На Светлой Седмице всех пускают на колокольню звонить в колокола, чтобы выразить радость о воскресшем из мертвых Иисусе Христе. В храме Воскресения Христова в Кадашах (в котором Пасха еще и престольный праздник) эта радость немного не полная: в нем не пускают на колокольню, потому что на ней… нет колоколов. До сих пор подлинные колокола Кадашевского храма находятся в Большом Театре в Москве. Чтобы как-то скрасить этот печальный факт, настоятель и прихожане храма, совместно с общественным движением Архнадзор, решили 10 апреля организовать День открытых дверей в Кадашах, посвященный Кадашевской колокольне, которую еще называют Московской свечей.

Мы встретились с Игорем КОНОВАЛОВЫМ, председателем общества церковных звонарей и старшим звонарем соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, который примет участие в дне открытых дверей 10 апреля:
- Мы с моими коллегами вчера впервые побывали на колокольне храма Воскресения Христова в Кадашах. Я удивился, когда впервые на нее попал. Кадашевская колокольня это событие в архитектуре Москвы. Она стоит в одном ряду с колокольней в Новодевичьем монастыре, с колокольней церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе Ярославля, что, как выдающийся архитектурный памятник и символ Ярославля гравирована на купюре, достоинством в тысячу рублей. Кадашевской колокольне надо уделить достойное внимание.
Кадашевская колокольня никогда не была «третьим звоном в Москве». Почитатели и прихожане многих московских церквей утверждают, что именно их колокол звонил вторым или третьим после Ивана Великого. Многие говорят, что их колокольня была второй после Ивана Великого. Главным колоколом в Москве был Большой Успенский колокол Московского Кремля, его вес 65 тонн. Затем колокол в Храме Христа Спасителя - 2000 пудов – под 30 тонн, колокол в Новоспасском монастыре – полторы тысячи пудов, в Симоновом монастыре – тысячепудовик – 1600 килограмм. Кадашевский колокол в 400 пудов не самый большой в Москве – уникальность Кадашевской колокольни заключается не в этом.
Уникальность ее заключается в том, что ярус звона отсекается от шатра капитальным кирпичным сводом, что сводит на нет высказывания некоторых исследователей, которые доказывают, что слуховые окна являются резонаторами. (Бывший сотрудник Государственного Исторического музея Анна Бондаренко пишет в своей книге о колоколах Покровского собора, что слуховые окна использовались для усиления звука. Это фантазии. Свод колокольни отсекает звук, а слуховые окна в шатре колокольни использовались в качестве деталей архитектуры, которые облегчают конструкцию шатра и придают ему устремленность вверх.)
Это одна из самых высоких колоколен Москвы 17 века. Ее архитектура сочетает в себе ярусную, с сокращающимися ярусами и шатровую постройки. Она стоит на четырех мощных пилонах, образующих четверик основания, над ними возвышаются ярусы восьмериков, увенчанных шатром.
На примере колокольни в Кадашах можно показать, как зодчие конца 17 века брали пример с колокольни Ивана Великого, строив обходную галерею вокруг нижнего восьмерика. Также мы можем сказать, что колокольни 17 века изначально не предназначались для размещения накрестлежащих балок для тяжелых колоколов по центру колокольни. Весь ансамбль колоколов размещался в арках колокольни. Это убедительно доказывают исследования ярославских и московских шатровых одноярусных колоколен. Позже, в 18 веке, когда появилась возможность заказывать более крупные колокола, для них стали устанавливать балки по центру яруса звона. Сегодня в Кадашевской колокольне находятся две балки, установленные по оси север - юг и одна меньшая балка, по оси запад – восток, на которых в середине 18 века были повешены колокола, отлитые известным мастером К.М. Слизовым, который, переливал большой Успенский колокол. Кроме кадашевского колокола, известен только один сохранившийся и звучащий колокол этого мастера в храме Троицы Живоначальной в Останкино. Конечно, колокольня церкви Воскресения в Кадашевской слободе изучена ещё далеко недостаточно. Можно сказать, что её изучение, как уникального колоколонесущего сооружения периода перехода с очепного на так называемый язычный способ звона только начинается, хотя часто методы советской реставрации наносят непоправимый вред сохранности следов звонарской дечтельности на истоических колокольнях и звонницах. Это касается Ивана Великого и Кадашевской колокольни.
