тапробани (Цейлон). Семейную жизнь Кампанелла упразднил, заставив мужчин и женщин встречаться лишь в зависимости от благоприятного сочетания планет. Следуя Платону, Кампанелла постановил, чтобы дети в два года передавались на воспитание государству. И остальные особенности общественного устройства Города Солнца мало чем отличались от платоновского Государства.
Уже в XIX веке популярность приобрели не связанные с Платоном социалистические теории. Автором одной из самых известных был французский математик и экономист Шарль Фурье (1772-1837). В основе его идеального общества лежит фаланга — от 1700 до 2000 человек, живущих и питающихся вместе. Фаланга строится на сельскохозяйственной основе, но предполагает взаимодействие с промышленным производством. При этом каждый житель фаланги занимается именно тем трудом, который соответствует его способностям и наклонностям. Поэтому все жители трудятся с удовольствием и труд составляет главный смысл их жизни.
Начав с идеи освобождения человека для занятия науками и искусством, последователи Платона, строго регламентируя человеческие потребности и желания, переставали видеть в человеке личность. Парадоксальным образом платоновская утопия нашла отражение в популярном в свое время романе советского писателя-фантаста И. А. Ефремова «Туманность Андромеды». В его коммунистическом будущем отсутствует семья, общество преодолело «слепой материнский инстинкт» и детей воспитывает государство. Эмоциональное состояние человека находится под надзором общественных учреждений — по Платону и Кампанелле. Человек превращается в полуавтомат, занятый только своими удовольствиями и выполнением долга перед обществом. Не случайно роман оказался таким скучным — живых людей там было очень мало.
Ярослав ЗВЕРЕВ
Версия для печати