На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Как устроен храм: алтарь


Версия для печати
15.05.12, 10:53

Для прихожанина алтарь — это, наверное, самая загадочная часть храма: отгороженная иконостасом, с не всегда открытыми Царскими вратами. Как устроен алтарь и что там находится, рассказывают диакон Михаил ВОЛОДИН, клирик храма св. прп. Серафима Саровского в Кунцеве, преподаватель ПСТГУ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.

Зачем должен совпадать радиус алтаря и купола?

Если снаружи внимательно посмотреть на древние храмы, например на храм Спаса-Преображения в Переяславле-Залесском или Софийский собор в Киеве, то можно заметить, что форма алтаря и барабана, на котором находится главный купол, как правило, одинаковая (круглая или восьмигранная). И украшены эти две части храма одинаково: если на алтарной стене есть аркатурный пояс, он же есть и на барабане. «Алтарь и центральный купол храма всегда архитектурно связаны между собой, — рассказывает Андрей Анисимов. — Они являются частями одного большого символического целого, это образы Горнего мира. Эта взаимосвязь видна в том, что в древности алтарь и центральный барабан купола чаще всего имели один и тот же радиус. Единый радиус алтаря и барабана задает все пропорции храма. Храм начинают проектировать именно с них. Потом из их радиуса методом золотого сечения получается куб самого храма».

Главное, что совершается в храме, это Евхаристия, ради нее строится храм, поэтому и начинается создание храма с того места, где она совершается, где находится престол, — с алтаря. «В алтаре на престоле совершается Великая Жертва, находятся Святые Дары, — поясняет диакон Михаил Володин. — Здесь же на престоле лежит Евангелие (Благая весть), находится семисвечник — символ семи ангелов Божиих (см. Откр. 4, 5), это символ служения, поскольку ангелы служат Богу. Также святые отцы понимали семисвечник как символ полноты церкви в семи Таинствах. Престол — это центр алтаря, храма и всего мира, не геометрический, а сущностный».

Слово «алтарь» имеет латинское происхождение (лат. altar) и переводится как возвышенный жертвенник. В древности этим словом назывались места, где язычники приносили свои жертвы. «Место, где, как казалось человеку, он находит выход своему религиозному чувству, принося жертвы, ощущалось местом святым, местом встречи двух миров, — поясняет диакон Михаил Володин. — Но язычество, при всей его насыщенности этим чувством, обрядовой формой, было лишь напоминанием человеку о том, к чему устремлялось его сердце. Древний мир, перестав видеть за формой содержание, сохранил само ощущение того, что оно, несомненно, существует. Древние христианские храмы в катакомбах дают нам со всей ясностью почувствовать разницу между религией до и после Христа. Гробницы мучеников, служившие престолами для совершения Евхаристии — это уже место Самого Бога, потому что человек, соединивший себя с Богом, отдавший себя Ему до конца, являет Бога. Это уже не прообраз чего-то далекого, а реальность жертвы и победы Христа. Именно здесь у Гроба, начинается истинная религия, присоединение Богу, непосредственная связь с Царством Божиим и как цель — Богоподобие ».

С самого начала христианских храмов алтарь, как вместилище престола, был отделен от остальной части храма. «Такое отделение, — считает диакон Михаил Володин, — догматически четко выражало мысль о непостижимости Творца, отличного от своего творения. Алтарь — область Божия, место Его славы и величия, область недоступная, как сам Бог, но в то же время открытая для нас через Христа и Христом, область, область, в которую можно вступить только по Его благодати».

Куда выносят сор из алтаря


В храмах, построенных до XVIII века, в апсиде часто делали только два окна, расположенные так, что остается место для третьего — по центральной оси храма. «Казалось бы, исходя из архитектурных приемов, основным должно быть окно, выходящее на восток, — рассуждает Андрей Анисимов. — Но в древних храмах так делали не всегда. На месте этого окна — горнее ( слав. высокое ) место, там стоит специальный трон, на котором в определенные моменты службы сидит архиерей. Над горним местом обычно находится икона Господа. Чаще всего это икона Воскресения или Спас на троне».

Снаружи в этом месте чаще всего располагается храмовая икона, но бывает и Троица, образы Богородицы или крест. Во время крестного хода для чтения Евангелия делаются остановки с каждой стороны храма и у алтаря. «Поэтому около алтаря оставляется специальная площадка, — говорит Андрей Анисимов. — По современному Своду правил (государственный документ, регламентирующий нормы построения храмовых зданий) она имеет ширину около шести метров».

В церковной архитектуре была и другая традиция — с тремя окнами в алтаре, одно из которых выходит именно на восток. И это не случайно, потому что восток — символ Христа. «Утром, на рассвете, когда по уставу служится утреня, а затем литургия, солнце насыщает алтарное пространство и тогда словно вся природа участвует в богослужении», — поясняет диакон Михаил Володин.

Снаружи алтари бывают разных геометрических форм: шестигранные (деревянные храмы, храмы свт. Алексия, митр. Московского и Тихвинской иконы Божией Матери при Пятой градской больнице в Москве), квадратные (храм Христа Спасителя), но чаще всего они полукруглые. В древней архитектуре круглые алтари были трехчастными, с тремя полукруглыми завершениями (апсидами). В северной части алтаря совершается проскомидия ( первая часть литургии , во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства Евхаристии), там находится жертвенник. «Жертвенник, служащий для приготовления Святых Даров, знаменует собой предуготовление Спасителя к Его Голгофе, но в то же время и саму Голгофу, — объясняет диакон Михаил Володин. — Над Жертвенником, как правило, находится икона Положения во Гроб или Рождества Христова, и не случайно древняя ее иконография изображает младенца Христа не в яслях, как мы привыкли видеть, а именно на Жертвеннике, что показывает нам цель Боговоплощения. Многое в храме, жизни Церкви символично, но эта символичность — реальна, наполнена Бытием». Южная часть алтаря — ризница, где хранятся литургические облачения и богослужебные книги.

Принцип трехчастного разделения алтаря сохраняется и сегодня, но далеко не всегда он бывает оформлен архитектурно. В небольших или построенных после XVI века храмах алтарное пространство объединено с пространствами жертвенника и ризницы.

Кроме символических в алтаре есть чисто практические вещи. Например, вытяжка для кадила. Андрей Анисимов: «Вытяжка необходима для выхода дыма и пепла от кадила, а также в качестве противопожарной безопасности. Например, в древних храмах вытяжки делались очень красиво, устраивались такие шкафчики-печурки. