На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема №1(5)'2003

Медсестра милосердия
Можно ли дать точное определение того, что такое сестра милосердия? За ответом мы обратились к директору Свято-Димитриевского училища сестер милосердия Александру Владимировичу ФЛИНТУ


Версия для печати
01.01.03, 17:00


Об одном завоевании революции

- Верно ли, что, когда возникали первые общины сестер милосердия, ухода за больными и ранеными в современном смысле просто не существовало?


- Уход был, но он был незначительный. Его выполнял в основном мужской персонал, так называемая прислуга. Если речь шла о военных событиях, то это была прислуга из солдат - из списанных, легко раненных и т. д., которая выполняла всю работу. В гражданском ведомстве была такая прислуга - как мужская, так и женская - из самых разнообразных лиц низшего звания. Эта работа всегда была очень низкооплачиваемой. И, конечно, мало профессиональной.

- Можно ли сказать, что сестринское женское движение породило профессию современной медицинской сестры?

- Тут сразу надо отметить, что были совершенно разные движения, касающиеся одного и того же предмета - больного человека. Были люди, которые приходили на эту работу потому, что им просто некуда было податься. Часто это были люди пьющие и ведущие рассеянный образ жизни, они часто замечались в воровстве, их часто выгоняли, и была текучка кадров.

Вторая категория - это люди, которые приходили все-таки для того, чтобы ухаживать за больными. Вот, например, институт сердобольных вдов. Это были, как мы бы сейчас сказали, дома ветеранов, вернее, жен ветеранов государственной службы, вдов погибших при исполнении служебных обязанностей. Часть этих женщин занималась уходом за больными, получая таким образом дополнительный приработок. Сугубо религиозного направления их деятельность не имела. Поскольку религия была государственной и все были православными, то, естественно, сердобольные вдовы давали присягу на Евангелии, целовали крест и т. д. Но все-таки религиозными общинами эти организации назвать нельзя.

Третье направление - это женские общественные формирования в период бед и национальных катастроф. Например, Красный Крест, который тоже во многом был женской организацией.

Ну и, наконец, четвертые - это религиозные общины, где служение больному рассматривалось как вид служения Богу и путь спасения.

И все эти четыре категории перемешивались, сочетались, перетекали друг в друга.

- Чем отличалось дореволюционное положение сестер милосердия от нынешнего?

- Раньше сестры же были очень защищенной категорией, в том числе и социально защищенной. Рабочий век был короткий - пятнадцать лет, потом пенсия. И пенсия хорошая, можно было содержать себя и еще родственника какого-нибудь, давать ему образование. Т.е. дело было поставлено серьезно, и человек, который занимался уходом за больным, отдавал ему все свое здоровье, он знал, что его потом община не бросит. У большинства общин был капитал, и они жили с процентов с этого капитала. И сестры часто работали платно, между прочим и за большие деньги. Но деньги шли не им, а в общую кассу.

- То есть в старых общинах сестры жили на полном обеспечении?

- Да, на казенной одежде, на казенной еде... Это был определенный образ жизни, который сейчас мне кажется практически невозможным. Ну, раньше жили же врачи при больнице, учителя при школах. Сейчас такая система разрушена.

Кроме того, если мы возьмем настоящую общину сестер милосердия, все они работали в отделениях, сугубо закрытых для всякой другой помощи. Всегда существовала административная поддержка. Выделялось особое отделение, особые больницы, создавался особый порядок работы этих сестер, определялся их правовой статус. Николай Иванович Пирогов писал, что подвиг сестры милосердия возможен только в том случае, если за ним стоит крепкое мужское попечительское начало. Тогда женщина может справиться.

Нужно, чтобы сестра милосердия чувствовала свои права, чтобы она понимала, что если она что-то просит, требует, с чем-то не согласна, то она будет поддержана, выслушана. Сейчас этого нет. Если сестра в отделении хочет что-то сделать, чтобы поухаживать за больным, например получить какое-нибудь белье, она идет к сестре-хозяйке, сестра хозяйка посылает ее матом, и на этом все обрывается.

