Может ли прийти к Богу человек, которого крестили насильно? Оказывается, многое зависит от людей, которых он встретит на этом пути. «Я видела людей, готовых умереть за страдающего больного, как за Христа», — рассказывает ныне церковный человек, которого когда-то подростком насильно заставили надеть на себя крест.
Меня крестили насильно в 1990 году, когда мне было четырнадцать лет. На этом настояла мама, только что сама пришедшая в Церковь. А я не хотела именно потому, что всегда была уверенна — Бог есть. Но так хотелось пожить без Него… Этот рассказ посвящается светлой памяти Раисы Цацуриной, а также моей маме, всем сестрам милосердия и моему духовному отцу. С благодарностью за то, что я, несмотря ни на что, с Богом.
Кто Самый Главный
Еще в глубоком детстве во мне зародилась уверенность в том, что мир не может существовать без Бога. Откуда во мне появилось это знание, непонятно. Когда я болела, мама парила мне ноги. Помню, как сижу на кроватке, смотрю в кастрюлю на свои красные распаренные ноги и с ужасом жду, когда мама принесет очередной кувшин горячей воды, чтобы «подлить кипяточка». Вода льется к моим ногам и жжется, обдает паром, а мама приговаривает: «Ты повторяй: “Отче наш, иже еси на небесех”» — «Отче наш, иже еси на небесех…» Дальше молитва, казалось, уже была не нужна. Я сразу поняла, что Отче наш — и есть Самый главный над всеми нами. Я взывала к Нему, стараясь как можно быстрее повторить «заклинание», вкладывая в него всю силу надежды на спасение — и помогало. Несмотря на курс атеизма в университете и полное неучастие в церковной жизни, моя мама на Пасху всегда пекла куличи и красила яйца. А еще я всегда пользовалась привилегиями блаженного дня Прощеного воскресенья. В этот день меня прощали за все! Как эти зарубки церковной жизни появились в нашей некрещеной семье? Не знаю.
Первое крещение
В 1990 году мы приехали на лето в только что купленный домик в глухой деревне. Таинство крещения надо мной совершили в маленьком деревенской храме святого Илии Пророка. Накануне был скандал. Я не хотела креститься, потому что не хотела быть «двойным агентом». Я понимала, что, пока не крещена, я могла закрыть глаза и делать вид, что не знаю никакого Бога. Четырнадцать лет, школьные дискотеки, любовь — я уже предвидела, что все первые пробы жизни после крещения омрачатся для меня моим же лицемерием. Но маме я этого не могла сказать, и поэтому сопротивлялась «из принципа».
Знойное утро. Мама идет по пыльной проселочной дороге. Кругом васильки. Я плетусь сзади, всем видом показываю, что со мной обходятся подло, ругаюсь всеми допустимыми в данной ситуации словами, но плетусь. Подвернула ногу. «Теперь из-за этого маминого крещения еще и больно!» Я уже плачу. Мама полна решимости: «Какое яростное сопротивление! Значит, точно крестить надо». Наконец храм. «Как! Ты с этим будешь креститься?» — Мама увидела на моей руке фенечки. Я уже начинала проявлять признаки хиповской жизни. В Церкви никто мне ничего не объяснял. Да и бессмысленно это было бы для меня тогда. Старенький сельский священник окрестил меня чином обливания. Снятие фенечек стало моим «отречением от сатаны» и «обещанием Христу».
Чудеса в аду
В школе я училась из рук вон плохо. Мама, не имея возможности больше бороться, решила, что если уж я не учусь, то пора мне работать. В пятнадцать лет, опять по настоянию мамы, я стала санитаркой в отделении травматологии одной из столичных больниц. Шел 1991 год. Скоропомощная больница того времени представляла скопище человеческих страданий и последний круг ада на земле. Но здесь работали сестры милосердия только что организованного православного сестричества. Это были женщины гораздо старше меня, сознательно выбравшие путь служения ближним. Новые пациенты, страдающие и оставленные, видя сестру в странном белоснежном платке с красным крестом, первым делом спрашивали: «Откуда вы?» Совершенно невообразимо было, что кто-то действительно хочет помочь. Казалось, что сами слова «помощь», «милосердие» навсегда покинули наш мир.
Ранним утром по дороге на первую в моей жизни смену я вальяжно выкурила сигарету. По закону в свои пятнадцать лет я могла работать только до четырех, но в одиннадцать вечера, бредя от метро домой и глядя на свои освещенные окна, я подумала: «Меня выдрали с корнем и пересадили в другую землю. Теперь, зная о том, как могут страдать люди, я никогда не смогу жить так, как прежде». Придя на эту работу из-под палки, я уже не смогла оставить ее.
