Старший сын Мишеля рассказывал, что еще на первом курсе университета ему стали задавать вопросы: отчего он не примет ислам, как все нормальные арабы? Чтобы ответить по сути, мальчику из христианской арабской семьи пришлось изучать богословие. о. Илья Готлинский и Мишель
В туристических и паломнических поездках с местными жителями не общаешься – гиды, водители, официанты и продавцы сувениров не в счет, они тебя просто обслуживают. В идеале поездка организована так, что ты вообще наблюдаешь из окна автобуса только ту картинку, которую принимающая сторона заранее готова тебе показать. Это немного обидно, но, в самом деле, если ты не говоришь на местном языке и не знаешь обычаев, что тут можно поделать?
В Иордании нам очень повезло с гидом, мы с ним успели за несколько дней поездки подружиться – конечно, при помощи о. Ильи Готлинского, который и вытащил меня в эту прекрасную страну. И в последний день, уже накануне вылета, Мишель пригласил нас к себе домой на стаканчик пива…
Мишель, пиво? Он что, не местный, не араб? Да нет, самый настоящий араб-католик с православной женой и иорданским паспортом. Христиан в Иордании примерно 5%, это немного, но практически все местные. Большинство из них – православные Иерусалимского патриархата, но католиков тоже немало (еще точнее – униатов, некогда присоединившихся к Риму); можно найти и общины других восточных Церквей и протестантов.
Впрочем, межконфессиональные проблемы не сильно занимают христиан, живущих в мусульманском окружении. Государство относится к ним вполне терпимо, для них зарезервированы места в парламенте и правительстве, но давление все равно велико. Старший сын нашего Мишеля рассказывал, что еще на первом курсе университета ему стали задавать вопросы: отчего он не примет ислам, как все нормальные арабы? И чтобы ответить по сути, пришлось изучать богословие. Многие ли из молодых христиан в традиционно христианских странах возьмут на себя такой труд, чтобы ответить однокурсникам?
Все же Мишель не совсем местный, его место рождения – Эль-Кудс, «святой город», а по-нашему – Иерусалим. Но корни его не там, а в окрестностях Антиохии, нынешней турецкой Антакьи. Именно в Антиохии возникла в апостольские времена самая крупная христианская община за пределами Иерусалима, именно там, как сообщает книга Деяний (11:26), появилось само слово «христиане». Вполне может быть, что среди предков Мишеля были ее персонажи. Христианство на Ближний Восток не миссионеры занесли – оно там родилось и никогда не исчезало.
А вот христианам нередко приходилось отправляться в далекий путь, спасая свои жизни. С предками Мишеля это произошло во время геноцида 1915 г. Многие знают, что тогда турки и курды изгоняли и убивали армян, но та же судьба ожидала и других христианских подданных султана – греков, ассирийцев и арабов, и это уже меньше известно. Предки Мишеля осели в восточном Иерусалиме, на британской подмандатной территории, которая затем была аннексирована Иорданией.
Войну 1967 г. Мишель помнит хорошо, хотя был совсем маленьким. Его семья во время боев пряталась в католической миссии, а потом он вместе с другими детьми носил домой продукты, присланные ООН. Молоко не мог никак донести: дома не нашлось целой кастрюли, была только пробитая, и всё вытекало по дороге.
После этого семья перебралась в Иорданию (надо сказать, что выходцев из Палестины в этой стране больше, чем коренных иорданцев). Кто-то может сказать, что они прогадали, что арабы Восточного Иерусалима живут сейчас богаче и спокойнее тех, кто уехал… но объясните это маленькому мальчику, который несет маме молоко в пробитой кастрюле, озираясь на солдат в чужой форме.
Мы привыкли говорить о ближневосточных войнах в терминах государств, партий, армий, народов. Но это величины переменные, еще сто лет назад не было в тех краях ни одного нынешнего государства, не говоря уже об армиях и партиях. И когда вы услышите следующий репортаж о взрывах и ударах, на минутку, прошу вас, забудьте, выбросьте из головы: кто там прав, кто виноват, чье возмездие справедливо, а чьи страдания взывают к отмщению. Представьте себе детей, которые прячутся в чужих подвалах, и которые, может быть, завтра оставят свой дом, чтобы бежать в неизвестность. И любая партийная, национальная, государственная правота померкнет перед их горем.
А горше всего – ближневосточным христианам. Их слишком мало, они слишком невоинственны, чтобы брать их в расчет. Если в Сирии победят повстанцы, опасаются многие иорданские христиане, завтра они хлынут в Иорданию, устанавливать там свои порядки. И тогда могут снова запылать христианские храмы, как уже пылают в «освобожденном» Египте, а семья Мишеля снова может оказаться в числе беженцев. Куда на сей раз? И мировое сообщество снова «выразит озабоченность», но и только.
Я прекрасно понимаю, что судьбу таких семей спишут на издержки с равной охотой и исламисты, и сионисты, и западные демократизаторы, и наши доморощенные борцы за геополитическое величие. Может быть, (пост)христианскому миру пора заступиться за своих? Признать тот же османский геноцид, сделать из него такие же выводы, какие были сделаны из Холокоста, чтобы сама попытка поджечь храм, загнать христиан в гетто воспринималась во всем мире как нечто запредельное, лишающее любой режим и любую партию всякого признания и поддержки?