Кроме того, у прежних сестер всегда были очень важные контролирующие функции. Николай Иванович Пирогов, например, во время Крымской кампании писал своей жене (в шуточной форме, правда, но тем не менее), что вот сестры милосердия в Одессе застрелили главного аптекаря. "Воистину милосердные сестры!" - пишет Пирогов. История была такая: аптекарь воровал лекарства, и сестры с великими трудами и при высокой поддержке (покровительницей Крестовоздвиженской общины была ни много ни мало великая княгиня Елена Павловна, которая имела очень большую власть) добились судебного разбирательства. Были вскрыты гигантские махинации, и аптекарь застрелился от позора.

- А чем сестра милосердия отличается от обычной медицинской сестры? Это разные профессии?

- Сейчас с понятием "сестра милосердия" есть некоторая путаница. Одна из сложностей нынешнего времени - то, что в это понятие каждый вкладывает свой смысл. А если вернуться к истории, то надо понимать совершенно однозначно: сестра милосердия до революции - это просто медицинская сестра. Вот были профессии: офицер, адвокат, священник, извозчик, и была профессия сестры милосердия. Сестры милосердия были разные - в зависимости от типа общин, к которым принадлежали: конфессиональные, краснокрестные, иноверческие, были и безбожники, атеисты. Но профессионально это было одно и то же.

Приходит революция, и все меняется. Революционеры первыми среагировали на слово "милосердие". И даже не потому, что сестры милосердия были религиозными, а потому, что для революционеров слово "милосердие" было связано с религией и подлежало уничтожению. К 25-му или 26-му году большевики изъяли слово "милосердие" из лексикона. Тем самым, сами того не желая, они придали ему идеологический смысл - оно связалось с религиозным, то есть духовным отношением к делу.

И получилось, что, когда сейчас это название - "сестра милосердия" - вернулось, оно стало означать уже нечто другое. Употребляя его сейчас, мы противопоставляем сестру, формально относящуюся к своим обязанностям, сестре-христианке, а с другой стороны, противопоставляем ту систему здравоохранения, которая существует, некой другой - более человечной, более разумной.

Между прочим, у графа Александра Стурдзы, основателя известной одесской православной общины сестер милосердия и человека очень благочестивого, в его обращении к сестрам есть та же идея: он пытается противопоставить своих сестер милосердия неким другим, существовавшим в его время. "Ибо между истинно сердобольной сестрой и обыкновенной сиделкою, - пишет он, - должно быть немалое существенное различие: простая сиделка (считай - простая сестра милосердия. - А. Ф.) может быть исправна без особого сочувствия к больному. Напротив, сердобольная сестра, служащая больному ради Христа, должна воодушевляться верой и любовью, в которой заключается вся наша заслуга и вся наша мудрость". То есть некое противопоставление было и тогда.

Мне кажется, что сегодня, официально называя человека сестрой милосердия, мы все время путаем его статус. Ведь по сути это оценочное название. И бывает так, что сегодня я сестра милосердия, а завтра я ехидна. Потому что я сегодня больного люблю и занимаюсь им, а завтра они мне все надоели и я ими заниматься не хочу. И никакой сестрой милосердия по сути уже не являюсь.

В нашем училище мы сами себя посадили на крючок: своим названием - "училище сестер милосердия" - мы как бы объявили, что это звание может быть зафиксировано в образовательной программе, что это формальное название профессии. Каковым это слово не является и не должно быть. Это момент принципиальный.

Сестра милосердия - это профессиональный медик, но плюс особые душевные и духовные качества. Эти качества некоторым могут быть от Бога даны с рождения, как устроение души, но чаще всего они приобретаются в результате стяжания, как дар Божий за наши труды. И эти особые духовные и душевные качества не могут быть элементом профессионализма в чиновничьем понимании этого слова. Они не могут быть частью квалификационной характеристики.

