На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №2 (19)'2006

Мотохристиане
Байкер… Кого сразу представляешь? Неопрятного инфантильного бородача. Или уголовника на колесах. Но, оказывается, в Ярославле байкеры проводят крестные ходы на мотоциклах и ездят в детские дома


Версия для печати
19.07.06, 19:48

Может ли православный стать байкером, а байкер — православным, выясняла корреспондент «НС» Ольга БЕЛЯЕВА
Байкеры и ДПС
С момента основания марки HD в 1902 году Уильямом Харли и братьями Дэвидсонами американцы расценивают этот мотоцикл как свою национальную гордость. Но широчайшее признание мотоциклы HD получили в 30-х годах. Первым байкером считают Кларенса Хоэля, организовавшего первый байк-слет в Стурджисе в 1940 году. Через 50 лет на Стурджисское байк-шоу съехался 1 млн человек со всего мира.
31 мая 1989 года считается официальной датой создания первого в России мотоклуба «Ночные волки» — со своей символикой и знаменем (хотя байкерское движение, по словам представителей клуба, в России началось в начале 80-х). В 1995-м была зарегистрирована Ассоциация байкеров России. На начало февраля 2006 года, по данным сайта www.moto.ru, в России было 206 байкерских организаций.
Во всех странах существует проблема взаимоотношений байкеров и автомобилистов на дороге. В российской прессе можно часто увидеть сообщения о водителях, которые умышленно прижимали байки к обочине, выталкивали их на встречную полосу. И о последовавших за этим драках. Вот, например: в сентябре прошлого года в Москве байкеры «наказали» водителя джипа. Десятки участников ежегодного парада в честь закрытия сезона на мотоциклах Harley, Honda и Kawasaki погнались за внедорожником Land Rover Defender, который сбил трех человек и переехал несколько мотоциклов. Байкеры блокировали машину на Садовом кольце прямо у здания ГИБДД. Вытащили из кабины водителя, избили его, а затем перевернули внедорожник и скрылись.


Свою эпатажную внешность байкеры объясняют с практической стороны: кожа прочная, черный цвет — немаркий

Не путать со «скамейкером»
Кто больше похож на байкера: солидный, в коже, с нечесаной бородой, пивным пузиком и банкой пива в руке мужчина или невысокий, худенький, надевший на себя большой полиэтиленовый пакет с прорезями для рук и головы? Казалось бы, ответ очевиден — агрессивный бородач. Но не станем спешить.
«Многие, насмотревшись американских фильмов, всерьез считают, что байкер — это бандит, способный только убивать и нарушать правила дорожного движения. Таких людей меньшинство среди байкеров, но именно по ним судят обо всех нас», — рассказывает Сергей Потапов, Босс, руководитель Ярославского мотоклуба «Черные медведи». Кроме того, невоспитанный здоровяк в коже вполне может оказаться и «скамейкером» — человеком, который одет как байкер, любит много и долго рассуждать про мотики, но мотоцикла у него нет, сидит он перед домом на скамейке или хулиганит со скуки.
Руководитель клуба — выборная должность. Сергея переизбирали уже несколько раз — «медведи» доверяют его опыту. Но встретив его в магазине, вы не догадаетесь, что стоите в очереди за хлебом сразу за Боссом.
Сергей, коротко стриженный и гладко выбритый мужчина среднего роста, широко улыбаясь, встретил меня на обледенелом пороге и, слегка прихрамывая, проводил в свой кабинет. До 15.00 Босс занят тем, что выдает пенсионерам газеты по льготной подписке. Несколько столов, белые шторы, старенький диванчик и расшатанный стул — вполне домашняя обстановка. За стеной есть небольшой топчан, Сергей иногда остается ночевать на работе, а в углу скромно стоит мотоцикл — сказочный конек-горбунок нежного фиолетово-стального цвета. «Этот мотоцикл куплен на клубные деньги. Он не для поездок. Я его отремонтировал, покрасил заново. Это мотороллер “Вятка” выпуска 1964 года», — рассказывает Сергей и ведет нас в другую комнату, где стоит его настоящая «тень». Пахнет машинным маслом, напротив большого зеркала — железный байк. Honda Shadow ждет открытия сезона. Его можно погладить, но только с разрешения хозяина. Особенно байкеры не любят, когда без спросу хватают мотоцикл, садятся, роняют его. Последствия для бесцеремонного прохожего могут быть плачевными — побьют.
Александр и другой Сергей — московские байкеры — тоже никак не напоминали классическое «волосатое чудовище». И пива у них не было. Скорее, я бы сказала, что это серьезные, взрослые люди. Но проехать в шлеме с рогами, как у быка, поднять мотоцикл «свечкой» — это им кажется совершенно обычным делом. Только, по их словам, настоящий байк-клуб определяется не внешним видом его членов и не маркой мотоциклов.
Количество выездов, церемонии открытия и закрытия — вот настоящее лицо, уровень клуба. Уважают именно за это. Если байк-клуб за год выехал только пару раз «покататься по чистенькому» — это совсем не по-байкерски. Мотоциклист, отказавшийся от поездки из-за плохой погоды, вызывает смех и пренебрежение. Планирование дальности поездки зависит от денег и свободного времени. А когда байкеры приезжают на место сбора («Дорожный капитан» выбирает маршрут), каждый занимается любимым делом: кто-то идет рыбачить, кто-то поет у костра под гитару. Обычно едут все желающие. Это может быть 20, а может — 100 человек. Летом такие вылазки достаточно часты. Байкер выезжает на своем мотике каждый день, хотя бы просто покататься по городу. Причем днем обладатель скромного с виду мотоцикла может разъезжать на крутом джипе. Часто байкеры собираются в «берлоге» — кафе, обсуждают байки, детали к ним, прошлые выезды.
С сотрудниками ГАИ байкерам приходится довольно тесно общаться. Например, договориться о сопровождении на открытие или закрытие сезона. Это официальное мероприятие. Бывает, что для колонны байкеров на церемонии открытия или закрытия перекрывают движение. Постовые в некоторых регионах обычно смотрят сквозь пальцы на то, что чопперисты («чоппер» — мотоцикл с мощным мотором, с которого убрали все, без чего можно ездить, включая спидометр, тахометр, переднее крыло, большое сиденье и т. д.) ездят без шлемов. Требуют только, чтобы была бандана. Причем это правило касается только чопперистов. Водители спортбайков обязаны надевать шлем. И всегда нужно помнить, что дорога требует порядка и внимания и жестоко наказывает небрежных. На открытие сезона (или его закрытие) колонной в городе едут только самые опытные байкеры, остальные подтягиваются к месту встречи по одному.

