Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Карикатура как искусство и христианские темы. Блог арт-директора «Нескучного сада» Дмитрия Петрова

№0'0000 Общество  10.07.13 12:08 Версия для печати. Вернуться к сайту

Я сначала думал назвать блог «Христианская карикатура», но передумал. Этим прилагательным не стоит разбрасываться. Тем не менее у этого своеобразного искусства есть много тем так или иначе затрагивающих неофитство, обличение порока, модернизм, дарвинизм, антицерковные гонения большевиков, грехи, проблемы миссионеров, суеверия и другие подобные темы.

Обычно при слове «карикатура» на ум приходится что-то совсем несерьезное и мимолетное. И уж со словом искусство это мало вяжется.

Справедливости ради хочу сказать несколько слов в защиту жанра. В своих наилучших проявлениях карикатура требует мастерского рисования, точно продуманной композиции, а главное какой-то новой, интересной, сразу понятной всем идеи.

На стыке шаржа, карикатуры, книжной иллюстрации и классической гравюры работал знаменитый француз Гюстав Доре.

В его гравюре 1869 года «Неофит» горящий взгляд молодого монаха оттеняется карикатурной дремой и теплохладностью старших братьев.

Сам по себе жанр карикатуры довольно древний. Встречаются Египетские папирусы, в которых изображены животные, пародирующие деяния людей.

И впоследствии люди то и дело перемежали серьезные изображения смешными животными или сатирическими сценками из жизни.

В рукописях, украшенных миниатюрами, появились подобные же изображения: миниатюристы, большею частью монахи, рисовали для владетельных особ в молитвенниках (livres d’heures) священные и грешные мирские сцены рядом.

Вот сцена пира из Часослова королевы Иоланды. XIV век.

Особенна сильна традиция карикатуры в англоязычных странах – Великобритании и Соединенных Штатах.

Один из «пионеров христианской карикатуры» – американец доктор Эрнест Джемс Пейс

На карикатуре «Спуск модернистов» (1922 год) он нарисовал как бы «лествицу наоборот».

Критикуемые автором модернисты ступенька за ступенькой спускаются от христианства к атеизму. Промежуточными ступенями являются «сомнение в непогрешимости Библии», «неверие в чудеса» и другие.

Много обидных карикатур досталось биологу Чарльзу Дарвину от тогдашних защитников теории креационизма.


Вот этот рисунок 1871 года еще достаточно приличный – на нем мистер Дарвин хотя бы не изображен в виде обезьяны. Горилла жалуется: «Этот человек хочет раскрыть тайну моей родословной. Он говорит, что является одним из моих потомков». Мистер Берг (основатель общества по предотвращению жестокого обращения с животными) отвечает: «Позвольте, мистер Дарвин, как Вы могли так оскорбить его?»

Много и графически искусно рисовали карикатуры в русской эмигрантской прессе. Были они правда при этом довольно мрачные и желчные.

«Советское правительство запрещает религиозные обряды и уничтожает иконы и церковную утварь. Но оно установило самый продолжительный пост и увеличило количество крестов до безпредельности». Рисунок Mad’а для «Иллюстрированной России», выходящей в Париже. Выпуск № 7 (248) 1930 г.

Современные карикатуры в большинстве своем более лаконичные. Вплоть до примитивности.

“Беспроводной связью меня не удивишь, внучек! Ведь я молюсь 75 лет!” – карикатура американца Рэнди Гласбергена.


Художник Игорь Колгарев обращает внимание на то, как много вокруг рекламы греха.

Из современных авторов хочу также отметить болгарина Благо Мегалова, работы которого представлены на православном болгарском портале «Двери Православия (Двери на Православието)».

Карикатура «Соевый пост»

«Платок – защита от соблазна». Может помогать не только прихожанкам, но и прихожанам.

Незадачливые миссионеры: «Как же быть «ловцами человеков», когда не клюет?»

«Так габровцы борются с сектантами»

«Храм "Святая Положительная энергия"» - привет карикатуриста околоцерковным оккультистам.

Использованы материалы сайтов: wikidic.ru, guardian.co.uk, librarium.fr, glasbergen.com, k13.moy.su, dveri.bg