Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Музыкальные события конца мая: вне юбилеев и дат

№0'0000 Культура  18.05.13 14:52 Версия для печати. Вернуться к сайту

Спешите 18 мая на концерт пианиста Бехзода Абдураимова в Концертном зале имени Чайковского и на завершение абонемента Дениса Мацуева. 25 мая нас ждет Феликс Коробов с программой, посвященной французской музыке XX в., 29 мая в Концертном зале Чайковского пройдет гала-концерт международного фестиваля "Приношение Кнушевицкому", а 30 – вечер "Старая и новая Вена", посвященный 130-летию со дня рождения Антона Веберна
Бехзод Абдураимов

Много ли у нас исполнителей, способных в завершение трехчасового концерта не спеша исполнить две пьесы на бис, — каждую со вступительным словом — да так, чтобы публика не ерзала и не торопилась на метро, а почувствовала бы себя счастливой? Едва ли. Один из них — легендарный дирижер Геннадий Рождественский, планировавший в эти дни продолжить четырьмя концертами свой прошлогодний абонементный цикл. посвященный музыке Англии. Увы, из-за болезни маэстро концерты перенесены на более поздний срок, и остается только пожелать дирижеру здоровья. Вторая половина музыкального мая осталась без одной из самых ярких своих страниц, и все же предстоит не менее десятка концертов, каждый из которых может оказаться настоящим событием.

Нелегкий выбор придется делать уже 18 мая. В Концертном зале имени Чайковского сыграет пианист Бехзод Абдураимов. Это не первое его выступление в России, но в нынешнем звездном статусе фактически дебют. Абдураимов родился в 1990 году в Ташкенте, в 2008 году выиграл Международный конкурс в Корпус-Кристи (США, Техас), годом позже одержал победу на Лондонском международном конкурсе пианистов. За этим последовали выступления с лучшими британскими оркестрами, сотрудничество с прославленным маэстро Владимиром Ашкенази и контракт с лейблом Decca Classics. В сопровождении маэстро Михаила Агреста и Госоркестра Абдураимов исполнит Второй концерт Сен-Санса, один из коронных номеров своего репертуара. В программе также "Фантастическая симфония" Берлиоза и "Забытые приношения" Мессиана.

В Большом зале консерватории в этот же вечер — заключительный концерт сольного абонемента пианиста Дениса Мацуева. Наряду с "Временами года" Чайковского и "Картинками с выставки" Мусоргского прозвучит сочинение отнюдь не хитовое. Фортепианный квинтет Танеева - шедевр русской камерной музыки, по масштабу равный симфонии - вместе с Мацуевым сыграют Граф Муржа (скрипка), Борис Бровцын (скрипка), Максим Рысанов (альт), Борис Андрианов (виолончель). Каждый из этих музыкантов известен как мастер ансамблевой игры, и исполнение квинтета Танеева обещает быть весьма ярким.

Максим Рысанов, один из лучших молодых альтистов мира, выступит также 21 мая в Концертном зале на Моховой (Государственный геологический музей). В программе, полностью посвященной музыке Иоганна Себастьяна Баха - три сонаты для виолы да гамба и клавира плюс две сюиты для виолончели соло; в концерте участвуют виолончелист Сергей Суворов и пианист Алексей Курбатов. В Концертном зале Чайковского в этот же вечер выступает всемирно известный скрипач Илья Грингольц. В сопровождении Государственного академического камерного оркестра России он исполнит "Времена года" Вивальди - одно из самых популярных произведений классической музыки: четыре скрипичных концерта, каждый из которых лучше другого. Прозвучат "История танго" Пьяццоллы и редко исполняемые "Прелюдия и скерцо" Шостаковича для струнного октета.

25 мая в Большом зале консерватории состоится один из самых веселых концертов месяца. Неутомимый маэстро Феликс Коробов, возглавляющий не только Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, но и Камерный оркестр Московской консерватории, представит программу "Французские сезоны — вне юбилеев и дат". Название не случайно. Французская музыка ХХ века, помимо «хитов» Равеля и Дебюсси, полна самых разных сокровищ, и совершенно необязательно ждать круглых дат, как это обычно у нас принято, чтобы вспомнить некоторые из них. О том, насколько богат ее мир, красноречиво расскажут два сочинения Франсиса Пуленка: "Бал-маскарад" и Stabat Mater: первое брызжет весельем и нахальством, второе полно скорби. В программе также три оркестровые пьесы Эрика Сати и «Карнавал в Эксе» Дариуса Мийо. Солируют народный артист России, профессор Московской консерватории, пианист Александр Бондурянский и лауреат международных конкурсов, солист театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, баритон Дмитрий Зуев.

29 мая в Концертном зале Чайковского - гала-концерт международного фестиваля "Приношение Кнушевицкому" с изысканной программой: Алена Баева исполнит Скрипичный концерт соль мажор Феликса Вайнгартнера (этот плодовитый композитор известен в первую очередь как дирижер, в свое время сменивший Густава Малера на посту директора Венской оперы). Сергей Суворов и Евгений Румянцев представят мировую премьеру Концерта для двух виолончелей и оркестра Алексея Курбатова. Изюминка вечера - концертная ария "Ch'io mi scordi di te?" Моцарта для сопрано, фортепиано и оркестра; она прозвучит в исполнении блистательной Хиблы Герзмавы (сопрано), Александра Гиндина (фортепиано) и камерного оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина.

Днем позже в Малом зале консерватории - вечер "Старая и новая Вена", посвященный 130-летию со дня рождения Антона Веберна. Впрочем, к этому великому новатору программа имеет косвенное отношение: творчество Веберна будет представлено лишь переложениями вальсов Штрауса, а сочинения его собратьев по Новой венской школе, Арнольда Шёнберга и Альбана Берга, прозвучат в переложениях. Вероятно, наиболее любопытный номер вечера - Фортепианный квинтет №2 Франца Шмидта, вовсе у нас неизвестный и тем более к Веберну отношения не имеющий. Исполнители - Александр Тростянский (скрипка), Сергей Каспров (фортепиано), Александр Бузлов (виолончель), Михаил Безносов (кларнет), Сергей Полтавский (альт) и другие.

Отдельного упоминания заслуживают два концерта Большого симфонического оркестра имени Чайковского, одного из сильнейших коллективов России. 23 мая в Концертном зале Чайковского прозвучат две классических симфонии, не имеющих между собой практически ничего общего, - Восемьдесят третья Гайдна, известная также как "Курица", и Седьмая Брукнера, со знаменитым Адажио памяти Вагнера. За пультом — Игнат Солженицын. 28 мая в Большом зале консерватории — панорама немецкой музыки от барокко до романтизма: пианист Михаил Петухов исполнит Концерт Баха ре минор. Под управлением маэстро Георгия Димитрова прозвучат также один из кончерто гроссо Генделя и Четвертая симфония Шумана.

А там уже не за горами и июнь с циклом "Владимир Юровский дирижирует и рассказывает", который обещает быть не менее интересным, нежели абонементы Геннадия Рождественского.