Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Крещение по требованию общины

№0'0000 Жизнь в Церкви  19.01.12 14:49 Версия для печати. Вернуться к сайту

Древних христиан крестили прямо во время Литургии. Проректор ПСТГУ по научной работе священник Константин Польсков рассказал «Нескучному саду» о том как и зачем возродилась эта традиция.



В древней Церкви чин крещения не совершался отдельно, крестить было принято во время литургии. Признаки этой традиции, по словам отца Константина, и сегодня можно найти в наших богослужениях: «Например, в Великую субботу, чтение Апостола (Рим. 6) и Евангельское чтение (Мф. 28) совпадают с Евангельскими и Апостольскими чтениями чина Крещения. Или песнопение чина Крещения «Елицы во Христа крестистеся» поется на литургии перед чтением Апостола вместо Трисвятого. Так бывает на Рождество, на Богоявления и в дни Светлой седмицы. В древности даже была особая традиция совершать таинство Крещения именно в эти дни». Особенно торжественно происходило крещение новообращенных под праздник Пасхи, в Великую субботу. Тогда крещение человека было праздником для всей общины. Подготовка к таинству продолжалась весь Великий пост. А на литургии Великой субботы оглашенные через таинство Крещения становились верными, то есть полными членами Церкви, и принимали участие в Евхаристии, соединяясь со Христом в таинстве Причастия. Новые члены Церкви еще некоторое время не снимали крестильные одежды, чтобы все видели — вот идет новоначальный христианин. Они всю Светлую седмицу пребывали в храме, слушали тайноводческие беседы и приобщались Святых Тайн. Именно поэтому и сегодня на Светлой мы каждый день поём «Елицы во Христа…».

Крещение дело личное?


В наше время чинопоследование таинства Крещения находится в богослужебном Требнике, так как уже дано стало восприниматься как некая «треба», как то, что совершается по требованию и нужде одного человека, а не всей общины. «Начали крестить много младенцев, а их самостоятельное участие в крещении естественным образом ограничено. Да и благочестие у христиан, по сравнению с первыми христианами первых веков, становилось все менее высоким. Вот и стали крестить отдельно от Литургии и только младенцев. — Рассказывает отец Константин историю забвения того, что крещение новых христиан когда-то было общим делом всей общины. Так была забыта и Крещальная литургия».

В Крещальной литургии общинная природа Церкви осознается ярче. В начале девяностых годов прошлого века, когда церковная жизнь в нашей стране начала возрождаться после долгого перерыва, связанного с трагическими событиями нашей истории, стала возрождаться и приходская, общинная жизнь. Тогда-то и возникла мысль о Крещальной литургии. Эта мысль витала в воздухе. Первыми Крещение во время Литургии в России стали практиковать в общине священника Георгия Кочеткова, авторы же современного чина ориентировались на практику поместных Сербской и Греческой церквей и литургическую историю.

Второе рождение


Отец Константин рассказывает как происходило составление чинопоследования Крещальной литургии: «В 1998 году настоятель храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, декан тогда еще Свято-Тихоновского Богословского Института, протоиерей Владимир Воробьев собрал молодых преподавателей, ныне уже священников Михаила Желтова, Николая Емельянова, Дмитрия Пашкова, меня и еще несколько человек. До этого и отец Владимир и отец Александр Салтыков – каждый пытался самостоятельно что-то придумать, но каждый из них ощущал, что получается что-то не то. Поэтому, и решили сделать это соборно. Традиция крестить во время Литургии сохранилась в поместных Сербской и Греческой церквях. В нашем распоряжении были, изданные этими церквями, чинопоследования. Эти чинопоследования мы и изучали, а отец Михаил еще и нашел исторические справки, касающиеся Литургики. Нам нужно было все так придумать, чтобы в чине не было ничего лишнего или того, что противоречило бы традициям. Ко всему прочему, надо было сделать этот чин удобным с чисто практической точки зрения, чтобы и для совершителей таинства и для его участников все соединилось гармонично. Все организовалось быстро. Один раз мы собрались, все обсудили, отец Михаил все это обработал, и потом дал уже готовый текст отцу Владимиру, чтобы он поправил его и написал предисловие. Так что нельзя сказать, что в современном чинопоследовании, есть что-то новое, скорее это возрождение того, что есть в истории нашей Церкви, нашего богослужения.

Когда чин был готов, отец Владимир обратился к Патриарху Алексию за благословением, так как самочинно такие нововведения внедрять не стоит. Патриарх с радостью и очень быстро благословил издать чинопоследование и совершать такие литургии в дальнейшем. Первое издание разлетелось моментально.

В нашем желании возродить такой чин крещения не было никакого поиска экзотики или чего-то необычного. В этом было стремление глубже осознать общинный характер этого таинства, потому что Крещение это не просто частная треба, а рождение нового члена общины. А литургия это и есть самое главное таинство общины».