Сейчас вообще-то происходит формализация, стандартизация всей жизни. То, о чем Достоевский говорил: когда приходит право, уходит любовь. На наших глазах идет нарастание бумажного "правового поля", жуткого бумажного "надо" и "должен" - и вымывание нормальных, свободных человеческих отношений, где присутствует любовь. Даже людям, вступающим в брак, предлагается заключить контракт, где определяются обязанности и ответственность сторон. В медицине прослеживается то же самое. Но чем больше путем формальных требований будут пытаться заставить медика работать на больного, тем больше у него будет возможностей этого не делать. Это парадокс, но это так. Потому что внутри формальных условий всегда можно быть абсолютно бездушным. Вот мне положено больного перевернуть пять раз в час для профилактики пролежней. Я знаю, я чувствую, или мне сказали, что вот этого конкретного больного надо не пять раз, а двадцать пять перевернуть, а в следующий час, может быть, ни разу. Но формализм мне дает возможность проявить к нему абсолютную нелюбовь. У меня написано - пять раз, я и буду делать, как написано.

Вот у нас одна сестра написала диссертацию по пролежням. И она там пишет, что в отделении, где лежат больные с повреждениями позвоночника, формальный подход к профессиональной деятельности недопустим. То есть голый профессионализм там не срабатывает. Должны быть определенные душевные и духовные качества и свойства для этой работы - то есть то, что идет над профессионализмом.
"Стою и плачу..."

- Когда сейчас создаются училища вроде вашего или общины сестер милосердия, цель - вернуться к некоему идеалу в прошлом?


- Это вопрос сложный. Когда мы создавали училище, мысль, что возрождается дух прежних общин сестер милосердия, конечно, присутствовала. Но на самом деле в том виде и в той роли, в каких существовали те общины сестер милосердия, возродиться ничего не может. Что было до революции и что сейчас - это два разных государства. И просто "перенять" прежний опыт невозможно.

Главная идея была другая. Когда началась перестройка, было такое радостное ощущение, что наше общество само сможет участвовать в решении социальных проблем. Все думали: вот сейчас что-то такое откроется. Проблемами больных людей будут заниматься не только чиновники, но и само общество, оно образует какие-то структуры, которые разберутся и сделают, как нужно.

Мы ведь жили в таком обществе, где больной был ненужным. Он был винтиком - стриженым, одетым в униформу, которая практически являлась повторением формы зэков. И ни одного судебного процесса не было по поводу того, что происходит в больнице, больной никогда не мог быть прав. Все, что предлагали врачи, это была истина в последней инстанции, врач являлся неким чиновником, управляющим здоровьем человека.

Перестройка началась, и всем показалось, что наконец возобладают разумные подходы. И одним из разумных подходов был возврат Церкви к социальной деятельности.

Так что, когда создавалось наше училище сестер милосердия, главная идея была, что в обществе, в Церкви существует определенная прослойка людей, которые хотели бы заниматься оказанием настоящей разумной помощи больным. И осталось только малое - их организовать, объединить, обучить, и дальше все пойдет само собой: они придут в больницу и устроят там шик, блеск, красоту.

И когда в первый раз мы объявили: "Приходите!" - пришли люди, именно те самые. В основном уже имеющие образование, имеющие жизненный опыт, взрослые люди, которые пришли к Богу и поняли, что раньше они жили неправильно, а сейчас знают, как правильно. А правильно - это работать с больными. И наша задача была не в том, чтобы научить их милосердию, а в том, чтобы им дать профессиональные навыки такой работы.

- Потом что-то изменилось?

- Таких наборов было всего два-три. Тенденция обозначилась практически сразу: этих людей мы "выбрали" в Москве довольно быстро. Запас исчерпался! И основная идея сменилась. Если первая идея была: "Мне нужно это образование для того, чтобы идти к больным", то сейчас: "Мне нужно образование, а что я буду дальше делать - посмотрим. Но место, где я нахожусь, хорошее. Место церковное, здесь духовная атмосфера, здесь спокойно, не курят, кормят обедом..."

Сейчас к нам приходят совсем юные люди, которые в общем-то про себя мало что знают. И надо сказать, не открывают это. Это такая вот беда - многие из них, когда поступают, говорят всякие высокие слова, но на самом деле за этими словами ничего нет, кроме понимания, что надо сказать именно такие слова, а не наоборот. Ясно же, что человек не может прийти и сказать: я к вам пришел, потому что сестра милосердия много получает или быстро делает карьеру... Они говорят наработанные газетные слова, за которыми нет какой-то сути. Когда мы начинали, суть была, потому что человек говорил: "Я иду, вижу, ваше объявление на столбе висит, я прочитала, стою и плачу, как дура... Потому что я вдруг поняла, что я 20 лет на заводе работала каким-то инженером, а на самом деле вот мне куда надо..." Это были живые слова.

