На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема №1(18)'2006

Кто первый встал, того и тапочки
В гостях у папы


Версия для печати
02.01.06, 16:54

Знает ли папа, сколько у девяти его детей колготок? Есть ли разница -- три или девять? Ответы на эти вопросы корреспондент «Нескучного сада» нашел в гостях у Матвея ЦАЦУРИНА, водителя одного из московских храмов. У Матвея два сына -- Никита и Ростик -- и семеро дочерей -- Лиза, Саша, Настя, Соня, Рая, Маша и Аня.


«Мама не хотела за папу замуж»

Первым в многодетной семье гостя встречает ребенок. Тонкий голосок приветствует из-за двери. И тут же с топаньем и хихиканьем дети бегут «радовать» родителей: «Тетя Оля пришла!»
В полутемной прихожей ворох детской одежды. И отовсюду бусинки детских глаз. Только маленькая Рая расчесывает свои длинные темные волосы перед зеркалом и уделяет ему куда больше внимания, чем вошедшей журналистке. Гостинцы в больших семьях тоже не вызывают ажиотажа. Вместо любопытного «А что вы нам принесли?» удивленное «Это нам?».
«Многодетным отцом я быть не собирался», -- начинает говорить Матвей. В это время меня осторожненько дергают за юбку: «А вы знаете, что мама не хотела за папу замуж выходить?» Дети постоянно прокрадываются к отцу во время интервью. Поэтому время от времени беседа прерывается воспитательным процессом: «Знаешь, как себя вести, когда взрослые разговаривают? Нужно молча поднять руку и ждать, когда тебя спросят».
Матвей работает по скользящему графику: двое суток за рулем, двое отсыпается. Уходит из дома в шесть утра, возвращается в десять-двенадцать ночи.
Но установлений отца придерживаются и когда папы дома нет. «Папу сразу слушаются. Это я могу по несколько раз повторять», -- улыбается мама Аля.

«Сделай крючочки!»
Чтобы получилась необходимая по санитарным нормам жилплощадь, семье Цацуриных дали две квартиры на одной лестничной площадке. Днем семья собирается в одной, в той, где комната папы и мамы, а ночевать две девочки и Ростик уходят в другую -- «к бабушке».
Утро начинается с молитвы. Все собрались в большой детской комнате. Девчонки бегают с расческой. У всех уже заплетены косички и хвостики, но интересно, чтобы гостья сделала прическу своей рукой. Непривычная к такому действу, я путаюсь в длинных волосах. Резинок мало, а какие есть -- слишком слабые и туго не закручиваются. В результате -- полнейшие «петухи» на головах. Входит папа: «Заколки покупаем связками. Куда девают?» По утрам Матвей -- если он не на работе, конечно, -- всегда следит, помолились ли дети с мамой.
При виде отца девочки сбиваются в кучку. Соня берет молитвослов. Окинув взглядом постоянно перемещающиеся фигурки, Матвей вопрошает: «А где Ростик?»
Ростик смотрит православную передачу у бабушки. Веселая возня затихает. Дети сразу присмирели, Настя пошла за Ростиславом. Матвей ушел в свою комнату, туда же привели мальчика для строгого выговора.
-- Матвей, а вы детей бьете, когда наказываете?
Матвей, кажется, засмущался:
-- Бывает, достается им от меня. Наказываю, когда виноваты. Толкаю, когда утром заспятся и в школу не идут. Начинаются всякие стоны, слезы, симуляции болезни. Их, конечно, понять можно: живем далеко, вставать приходится очень рано. А может, что-то из домашнего задания не выполнили вот и не хотят в школу. Но я слежу, чтобы они не прогуливали.
Спрашиваю у детей:
-- Вас папа ремнем наказывает?
-- Нет, он и не знает, где у него ремень лежит.
Завтракают в большой семье в несколько заходов. Матвей лежит в комнате с порванной связкой на ноге, и горячие бутерброды жена Аля несет ему в кровать. Дети усаживаются за столом первыми. Не так давно стол выдвигался на середину кухни. Теперь у него отломалась ножка -- от стены не отодвинешь. Так пропадают три посадочных места. Машенька -- самая младшая -- на руках. Ее покормит Аля, когда другие дети выйдут из-за стола.
«И завтракаем, и обедаем так. Сначала дети поедят, потом мы с Алевтиной. Она мне все говорит: “Сделай крючочки, сделай крючочки на дверях, чтобы они могли запираться” -- никак не удается побыть наедине, хотя бы поесть спокойно. Вроде бы все дети из-за стола вышли и по своим делам разошлись. Мы на кухню. Ме-е-едленно закрываем дверь, чтобы не стукнула. Но только язычок дверной щелкнет -- сразу все тут как тут: кому хлеба, кому попить, кто спросить что-нибудь. Я еще могу рявкнуть: “Имейте совесть!” -- а Аля никуда от них деться не может», -- рассказывает Матвей.
Маленькие дети очень любят кататься на взрослых. Захожу в комнату. С криком «Кий-я!» на меня откуда-то с потолка падает Ростик, которому понравилась игра в лошадку. «Нет уж, -- говорю, -- лошадка устала». Няня Лена, вместе с которой Рая вырезает бумажную куклу, смеется: «Бывает, что “лошадка” под вечер и на ногах не стоит». «А папа меня приемам карате учил», -- пыхтит Ростик, пытаясь запрыгнуть мне на загривок уже со стула. До того как Матвей порвал связки, он в свои выходные гулял с мальчиками во дворе. Играл с ними в «мальчишечьи» игры: салки-догонялки, футбол. А еще учил вот так запрыгивать на спину с громкими криками. Чтобы враг -- в данном случае в моем лице -- покатал, покружил седока, придерживая, чтобы тот не свалился.