С Ним и без Него
Нет, я не бросила курить и не перестала ходить на дискотеки, не побежала в храм на исповедь и не начала молиться. Наоборот, мое лицемерие приобрело еще более радикальную форму. Стоя уже совсем рядом с Богом, всей своей второй внебольничной жизнью я как бы говорила Ему: «Хоть Ты и есть, хоть мне и жалко Твоих страдальцев, но я к Тебе сама не просилась. Да, есть Ты, со всеми этими сестрами милосердия, а есть я со своим желанием жить как хочу». Так я прожила два года. За это время сестры милосердия ни разу меня не спросили, почему я не хожу в храм. И я каждый день наблюдала, как они, без шуток, готовы умереть за любого страдающего больного, как за Христа, даже если эта смерть облегчит его страданья только на каплю. Позже я окончила медицинское училище, посвятила больнице еще восемь лет жизни, стала церковным человеком. Но до сих пор помню один случай, ставший для меня настоящим крещением.
Второе крещение
Мне исполнилось 17 лет. Теперь и я стала «санитарить» по ночам на законных основаниях. Тяжелые сутки — это значит, что первый раз заходишь в сестринскую в три ночи, чтобы упасть в койку на два часа. Однажды я дежурила с сестрой милосердия Раей Цацуриной. Были «тяжелые сутки». Уже глубокой ночью я вымыла коридор и собралась прилечь. Около дверей нашей сестринской я остановилась. Из комнаты доносился шепот. Я поняла, что там Рая читает вечернее правило. «Ничего себе, — подумала я, — после такой смены она еще и правило читает!» Мне все это было совершенно чуждо, я хотела поспать, но решила подождать, не входить, и уже собралась пойти проведать какую-то палату, но что-то меня остановило. Шепот из-за двери был такой плачущий и все время возвращался на какую-то предыдущую ноту, как шов «назад иголка». Я решила посмотреть в замочную скважину, что же все-таки там происходит? Ничего особенного я за этой дверью не увидела. Рая, стоя посередине комнаты лицом к иконостасу, поднеся близко к глазам наш сестринский молитвослов, молилась, чуть кивая в такт словам. Ее приземистая фигурка немного пошатывалась, как будто она всеми силами держится за молитвослов руками. От усталости в горле у нее перемешивались звуки и почти каждое третье слово выходило исковерканным. Но Рая не сдавалась. Снова и снова она возвращалась на исходные позиции и прочитывала проглоченное слово до тех пор, пока оно ровно и четко не звучало перед Господом.
Не знаю почему, но именно после этого случая мне стало ясно, что от настоящей правды скрыться нельзя, что я больше никогда не смогу делать вид, что Бог мне не нужен, и что теперь мне придется изрядно попотеть для того, чтобы вся моя жизнь стоила хотя бы миллионной доли секунды этого подсмотренного мной ночного моления.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Крещение по требованию общины Древних христиан крестили прямо во время Литургии. Проректор ПСТГУ по научной работе священник Константин Польсков рассказал «Нескучному саду» о том как и зачем возродилась эта традиция
Второе рождение Сегодня главное содержание Таинства Крещения как единения с Церковью многими забыто. Крестины превратились в «частную требу»: для кого-то это — акт сродни медицинскому, для кого-то — дань традиции. И даже те, кто пришел креститься вполне сознательно, далеко не всегда понимают смысл совершаемых действий. Но ведь так не годится! Долго ли еще нам твердить несмысленное: «Мы не знаем, как тут у вас все делается…»? Может быть, давайте узнаем, наконец?
О главном при подготовке к крещению Как подготовиться к крещению? По мнению протоиерея Алексия УМИНСКОГО, настоятеля храма Троицы в Хохлах, — задать себе лишь один вопрос: хочу ли я быть христианином?
«А как покреститься у вас?» Крестины — первый шаг человека в Церковь, даже если он еще не умеет ходить. А встречает его на этом пути даже не священник, а приходской работник, ведущий запись приступающих к таинству. Нередко ожидания оглашенных и церковная реальность не совпадают.
Для чего Он меня оставил? Как трудно бывает увидеть, услышать, почувствовать Божие присутствие в своей жизни. Иногда кажется, что Бог совсем отвернулся от человека и не делает никаких шагов навстречу. Почему так? Зачем? Насколько было бы проще, если бы Он не скрывался, если бы не пришлось вечно теряться в догадках, пытаясь понять Его волю
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Нырок в глубину и путь наверх То, что может делать эта женщина, не укладывается в голове: она ныряет без акваланга на глубину 100 метров, может задерживать дыхание на восемь с лишним минут, плавала с полярными китами в Белом море при температуре воды минус два градуса… О глубине, страхах и Православии — чемпионка мира по фридайвингу, нырянию без акваланга на задержке дыхания, Наталья АВСЕЕНКО.