А когда приходят дети, то они сами еще не знают, чего хотят. За те годы, пока они учатся, взрослеют, они совершенно меняются и у них возникает множество планов - может быть, очень хороших, но напрямую с работой с больными не связанных. Мы считаем, что мы училище сестер милосердия, но на самом деле у нас учатся люди, которые не представляют, что это такое. И настоящей потребности помогать больным у них нет, потому что эта потребность формируется значительно позже, уже у взрослого человека.

И кстати, в старые общины сестер милосердия не принимали раньше 20 лет. А 20 лет тогда - это уже был о-го-го возраст. В старые общины приходили люди, сделавшие свой выбор.

Так что сейчас наше училище сестер милосердия выполняет функцию некоего пристанища для молодежи, которая за время учебы может не только сохраниться в чистоте, но и при желании возрасти в церковной жизни и в святости.

- А ведь есть обычные медицинские училища и институты, в которых учатся православные люди. Не достаточно ли медику быть просто верующим, почему нужно специальное православное медицинское образование?

- Конечно, христианин должен быть в миру. Но для этого он должен быть очень сильным христианином. Есть ли такие сейчас? Не знаю, как другие, я сам христианин плохой, и мне очень трудно. Поэтому я представляю, как трудно детям.

С учетом сегодняшней ситуации православные учебные заведения очень нужны. В обычных институтах, а уж в училищах тем более, сейчас очень много искушений. Мне студентки медицинского института рассказывают, что там происходит. Там пьют, гуляют, развратничают, принимают наркотики. Мы вот ходили недавно с нашими студентками в анатомический музей мединститута. Приходим в раздевалку, и на колонне огромная надпись фломастером, совершенно неприличная.

Мы любим иногда жаловаться: у нас тут плохо, у нас преподаватели недостаточно хорошие... А вот приходят из других училищ дети и говорят: я хочу к вам перевестись, у нас преподаватели на уроках ругаются на нас матом. У нас, может быть, нет совершенства, которого, наверное, вообще никогда и нигде нет, но все-таки по сравнению с другими училищами здесь совсем иная обстановка, которая позволяет детям не погибнуть.
Проверка на профпригодность

- Но, может быть, молодых можно научить? Как вы им объясняете смысл сестринской работы?


- Мы пытаемся их научить тому, что для сестры милосердия очень важен другой человек - его заботы, нужды, его переживания, что, общаясь с другим человекам, мы должны все время спрашивать себя: "Что можно для него сделать?" То есть мы учим их готовить себя к служению. Но насколько это возможно - не знаю. У некоторых девочек получается. Может быть, это как-то связано с врожденными особенностями, потому что есть люди, склонные к самопожертвованию, к услужливости, а есть люди, которые считают, что, наоборот, им все должны давать.

Но говорение - говорением, а дело - делом. Надо работать с больными, и чтобы студенты рядом это видели. Потому что никакие слова не могут заменить дела. И тут сразу видно, кто на что годится. У нас бывало так: идут студентки в больницу с одной из старших сестер, а потом эта сестра мне рассказывает: пришли в отделение, надо грязное одеяло у бомжа стряхнуть, а девочки говорят: мы не хотим, оно грязное. А милосердие - это же и есть как раз вот это: одеяло грязное и противное, но бомжу надо, чтобы одеяло встряхнули и его перевернули, больше ему ничего не надо...

Второй момент, очень важный, на мой взгляд: сестра милосердия должна воспитываться, если она медик, в медицинском учреждении. Весь парадокс состоит в том, что у нас нет таких медицинских учреждений, где можно воспитывать сестер милосердия.

- Это значит каких?