Парадокс зубной пасты
С утра няня Лена водила старших детей в храм. Днем я собираюсь гулять с младшими. В большой комнате переполох. Сонечка хочет отправиться вместе со всеми. Жаждут гулять и Ростик, и Никита. Трехлетняя Машенька уже принесла свои вещи в прихожую. Вдруг понимаю, что не могу сосчитать детей по головам и в относительно небольшом замкнутом пространстве. Что же произойдет на просторе двора? Тут родители начали «террор»: «Соня, куда ты собралась в таком тоненьком свитере? Матвей, ты посмотри, как она нарядилась!» Голос Матвея из спальни: «Все, Соня никуда не идет! Кто не помнит, где его штаны-рубашки, тоже остается дома» Изо всех желающих только Маша может похвастаться полной экипировкой -- за ее вещами пока следит Аля.
«Аля очень аккуратная и очень чистоту любит. Я к этому спокойнее отношусь. Видел я коммунальные квартиры, в которых включаешь свет, а кастрюля тараканами облеплена и шевелится. Моя жена такого бы не вынесла. Детям я стараюсь внушить: пришли домой -- одежду сразу в шкаф. А то есть привычка снять и зафутболить куда-нибудь. Вот с колготками, например, -- рассказывает Матвей, а Ростик ищет свою амуницию. -- В большой семье, как в армии: украли зубную пасту из одной тумбочки, через какое-то время зубной пасты нет ни у кого. Проще выдать всем новую, чем найти виновного. За одеждой всех детей Аля доглядеть не успевает: несколько шкафов пока проверишь, ни на что другое времени не останется. Колготки покупаем в свое время на всех. Из расчета, чтобы хватило на год. Кто носит аккуратно, дыры зашивает сразу, у того большой запас колготок. Бывает, что и с прошлого года остались. А иной дотянет, пока дырища появится такая, что проще выкинуть, чем починить. При этом признаться, что колготки кончились, боится: понимает, что мы с жиру не бесимся, денег особо нет. Хвать колготки у сестры. И получается как в поговорке: “В большой семье кто первый встал, у того и тапочки”. В данном случае -- у того и колготки».
Между тем Ростик уже чуть не плачет: метод «где положил, там и возьми» не действует. Так мы идем гулять? Сдались почти все. Только упрямый Ростик и маленькая Маша наконец-то выходят со мной из дома.
На детской площадке Ростик сразу принялся объяснять правила игры в догонялки, установленные папой. Менять их немыслимо -- слишком велик авторитет законодателя. Большой круг, за пределы которого нельзя забегать, находится далеко от дороги, я могу быть спокойна, что мой подопечный не выскочит под колеса. Вообще, Матвей в правила игры умудрился ввести все правила безопасности. Окрики так не действуют. Играем в футбол. В окне скандируют: «Ростик! Ростик!» Наша команда победила. Дома ждут замечательные щи, бабушка наварила на всю семью.

Побег Ростика
Рая приносит в папину комнату часы с отколовшимся пластиковым ободком: «Папа, Ростик сломал часы…» Часы висели под самым потолком. Матвей берет их, рассеянно прикладывает отбитый уголок. Но пластик сам собой не срастается, и часы отправляются на полку до лучших времен. Ростик ждет папиного решения. В «арбитражный суд» за неполный час обратилось уже пятеро. Чаще всех прибегал Никита: «А Рая дерется», «А Саша мне футболку порвала!». На некоторые жалобы Матвей вообще внимания не обращает, а когда Никита обозвал сестру и пришел на нее жаловаться, ему же и влетело. Вошла Аля: «Ростика не видели?»
Мальчик пропал. Может, он у бабушки? Послали Сашу и Настю. Нет, у бабушки нет. Однажды так Рая пропала: пошла к бабушке, а на лестнице повернула вниз и ушла «гулять». Мама думает, что она у бабушки, бабушка, что Рая осталась дома. Хватились, побежали искать. А ребенка уже переодели в мальчишескую одежду и повели куда-то. Соседская девочка показала: «Вон вашу Раю ведут». Кинулись. Женщина, державшая Раю, убежала. Ребенка вернули домой. Но Рая тогда была еще несмышленыш. А Ростик уже не маленький. Неужели испугался отцовского гнева за часы и убежал из дома?! В женском царстве переполох. Бабушка бегает по округе, девочки проверяют в шкафах и под кроватями. Мама считает куртки и ботинки -- все на месте. Значит, далеко он уйти не мог, спрятался где-то. Я проверяю лестницу. Вверх, вверх, вверх -- никого. Вниз, до самого закуточка под лестницей, -- пусто. Матвей успокаивает нас, он уверен, что все образуется. Но наши поиски бесполезны, и папа берется за костыли. Удивительно, но там, где целая команда женщин ищет уже час, папа справился минут за пятнадцать, обнаружив Ростика под кроватью на «бабушкиной половине».
Отругать за мелкий проступок в семье Цацуриных могут при всех, наказание за серьезный -- дело не гласное.
Папы бывают разные. В гостях у Матвея я узнала, что отец может толком и не видеть свою семью и все равно быть в курсе всех событий, знать, у кого сколько колготок и где чей шкаф. Что папа умеет наказывать за серьезные проступки и снисходительно относиться к «камерным зарисовкам» на обоях. Интересоваться в школе успехами своих детей и разбираться в нянях.
«Что такое многодетный отец? Это только кажется страшно. Да, есть разница -- трое детей или семеро. А вот разницу между тремя и пятью как-то не замечаешь. И где пятеро, там и семеро. Ну и так далее», -- вспоминала я слова Матвея, когда ехала домой.

Ольга БЕЛЯЕВА

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.