Но пока в Аммане, в паре сотен километров от гражданской войны, всё тихо. Брат Мишеля живет в палестинском Вифлееме (когда-то христианском арабском городе, где христиане теперь – вытесняемое меньшинство). На машине, не будь границы, можно доехать часа за полтора. Но на ближайшем пограничном переходе иорданцы не оформляют виз, надо делать огромный крюк, да еще стоять в очереди… Теперь, впрочем, спокойнее на переходе – израильтяне уже не раздевают до белья, не обыскивают каждого, как бывало в худшие времена. Да, безопасность, да политика. Но отчего-то снова за счет простых людей.
Мишелю удается договориться с пограничниками, его брата внесут в какой-то список и пропустят на ближайшем переходе, они сумеют встретиться без проблем. Мне отчего-то кажется, что если бы мирный процесс был доверен Мишелю – он бы смог договориться и с израильтянами, и с палестинцами, и с Асадом, и с повстанцами, и с Западом, и с Россией. Он всем не чужой – но для всех и не совсем свой. А может быть, так и положено христианам?
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Падение режима Асада угрожает сирийским христианам Революционные события в Сирии угрожают христианскому меньшинству. 9 февраля в РИА Новости российские и немецкие специалисты поделились своими соображениями относительно перспектив сирийского кризиса
Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников Когда стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить жаловаться, а сперва восполнить пробелы в собственном образовании, какую опасность для молодого иеромонаха таит назначение на приход в Москве, почему у греческого сельского батюшки лучшая машина в деревне, а архиереи порой ездят на подержанных «рабочих лошадках», – обо всем этом рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Митрополит Иларион: запрет носить крестик это признак безумия Митрополит Иларион (Алфеев) негативно охарактеризовал судебное разбирательство о праве носить нательный крест на работе. «Это признак какого-то безумия и крайнего морального разложения, когда такие нормы не только вводятся, но даже и обсуждаются», – заявил митрополит Иларион
В Великобритании учителя снимают с детей кресты Прихожане кафедрального собора в Лондоне жалуются на то, что учителя могут снять с православного ребенка нательный крест и затем потерять его. Кресты снимают, якобы, ради безопасности детей во время занятий спортом
В России подсчитали «мирных» экстремистов Сегодня в Москве правозащитный центр «Сова» представил отчет о неправомочном применении антиэкстремистского законодательства. По словам директора центра, только 33 человека из числа осужденных за экстремизм, сидят за преступления не связанные с реальным насилием
Информационная война против Церкви или реакция общества? 4 апреля в московском «ДомЖуре» состоялась открытая лекция Владимира Легойды, главы Синодального информационного отдела. После лекции Владимир Романович ответил на некоторые вопросы «Нескучного сада»
Клевета: что это и как с ней бороться? В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви
Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости 7 апреля, в день Благовещения, празднуется и память свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Святитель Тихон прославлен как исповедник, а не мученик, однако в народе существует предание, что он был отравлен большевиками, которым мешал подчинить Церковь соввласти. Что доподлинно известно об обстоятельствах кончины святителя и какой урок дает нам его подвиг сегодня?
Музей гонимой Церкви В воздухе носятся далеко не все идеи. Признаюсь, что мне никогда не приходила в голову идея создания музея гонимой Церкви. И лишь оказавшись в Амстердаме, я совершенно случайно узнал о том, что здесь работает музей, созданный в тайном католическом храме времен гонений со стороны протестантов. Я был поражен красотой замысла и пошел посмотреть
Поруганные святыни показали журналистам Сегодня в Храм Христа Спасителя привезли пять изрубленных топором икон из Великого Устюга и пострадавший от вандала с ножом поклонный крест из Невинномысска. Святыни вынесут для поклонения на молебне в защиту веры, который состоится 22 апреля
Невыносимый Ленин Разговоры о том, чтобы вынести тело Владимира Ленина из Мавзолея и похоронить в закрытом гробу ведутся с начала девяностых. Больше половины населения уже высказалось за похороны, но «вождь и ныне там». Что нам мешает его похоронить?
Городской старец Городской старец — так называли современники отца Алексия Мечева, настоятеля храма Святителя Николая в Кленниках. Во времена оскудения веры и начала гонений, когда пустели храмы, в Москве рождается приходская община, похожая на первоапостольские. Завет отца Алексия был один: делать свое дело, исполняя заповеди о любви к Богу и ближнему. И Бог Сам разберется с катаклизмами.
Египту угрожает межрелигиозная катастрофа? Представитель московского патриарха в Африке архимандрит Леонид (Горбачев) из Египта рассказал о причинах межрелигиозного насилия в Египте, новом президенте, и перспективах для местных христиан
Подвиг аполитичного митрополита 13 августа 1922 года где-то под Ленинградом был расстрелян митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). Его смерть стала зловещим символом кампании по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих, которая была начата большевиками в 1922 году.
Стоит ли убивать во имя веры? Четыреста сорок лет назад, 24 августа 1572 года в Париже и во всей Франции произошли события, получившие затем имя «Варфоломеевской ночи». В ночь накануне дня святого Варфоломея католики устроили по приказу Карла IX и его матери Екатерины Медичи расправу над протестантами-гугенотами.
За 100 лет русский антиклерикализм почти не изменился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что современные нападки на Церковь напоминают атмосферу накануне революции 1917-года. Мы решили разобраться -- в чем сходство.
Сирия: убийства священников и теракт в храме После убийства двух православных священников стало известно, что богослужения в храме Подворья Русской Православной Церкви в Дамаске временно приостановлены
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.