Совнархоз и чепта
Многие возмущаются: «Байкеры — это в Америке, а у нас в России их нужно звать мотоциклисты». Российским байкерам есть что вспомнить из собственной истории. Есть в Ярославле почетный член клуба «Черные медведи» — Анатолий Иванович. Сейчас ему 79 лет. В 50-х годах Анатолий Иванович открыл мотосекцию при Ярославском педагогическом университете. Летом мотоциклисты ездили в Крым, При- балтику, по местам боевой славы Великой Отечественной войны. Мотосекция просуществовала почти десять лет. В ней учился отец одного из нынешних «Черных медведей». Сергей Потапов вспоминает: «В Советском Союзе мы и не знали, что могут быть специальные костюмы от дождя. Выкручивались кто как мог: надевали полиэтиленовые пакеты, неудобные плащи, пропитывали куртки воском, который все равно намокал через полтора часа, а сохла одежда потом дольше, чем обычно. Бывало так, что поедешь под чистым небом, а в середине пути начинается ливень». Лучшей байкерской одеждой по тем временам считался комплект химзащиты. Сперва мотоциклист в такой одежде казался неуклюжим, вызывал насмешки. Его черед посмеиваться наступал, когда после дож дя до места добирались все насквозь мокрыми, а он снимал «химуху» и ходил сухой. Самое лучшее по тем временам было сшить себе специальный байкерский костюм из прорезиненной ткани. Ее выпускали на заводе резинотехники в Ярославле. Костюм получался серебристый и даже симпатичный.


В байкерах числятся и совсем молодые, и вполне зрелые люди

Но все же в речи байкеров среди клубных словечек преобладают заимствования. Например, «MC» — Motorcicle Club — жестко упорядоченная организация, состоящая не менее чем из шести байкеров. «Чепта» — это отделение мотоклуба, основанное в другой местности. «Колорс» или «цвета» — герб мотоклуба, его графическое начертание, название и местонахождение, а также буквы «MC». Тем, кто не является членом клуба, носить цвета запрещено.
Такое засилье английских слов странным никому не кажется. Да, свои мотоциклы были у многих уже в конце 30-х. Но не было общности, отсутствовало само понятие клубной культуры. «Закон Ома называется так во всем мире — никто не пытается переназвать его понятным именем, вроде закона Иванова, — говорит Сергей Потапов. — Так и тут. Сперва появляется какое-то явление, а уже потом рождается слово. Но по тому, насколько человек в состоянии оперировать байкерскими словечками, нельзя определить, хороший он или плохой». А вот определение «совнархоз» — советский мотоцикл, чаще всего «Урал» с коляской — придумали уже в России.