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Письма со Святой Земли В распоряжении нашего журнала оказался интересный документ: подборка писем, посланных из Иерусалима в Москву нашей современницей своим внукам. Описание Святого Града — жанр, уходящий в глубокую древность, в первые века христианства. В письмах, предлагаемых нашим читателям, современные реалии сочетаются с древними, точнее, вечными чертами Иерусалима и Святой Земли. Тем, кто там еще не был, эти письма помогут понять, что чувствует современный православный человек, оказавшийся в местах, про которые всю жизнь читает в Библии.
Бессмертие для атеиста Душа по природе своей христианка, говорил Тертуллиан, имея в виду, что зерно веры есть в каждом человеке, даже атеисте. Биофизик Симон ШНОЛЬ как раз из таких — материалистов с душой христианина. Сын репрессированных родителей, он с благодарностью вспоминает свою непростую жизнь, а десять заповедей считает кодексом чести любого приличного человека. Почему не все порядочные люди приходят к вере? Ответа на этот вопрос, наверное, нет. Но и не задаваться им тоже невозможно
Преподобный Моисей Мурин: святой негр "Алтарники глумились над цветом его кожи и кричали «вон отсюда, чтобы нога твоя не переступала порог Божиего алтаря». Двухметровый черный великан встал перед ними на колени и сказал: «Вы не подозреваете, насколько вы правы. Я – окаянный грешник, не достоин не только у алтаря служить, но даже и переступать порог святой церкви». Моисей горько заплакал и вышел на улицу," -- священник Вадим АРЕФЬЕВ из Нью-Йорка в день памяти чернокожего святого, бывшего раба и главаря шайки разбойников, рассказывает его историю
Миссионеры разработали концепцию Особое внимание Концепция уделяет оглашению – подготовке к крещению. По словам иерея Дмитрия Карпенко «необходима длительная и кропотливая работа с просвещаемыми, а не скоропалительные набеги, когда крестят сотни практически неподготовленных человек и уезжая, оставляют их на произвол судьбы».
Преображение человека: можно ли измениться сразу после крещения Вошел в купель один человек, а вышел совсем другой? Так бывает редко, обычно путь к Богу тернист и сложен даже после Крещения. Протоиерей Игорь ГАГАРИН рассказывает истории разных людей, в том числе свою собственную
Крестные родители и крестники: неформальные отношения Тема «крестные родители и крестники», конечно, не сравнима с вечной темой «отцы и дети», но все-таки и она весьма актуальна в наше время. Ведь традиции восприемничества были прерваны. И часто получается так, что люди, далекие от Церкви, желающие все же крестить ребенка, выбирают для него крестного по чисто житейским соображениям. Да и в семьях воцерковленных людей, бывает, возникают преткновения в отношениях между крестными родителями и крестниками. О некоторых подобных проблемах мы и хотим поговорить
Крестимся! Не задерживаемся! Фоторепортаж о рождении в новую жизнь Суббота после Литургии. В храме Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове массовое крещение. Под золотыми сводами непрерывный детский плач. 15 младенцев на одного священника. Из суматохи и крика таинственно рождаются совершенно новые люди – христиане.
Противоречивое прошлое: оглашение у священника Георгия Кочеткова Широкое обсуждение вызвала ситуация вокруг Сретенского прихода в селе
Заостровье (Архангельская епархия) и его настоятеля протоиерея Иоанна Привалова, близкого к Преображенскому содружеству братств священника Георгия Кочеткова. Как жила община отца Георгия и в чем состояла в ней система оглашения перед принятием Крещения, вспоминает Михаил ЗЕЛЕНЫЙ:
История крещения: как крестили в Древней Церкви «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», — говорит Господь Иисус Христос своим ученикам. Научение вере, катехизация или оглашение — это Божия заповедь. Необходимость оглашения подтверждают 46-е правило Лаодикийского и 78-е правило Шестого Вселенского соборов.
Учиться, учиться и еще раз учиться, или Как выглядит оглашение изнутри? Уже более года на приходах Москвы и области для того, чтобы креститься, взрослому человеку необходимо пройти специальную подготовку: познакомиться с основами вероучения, таинств. Очевидно, что крестить «по первому требованию», как это было принято в девяностые, больше не будут.
Крестный как напоминание Когда раздается звонок и чей-то знакомый голос в трубке говорит: «Мы собрались покрестить нашу Машеньку (нашего Петьку) и хотели попросить тебя быть крестным…» — это всегда вызывает во мне самые противоречивые чувства. С одной стороны, когда тебя приглашают стать восприемником — это знак уважения: тебе поручают почетную и важную обязанность участвовать в новом рождении человека. С другой стороны, опыт показывает, что ты никогда не знаешь, что будет после совершения Таинства…
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.