- Что вы можете сказать о перспективе возвращения колоколов на Кадашевскую колокольню?
- Я думаю, что надо воспользоваться опытом возвращения колоколов в Россию из Гарвардского университета. Также нужно поблагодарить администрацию и руководство Большого Театра за сохранение и спасение колоколов от уничтожения во время советской власти, за то, что театр хранил их и использовал во время спектаклей. Ведь если в колокол не звонить, он умирает. За то, что москвичи ходили слушать свои родные колокола в Большой Театр. Имеет смысл обратиться с просьбой о помощи в возвращении колоколов на их историческое место к президенту России Д.А. Медведеву и премьер-министру В.В. Путину.
Нужно приложить все усилия для возвращения этих колоколов на их место. Ведь ни кому не придет на ум идея использовать для спектакля в театре подлинный Мономахов Венец или трон из слоновой кости для спектакля Борис Годунов. В спектакле принято пользоваться специально созданными бутафорскими предметами, которые могут подчеркнуть авторский замысел. То же самое колоколами. Они также не настроены точно определенным образом и не составляют музыкального порядка. Они все вместе обладают очень сложным звучанием, в котором почти невозможно вычленить какой-то определенный тон. В то же время, мы с коллегами, по просьбе руководства Большого театра, участвовали в подготовке колокольных звонов для Большого Театра в постановке оперы Борис Годунов, для того, чтобы их звучание соответствовало звучанию оркестра. Во время работы мы также убедились в том, что в спектакле колокола вполне можно заменить качественной записью. В театре звукозапись вполне допустима, тем более при современных технических возможностях работы со звуком, и совершенно не обязательно в театре иметь подлинные колокола.
Сохранилась историческая колокольня, для которой были отлиты колокола, поэтому их нужно туда вернуть. Вопрос только в том, чтобы механически соединить одно с другим – соединить сохранившуюся историческую колокольню Кадашевского храма с историческими сохранившимися колоколами.
Записал Александр ФИЛИППОВ
День открытых дверей в храме Воскресения Христова в Кадашах 10 апреля 2010 г.
Приход церкви Воскресения Христова в Кадашах, Общественное движение «Архнадзор» и Общество Церковных Звонарей приглашают на день открытвх дверей
«Голос Кадашевской колокольни».
Колокольные звоны - традиционное украшение Светлой седмицы. Некогда Москва была полна звучанием колоколов, среди которых выделялся голос колокольни церкви Воскресения в Кадашах с ее 400-пудовым большим колоколом. Шатровая колокольня, прозванная за стройность и красоту «Кадашевской свечой», ныне пуста и нема. Но мы верим и надеемся, что кадашевские колокола вернутся, и над Москвой снова разнесется ее неповторимый голос.
10 апреля 2010 г., в субботу, приглашаем взрослых и детей познакомиться с еще одной страницей истории одного из самых прекрасных храмов нашего города, полюбоваться Москвой с высоты Кадашевской колокольни и разделить с нами Пасхальную радость этого дня.
В программе:
- о колокольных звонах Москвы и о судьбе кадашевских колоколов рассказывает один из руководителей Общества Церковных Звонарей Константин Мишуровский;
- демонстрация колокольных звонов на звоннице церкви преподобного Иова Почаевского;
- знакомство с храмом Воскресения в Кадашах и подъем на колокольню с экскурсоводами Музея «Кадашевская слобода» и «Архнадзора»;
- сюрприз.
Начало первого сеанса в 12-00, начало второго сеанса в 13-30.
Сбор на территории храма Воскресения в Кадашах в Каминном зале Дома
священника. Адрес: 2-й Кадашевский пер., д. 7. Вход - со стороны
Кадашевского тупика.
Общественное движение «Архнадзор»: 8(916)6313610, www.archnadzor.ru
Общество Церковных Звонарей: www.zvon.ru
Вход свободный
Версия для печати