В автопарке "Медведей" - не только байки

Байкерский сезон длится круглый год, лишь бы колеса не теряли сцепления с дорогой (правда, зимний период можно использовать для ремонта байка). Членом большинства байк-клубов может стать только мужчина. (Исключение в этом правиле — женский байк-клуб в Москве «Крылья».)
Главное же правило, которое до меня старались донести особенно настойчиво: «Ты уважаешь — тебя уважают». Не важно, кто ты, «кандидат» или «мембер», пока ты в Клубе, уважай своих товарищей. Это Золотое Правило байкера.


Девушки у "Медведей" им под стать

«Православных байкеров не бывает»
Стать полноправным членом байк-клуба не просто. Для вступления в клуб нужны как минимум два поручителя. Но вначале пришлый человек получает статус «гость»: услышал от кого-то о клубе, связался, сезон покатался. И либо ушел: не понравилось, дороговато, либо остался. После насыщенного сезона гость получает задание: сварить на всех ужин, сделать надолбы — заграды, чтобы никто не проехал к байк-клубу, когда собравшиеся этого не хотят. Для того чтобы справиться с заданием, необходимо решить все самому, без помощи членов клуба, пользуясь только их советами. «Кандидат» — перспективный новичок, готовящийся стать «мембером» — членом клуба, он не имеет права голоса на собраниях. В его цветах нет названия и герба МС.
Что нужно для того, чтобы стать полноправным мембером? «Смотрим на все и все учитываем. Как кандидат общается с людьми, насколько мастерски он ездит, участвует ли в наших делах», — объясняет Сергей.
Дела, участие в которых так важно для становления мембером, у «Черных медведей» могут показаться необычными для тех, кто судит о байкерах по американским фильмам: это крестные ходы на мотоциклах, субботники в православной церкви, посещение детского дома и исправительной колонии.
Когда клуб едет ремонтировать храм, проводится строгий отбор. Многим желающим приходится отказать. Элементарно не хватает на всех лопат и молотков (инструмент байкеры берут свой) — зачем брать с собой много людей, если им будет нечего делать. Приветствуются люди, умеющие пользоваться сварочным аппаратом и знающие, за какой конец держать молоток. Де вушки надевают платки и юбки и моют в храме полы и окна, прибирают строительный мусор. А еще Сергей не берет с собой людей, в поведении которых не уверен: едут только те, за кого не придется краснеть. До сих пор к байкерам предъявляли только одну претензию: громкая музыка из динамиков мотоциклов. После работы в храме ребята едут на лесную поляну, жарят шашлыки, пьют пиво и катаются на своих байках.
Когда поездки в детский дом и к заключенным только задумывались, отношение большинства «медведей» было безыскусным: «А че там делать-то?» Один байкер считал, что достаточно только денег дать, а его присутствие не обязательно. Потом все-таки поехал, купил шоколадок, но сдал их в общий котел, сам раздавать не захотел... Теперь же не на шутку обижается, когда его не успевают позвать с собой.
«В детский дом мы ездим каждый год, как правило, летом. К нам уже привыкли, ждут. А в 2005-м не получилось. И вот 30 декабря мне звонит вице-президент и говорит: “В детский дом-то мы не съездили! Нужно собираться!” Я ему: “Ты бы еще 31-го к вечеру вспомнил”. Тем не менее собрались мы быстро. Дед Мороз получился красивый. Есть у нас такой колоритный, крупный дяденька. Нарядили его в синий тулуп, синюю шапку. Только поверх тулупа клубная байкерская жилетка. Приехали вдвоем на мотоциклах с колясками. В люльке — красный мешок с подарками. Встретили нас радостно, но не удивились: “Это байкеры, что ль?” — спросили дети. Мы для них зрелище уже привычное», — рассказывает Сергей Потапов.
Чтобы стать полноправным членом «Черных медведей», необязательно придерживаться какого-то конкретного вероисповедания. Однако так уж получилось, что все «Медведи» — люди православные. Кто-то ходил в храм еще до того, как стал байкером, кто-то пришел в Церковь, уже став членом клуба «Черные медведи». Однако одно дело вера, и совсем другое — мотоцикл, считает Сергей. Православным клуб «Черный медведь» не называют. Однако личная вера не может не отразиться на образе жизни байкера. Например, распространенные среди байкеров суеверные приметы «медведи» воспринимают с иронией: «Если в вас врезалась муха и при этом попала в глаз… значит, вы ехали без очков — остановитесь, протрите глаз и наденьте очки».
А Босс про приметы вообще говорит: «Не согласен я с этой ерундой. В приметы не верю, и мои друзья тоже».
Протоиерей Георгий Лапшин из Яковлевско-Благовещенского храма Ярославля, руководитель молодежного отдела Ярославской епархии, пришел к байкерам с проповедью и… стал их другом. Батюшка окропляет святой водой байки на церемонии открытия сезона, по церковным праздникам (например, на Троицу) иногда и сам принимает участие в поездках. Пока — сидя за спиной байкера. Есть у отца Георгия и мотоцикл — старенький «Иж», на котором он учится кататься. До приезда в Ярославль катался только в детстве на велосипеде.
«А что думаете, не сможет батюшка байкером стать? Тут, правда, все больше не от меня зависит», — улыбается отец Георгий. Когда задумывалась идея крестного хода на мотоциклах, владыка Кирилл дал свое благословение: «Я знаком с байкерами. И они хорошие люди. А слова “толстый, бородатый и всегда пьяный” я слышал и в адрес священнослужителей. Когда в лоно Церкви приходят, нельзя смотреть, как кто выглядит, какие у кого недостатки. Недостатки уврачуются, все наносное уйдет, и останется только хороший христианин».
«Черные медведи» доверием владыки Кирилла гордятся. Кожаные одежды объясняют тем, что кожа удобнее, практичнее и долговечнее. Но в крестный ход или к заключенным отправляются не напоказ, а просто потому, что им самим это нравится.
В первый крестный ход байкеров не хотел пропускать сторож Толгского монастыря — испугался их кожаной одежды и татуировок. Сторожа удалось убедить, что байкеры — люди мирные. На заднее сиденье сели девушки в длинных юбках и в платочках. Девушки держали высоко над головой иконы.
А люди на улице останавливались и крестились.

Может ли православный человек входить в какое-либо течение молодежной (и необязательно молодежной) субкультуры? Быть байкером, готом, скинхедом? Прокомментировать этот вопрос мы попросили архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского ВИКЕНТИЯ, благословлявшего байкеров на паломничество по святым местам и иерея Андрея БЛИЗНЮКА, клирика московского храма свт. Николая в Кузнецах, участника 11 миссионерских походов, преподавателя ПСТГУ

Владыка Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский— Владыка, многих смущает внешний вид байкеров: кожа, рога на шлемах, изображение нечисти на одежде, татуировки, длинные волосы. Может быть, это детская болезнь, которой не стоит придавать значения — лишь бы человек был хороший?

— Православный человек следит за своим поведением, поступками. Он не станет делать татуировок или носить куртку с вампирами. Но мы должны думать о том, как привлечь байкеров в храм, рассказать им о нашей культуре. На первых порах главная наша задача — приютить человека, не задумываясь о том, «достоин» ли он стать православным.
Чтобы по-настоящему воцерковиться, байкеру от многого придется отказаться. Допускаю, что первое время байкера придется даже не допускать до причастия. Потом, по мере воцерковления, человек станет следить за собой. И все второстепенное, наносное отойдет на задний план, исчезнет.

— Первые американские байкеры называли себя «Ангелы ада». И до сих пор байкерская атрибутика ассоциируется с этим названием. Байкеры культивируют черное, рогатое, какую-то клановую гордыню, тщеславятся своими навороченными мотоциклами. Можно ли их привлекать к делам Церкви? Может ли священник давать благословение на их мероприятия — открытие сезона? Окроплять святой водой мотоциклы, украшенные сомнительной атрибутикой?
— Уверен, что многие байкеры не вкладывают в символику того смысла, который подразумевался изначально. Они пользуются ей по привычке, во многом следуя установившейся традиции. Но тут мы и должны идти к ним и рассказывать об истории, культуре, духе православия. Не отталкивать от себя, а разъяснять сомнительные моменты.
А гордыня и тщеславие есть в каждом из нас. И все мы должны с ней бороться.

Иерей Андрей Близнюк— Если человек просто любит мотоцикл, ремонтирует старые модели, это одно. Но ведь есть байкеры, которые рисуют свастику на шлемах и разъезжают ночью, мешая людям спать, нарушают правила дорожного движения. Я крестил младенца, девочку, родители которой были байкерами. Лето, жара. Байкеры в наколках. У восприемницы плечи открыты и все руки синие от татуировок. Нашли для нее в храме халатик. И она оказалось вполне симпатичной девушкой. Понимаете, эта атрибутика отталкивает. Любая личина, даже если не придавать ей большого значения, притягивает к первообразу. А какая у байкеров личина — рога, скелеты… Я бы с этим заигрывать не стал. Равно как и окроплять святой водой мотоциклы, украшенные сомнительной атрибутикой. Хотя, конечно же, я никого не осуждаю.
Я думаю, что наша задача — не воцерковление страсти, а создание молодежных клубов, где было бы интересно всем. И с байкерами тоже так: их, скорее, нужно приглашать к себе, чем отправляться туда, где они горды и самодовольны.


Фото Е.ГЛОБЕНКО с заезда "Черных медведей" на праздник "Первая победа" 09.07.06.

Версия для печати

Тэги: Субкультуры 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.