Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Крещенские купания: приход уходит в прорубь

№0'0000 Жизнь в Церкви  19.01.13 15:29 Версия для печати. Вернуться к сайту

Последние 15 лет в одном из деревенских храмов Московской области весь приход во главе с настоятелем на Крещение окунается в прорубь. Как это происходит, и почему батюшке нравится окунаться – в фоторепортаже из деревенской проруби

«Я проверяю себя – смогу или не смогу, — объясняет свои ежегодные купания в проруби настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери в деревне Пучково протоиерей Леонид Царевский. — Есть и другой мотив — поддержать традицию. Многие читали “Лето Господне” Шмелева, там герои окунались в прорубь. Как говориться, чем мы хуже»? Но главная причина для такого отчаянного поступка, как ныряние в прорубь, считает священник, желание больше приобщиться к празднику Крещения Господня.

Каждый год в деревне Пучково в прорубь окунаются около 600 человек – прихожан и нецерковных жителей окрестных домов среди них примерно поровну. По словам о. Леонида, эта традиция сложилась как-то сама собой. Первыми купаться начали несколько прихожан-моржей. Сначала для них просто делали прорубь и огораживали ее фанерой и елочками. Позже прямо на пруду, в 100 метрах от храма, приход построил большую купель, в которую начали ходить и многие нецерковные люди


Село Пучково под Троицком и его храм в честь Казанской иконы Божий Матери

Раздача крещенской воды
В Сочельник купальня закрыта до полуночи. В это время в храме люди набирают святую воду

Раздача крещенской воды
К розливу основателно подготовились

Раздача крещенской воды

Раздача крещенской воды
В храме слышится постоянное журчание переливающейся воды


Люди постепенно собираются перед алтарем для чтения акафиста Иисусу Сладчайшему


В темноте хоров второго этажа прячется еще один алтарь



Протоиерей Леонид Царевский
Протоиерей Леонид Царевский

Крещенские купания в проруби фото
По сложившейся традиции, после акафиста прихожане идут крестным ходом на пруд, где отпирают две купальни. Пока прихожане выходят из храма вслед за священником, другие люди со свечами в руках пытаются попасть в храм

Крещенские купания в проруби фото
Первыми купаются мужчины, за ними – женщины, таким образом представители противоположных полов купаются отдельно друг от друга. За соблюдением очереди следит полицейский

Крещенские купания в проруби фото
Здесь же дежурят казаки. Они довольно легкомысленно относятся к происходящему

Крещенские купания в проруби фото
В приходской купели вошедшие мужчины быстро раздеваются, быстро спускаются в прорубь, держась за перила. Чтобы не уйти под лед, под водой в проруби закреплена доска

Крещенские купания в проруби фото
Неподалеку от приходской купели стоит купель народная, сюда тоже выстроилась очередь, слышен мат и пахнет перегаром

Крещенские купания в проруби фото
Мужики в плавках набиваются в фанерный домик народной купальни, ожидающие своей очереди скачут в трусах снаружи

Крещенские купания в проруби фото
— Ну как? — Четко! Я так уже год не кайфовал!

Крещенские купания в проруби фото
«Не май месяц, трясусь как суслик!», — делится мужчина своими ощущениями

Крещенские купания в проруби фото
Перед фанерной будкой столпотворение полуголых людей. Они переодеваются, падают в снег и фотографируются на память, или пытаются совладать со шнурками. «С праздничком, православные», — кричит один из мужиков

Крещенские купания в проруби фото
За всем этим наблюдают родственники и знакомые


Перед тем, как отправиться в Пучково, я спросил у отца Леонида – в чем польза для души от такого купания. «Радость от праздника увеличивается, — считает священник. – Может, есть какие-то отдельные люди, которые идут купаться по каким-то своим, языческим соображениям. Но в основном все понимают, что мы вспоминаем, что Господь в этот день окунался в Иордан. А вообще, польза для души – дело таинственное. Для кого-то она есть, для кого-то нет. Для здоровья точно есть – каждый год у нас кто-нибудь выздоравливает после купания. Может просто перепад температур, а может чудо Божие – не знаю. Лично я каждый раз после купания чувствую большую душевную бодрость. А каких-то великих богословских смыслов тут нет. Это просто некая народная традиция, дающая полноту праздника. Мы служим молебен, читает акафист Иисусу сладчайшему. А потом с пением тропаря идем к купели и крещенскую воду троекратно выливаем из ведра в прорубь и окунаемся во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, всё».