Старый новый чин


Крестильный храм святого равноапостольного князя Владимира при храме святителя Николая в Кузнецкой слободе был построен на средства прихожан в 1991 году. Очевидец и участница тех событий, регент храма святителя Николая Татьяна Ивановна Королева вспоминает: «Идея создания этого храма появилась у отца Владимира когда мы были в Севастополе на мысе Фиолент, где по преданию находится подлинная купель, в которой был крещен святой князь Владимир. По образцу этой купели и была создана купель нового крестильного храма». В этом храме и до Крещальной литургии совершали таинства Крещения по Требнику, в нем совершили и первую Крещальную литургию, а по благословению Святейшего Патриарха Алексия, начиная с 1998 года стали постоянно совершать Крещальные литургии. Но это можно делать и в любом другом храме где, как говорит отец Константин, «есть община и священник, который занимает в ней подобающее ему место руководителя и духовного наставника».

Отец Константин рассказывает, как чин крещения «вводится» в чинопоследование литургии: «Начинается все с наречения имени, и обычного, по Требнику, чина оглашения. Потом возглас «Во имя отца и Сына и Святого Духа». Этот возглас, общий и для чина Крещения (по Требнику) и для Литургии, напоминает нам о том, что в древности литургия совмещалась с крещением. В этот момент собственно и начинается литургия. Открываются Царские Врата и во время совершения мирной ектеньи священники с Миром, Евангелием и Крестом выходят в центр храма и встают перед купелью. После мирной ектеньи (она положена и в чине крещения) они начинают освящать воду. После освящения воды все идет по чинопоследованию крещения из Требника до момента самого крещения и миропомазания. Хождение вокруг купели завершается вхождением священства в алтарь. К этому времени оглашенные уже стали новокрещенными и дальше участвуют в Божественной литургии, как верные на Литургии верных. В состав ектеньи вставляется отдельное прошение о них, как «о новопросвещенных». После Евхаристического канона новопросвещенные первыми причащаются Святых Христовых Тайн вместе со всей общиной».

Как и любая другая литургия, Крестильная литургия может совершаться в любой день, когда по уставу может совершаться Божественная Литургия Иоанна Златоуста. «Крещальная литургия совершается вне времени. — Говорит Татьяна Ивановна. Она когда-то пела на первой такой литургии и с тех пор старается не пропускать ни одну Крещальную литургию в храме святого Владимира. – В какой бы день она не совершалась, на ней всегда читается одно и тоже Евангелие из чинопоследования таинства Крещения, всегда вспоминается один и тот же день – день Крещения Господа Иисуса Христа, потому что человека крестят так же как когда-то Господь крестился в водах Иордана. Дневное событие Церкви как бы откладывается перед событием крещения человека».

Праздник для всех


Само чинопоследование этой литургии создает праздник для общины, показывает, что Церковь особенно радуется когда принимает новых христиан. Во время пения Херувимской песни, они стоят впереди всех прямо перед Царскими вратами, их отдельным образом поминают на Великом входе, они первыми идут к Причастию и первыми в крестном ходе, если такой совершается. Крещение во время литургии имеет глубокий смысл не только для общины, но и для самого крещаемого. «В случае соединения с литургией, таинство Крещения обретает свое истинное значение вхождения человека во храм. Вот он крестился, вот он получил таинство Миропомазания, после этого он приступает к Телу и Крови Христовой и становится ясно, для чего он крестился, для чего стал членом Церкви», — объясняет отец Константин.

Храм святого Владимира небольшой, вмещает около шестидесяти человек. Иногда в нем на одной литургии крестят больше семи человек. Собираются члены общины, родственники новокрещаемых, крестные родители. «Иногда крестным, если они не члены общины, надо объяснять, что будет происходить, — говорит отец Константин. — Например, почему это крещение будет длиннее, чем обычно (вместе с литургией два с лишним часа). Если же они из общины, они активные участники молитвенной жизни, знают что такое богослужение, знают литургию, для них не требуется специальной подготовки». Отец Константин утверждает, что в Крещальной литургии столько радости, что незаметно летит время молитвы. «Все мои дети так крещены, и я ни разу не видел чтобы кто-нибудь томился, такое это ощущение праздника!» — Рассказывает он. А Татьяна Ивановна добавляет: «Особенная радость, когда крестят младенцев из многодетных семей. Я сама одно время жила в такой семье. Видела как им тяжело от того, что их многодетность многие не понимают, говорят что они рожают чтобы пособие получить. Но, когда вся семья молится на Крещальной литургии о новом своем человеке, как о новом члене Церкви, просто невозможно не почувствовать радость и счастье многодетности. На этой литургии тоже становишься немного ребенком, ничего кроме радости и счастья, от того что ты в Церкви и все твои любимые люди вместе с тобой».