Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Министерство образования гарантирует светский характер ОПК

№0'0000 Жизнь в Церкви  22.03.12 15:52 Версия для печати. Вернуться к сайту

По итогам двухлетнего эксперимента, с первого сентября этого года во всех школах Москвы стартует преподавание основ православной культуры. На пресс-конференции в «Комсомольской правде» специалисты подвели итоги региональной апробации курса длившейся в течение последних двух лет.

«Нам удалось переломить настороженное отношения родителей к предмету, если до начала эксперимента курс поддерживало не более сорока процентов, то к концу эта цифра составила в среднем более 65, причем оставшиеся 35 процента настроены к курсу не отрицательно, а скорее нейтрально» — рассказывает Елена Низенко, директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ.

Как утверждают разработчики учебников, по которым уже этой осенью начнут заниматься московские дети, все шесть пособий (основы православия, основы мусульманской религии, иудаизма, светской этики и истории мировых религий) прошли многократную проверку на «светскость». Учебники, в первую очередь конфессиональные, будут знакомить школьников не с религией самой по себе, а с религиозной культурой и выдержаны в религиоведческом, то есть «культурологическом» ключе – подчеркивают их создатели.

Залогом методической «чистоты» должен стать родительский и общественный контроль. «Внимание к этому курсу так велико, что если на местах преподавание и будет выходить за светские рамки, об этом моментально станет известно. Родители в этом случае могут официально пожаловаться директору школы, а общим мониторингом ситуации будут заниматься подразделения Рособрнадзора» — поясняет Елена Низенко.

«Все учебники прошли поликонфессиональную экспертизу, на предмет взаимной критики, все это мы делали, чтобы избежать потенциальных конфликтов, — поясняет Герман Демидов, заведующий сектором православного образования Отдела религиозного образования РПЦ. – Важно теперь, чтобы достижения апробации не были утеряны» — подчеркивает он.

Практически все учебные пособия после первого года эксперимента подверглись переработке и дополнению. «Это был самый сложный проект в моей жизни, — признается Александр Кондаков, генеральный директор издательства «Просвещение», выпустившего официально рекомендованный министерством набор учебников. Уже сегодня школы укомплектованы этими пособиями на 80 процентов, а к сентябрю издатели предполагают доставить пособия во все столичные школы.

«Наши дизайнеры на одном из разворотов «Основ мусульманской религии» поместили арабскую вязь для красоты. Накануне подписания в печать, выяснилось, что эта вязь – строчки из Корана, призывающие карать неверных! – Делится курьезным эпизодом Александр. – Пришлось срочно убирать иллюстрацию. Оказывается дизайнер, не знающий арабского языка просто скачал картинку из интернета, даже не подумав, что эти буквы могут что-то значить».

Другой серьезной проблемой, с которой столкнулось министерство стал низкий уровень подготовки педагогического состава. По итогам апробации предмет будет читаться в четвертом классе (а не пятом и последней четверти четвертого, как это предполагалось изначально), так что большинство учителей, принявших курс – преподаватели младших классов, реже учителя русского языка, литературы и истории. «Мы увидели, что большинство педагогов не готовы работать в поликонфессиональном классе и совсем не ориентируются в материале» — сетует Александр Кондаков. С его мнением согласны и прочие разработчики. Чтобы решить эту проблему для педагогов были организованы курсы повышения квалификации, которые уже прошли более 50 процентов учителей. Кроме курсов педагогам предложили принять участие в стажировках, к началу учебного года процесс переподготовки кадров должен завершиться.

Отдельный конфликт возник между авторским коллективом учебника по «Светской этике» и издательством. «Профильная секция Института философии РАН, которому была поручена работа над текстом, предложила такой план, который немыслимо читать десятилетним детям. Мы заказывали учебник, который познакомил ребят с основными категориями, такими как добро и зло, семья, родина. А нам прислали учебник по философии: Аристотель, Платон, и так далее – в итоге пособие было подготовлено в соответствие с нашими рекомендациями, но авторский коллектив снял свои фамилии с издания» — рассказывает Александр. Ранее этот же учебник подвергся разгромной критике протодиакона Андрея Кураева, ставшего автором «православного» пособия, вышедшего в рамках той же серии.

На конференции в «комсомолке» эксперты затронули и тему перспектив курса. Предмет должен найти свое место не только в начальной, но и в средней, а также старшей школе – убеждены они. В какой форме возможна такая интеграция пока остается дискуссионным вопросом.