- Там должны быть медсестры и врачи, которые любят больных, показывают пример самоотверженного служения. Весь коллектив больницы, команда, должен быть примером. У нас таких примеров практически нет - ну, не больше двух-трех отделений, где работают наши сестры милосердия. Но если у нас 250 учащихся, мы не можем их направить на практику в одно отделение. А приходя в другие места, они попадают в условия жизни, никакого отношения к милосердию и христианству не имеющие. Я никого не хочу ругать, но сейчас атмосфера в больницах делается очень тяжелой.

Сестер в больницах не хватает. Остаются работать люди, которым некуда деваться. Гигантские нагрузки ложатся на сестер. Не хватает рабочих рук, нет лекарств, нет предметов ухода, белья. Условия очень тяжелые. Вот представьте - человек приходит и говорит: я буду играть на скрипке! Ему говорят: пожалуйста, играйте. Только у нас скрипки нету, нету смычков и оркестр ушел в соседнюю комнату... И что этому скрипачу делать? А сестры современные все время в этом живут, все время сталкиваются с тем, что осуществлять свою деятельность невозможно. Это вызывает очень тяжелый душевный и профессиональный внутренний конфликт. И многие срываются и перестают вообще что-то делать.

При этом есть замечательные медсестры, которым надо ставить памятник. Которые остались работать, которые работают с тяжелыми больными. Они тоже сестры милосердия. Конечно, они нецерковные, но они сестры милосердия, потому что они любят больных и заботятся о них. И жизнь свою за них отдают. Вот их бы воцерковить...

Поэтому если бы меня сейчас спросили, каким я вижу будущее училища, я бы сказал так: его надо делать училищем повышения квалификации. Для медсестер, имеющих диплом о среднем медицинском образовании, которые поработали в больнице и поняли, что им не хватает милосердия и чего-то такого внутри очень важного. Чтобы они могли прийти сюда и, воцерковляясь, живя вместе церковной жизнью, это получить.

- Какую перспективу для общин сестер милосердия вы видите в сегодняшней ситуации?

- Я считаю, что место сестры милосердия в современном обществе надо определить законодательно. Надо найти в государственных структурах людей, заинтересованных в том, чтобы создавать лечебные учреждения, где работали бы сестры милосердия. Но реально ли это - я не знаю. Не уверен.

Пока мы не найдем администраторов, которые хотят не делать деньги всеми возможными способами (а современная система позволяет зарабатывать на чем угодно, в том числе и на больнице), вряд ли что-то получится. Ну, простая вещь: вот, скажем, большая больница, много корпусов. Приходит православная община: "Давайте один корпус отремонтируем вместе и сделаем тут хоспис". Но главврачу это неинтересно. Он этот корпус за гораздо большие деньги сдаст какой-нибудь фирме.

Для того чтобы у сестер милосердия было будущее в государственных структурах, надо, чтобы государство проявило к этому нематериальный интерес. Или это должно быть как у Елизаветы Федоровны - при очень высоком покровительстве и очень высоком достатке. Это ведь была абсолютно самофинансируемая единица. Если б не было у Елизаветы Федоровны денег - не было бы никакой Марфо-Мариинской обители. Она купила больницу, она купила землю, она покупала медикаменты, она нанимала преподавателей для училища и т.д.

Должен быть закон о государственном заказе, т.е. государством должны быть определены направления, работу по которым оно доверяет общественным и религиозным организациям. Это, например, проблема беспризорных детей, или проблема бомжей, или проблема пожилых людей, инвалидов и т. д. Должна быть разработана программа, в которой конкретному исполнителю выделялся бы государственный бюджет на решение определенной проблемы. Вот, предположим, община сестер милосердия. Она заключает с государством договор, что она берет на воспитание 50 детей. И она получает государственный бюджет на это. А государство, в свою очередь, контролирует, как расходуются эти деньги.

Такой закон действует во многих государствах. У нас же, к сожалению, все остается сейчас на уровне личных договоренностей. Т.е., скажем, настоятель храма и директор государственного детского дома договорились, взяли в детский дом несколько сестер, потом еще немножко сестер, потом туда приходит батюшка, читает молитвы, появляется часовня, потом освящают храм. Вот такой медленный-медленный путь, наверное, возможен - в том случае, если есть конкретный человек, который хочет этим заниматься. Но таких людей на самом деле очень мало.

Беседовала Юлия Данилова

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.