Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Митрополит Хабаровский Игнатий: читайте Постом Исаака Сирина и Антония Cурожского

№0'0000 Жизнь в Церкви  28.03.13 10:46 Версия для печати. Вернуться к сайту

Какой перевод Псалтири на русский язык хорош, почему гимны прп. Симеона Нового Богослова нужно изучать не только монахам, но и мирянам, как «Беседы о молитве» митрополита Сурожского Антония научили молиться вечно занятого архиерея, – что почитать Великим постом советует митрополит Хабаровский и Приамурский ИГНАТИЙ.

– Есть ли какая-либо книга, или книги, которую Вы перечитываете во время Великого Поста?
Есть. Если не говорить о Псалтири (с очень хорошим переводом Бируковых) и Библии, то это сборник избранных гимнов преп. Симеона Нового Богослова «Прииди, Свет истинный» в переводе владыки Илариона (Алфеева). Это «Беседы о молитве» митрополита Антония (Сурожского). Это «Слова подвижнические» преп. Исаака Сирина.

– Когда Вы прочли каждую из этих книг впервые, сами ли их начали читать или кто-то рекомендовал?
– О преподобном Исааке Сирине я услышал от брата из моего монастыря, того, где исполнял свое иноческое послушание. Он упомянул о даре молитвенного созерцания Бога у сего великого пустынника. И сделал это в нескольких простых словах, но почему-то именно они и побудили желание поближе узнать преподобного отца. Вскоре Господь помог найти книгу его «Слов», и с тех пор она со мной. Или, скорее, я с ней.

Там же, в монастыре, впервые прочел Божественные гимны прп. Симеона Нового Богослова. В переводе иеромонаха Пантелеимона (Успенского), несколько неуклюжем и громоздком, «Свет истинный» был виден «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно». Но все же был. А с переводом владыки Илариона (Алфеева) – таким простым и глубоким – открылся во всей очевидности. Для меня, во всяком случае.

А вот святитель Антоний Сурожский пришел на помощь, когда я был уже в архиерейском сане. Сам, без подсказок со стороны. Со страниц своей книги в один прекрасный день он растолковал мне, как необходимо молиться монаху-архиерею, погруженному в непрерывный водоворот повседневных дел.

– Почему Вы считаете эти книги важными?
На мой взгляд, «Слова подвижнические» нельзя использовать, как руководство в духовной жизни. Хотя в них достаточно практических советов, и адресованы они не только пустынникам, но и жителям городов, не только монахам, но и мирянам. Их значимость для нас, жителей третьего тысячелетия по Рождестве Христа в том, что великий старец имеет духовное видение мира и перед нами оное раскрывает.

«Приблизилось Царство Небесное», – говорит Спаситель. Оно и внутри нас, и вне, но зачастую сокрыто дебелостью нашей плоти, греховностью чувств, рассеянием помыслов и самостью воли. А слова преподобного Исаака Сирина глубиной и силою своей собирают мысли, просветляют сердце и побуждают волю к подвигу. Что так важно «во дни печальные Великого поста».

«Пост напоминает стяжавшему его заповеди Духа. Он есть посредник ветхого закона и благодати, данной нам Христом. Кто нерадит о посте, тот и в других подвигах расслаблен, нерадив, немощен, показывает тем начало и худой признак расслабления души своей, и воюющему с ним дает случай к победе, так как нагим и безоружным исходит на подвиг, а потому явно, что выйдет из борьбы без победы, потому что члены его не облеклись в теплоту алчбы в посте» (Слово 21).

«Избранные гимны» – это очевидность Христа, такая же, на мой взгляд, как икона. Она была открыта преподобному Симеону Новому Богослову, а он сумел (вместе с владыкой Иларионом) донести ее до нас.

Великий пост – это долгий путь к себе. Сначала тому, какой ты есть, затем к тому, чем должен стать, соединившись с Богом. Но идти без света, значит блуждать во тьме, а от гимнов как раз такой свет исходит, и сообщает смысл, и дает силы. Свет Христов, освещающий великопостный путь и просвещающий человека, который нудит себя идти по нему.

Судите сами:
Как Ты пламенем горящим
И водой живой бываешь?
Услаждая, как сжигаешь?
Как от тленья избавляешь?

Как нас делаешь богами,
Тьму в сиянье превращая?
Как из бездн людей выводишь,
Нас в нетленье облекая?

Как влечешь Ты тьму к рассвету?
Как Ты ночь рукою держишь?
Как Ты сердце озаряешь?
Как меня Ты изменяешь?

Как Ты приобщился к смертным,
Сделав их сынами Бога?
Как без стрел пронзаешь сердце,
И оно горит любовью?

Как нас терпишь, как прощаешь,
По делам не воздавая?
Вне всего как пребываешь,
На дела людей взирая?

Оставаясь в отдаленье,
Как деянья всех объявишь?
Дай рабам твоим терпенье,
Чтоб их скорби не объяли!

Что сказать о книге митрополита Антония? Приведу несколько вопросов, которые он ставит в слове, названном им «Все дело в верности…». «Живой контакт с Богом бывает в редкие блаженные мгновения, но, как правило, мы Его не ощущаем. И вот, чувствуем ли мы себя потерянными без Него? Жаждем ли мы скорее восстановить отношения, когда они нарушились, или найти Его вновь, когда мы Его потеряли?» Вопросы главные, правильные, точно в цель.

А далее святитель пишет и как побудить жажду в охладевшем сердце, и восстановить отношения с Богом. Советую прочесть. И обращаться к другим его словам о молитве. И почаще.

– Есть ли что-то новое, что Вы читаете Великим постом именно в этом году?
– Да. Это сборник Александра Ткаченко «Слезы, летящие к небу». Автор размышляет над разными вопросами, но всегда интересно. Многие вроде бы известные темы раскрываются им в неожиданных аспектах. В его словах чувствуется уважение к читателю, внутренняя культура, а иногда деликатный тонкий юмор. Что тоже – признак культуры души.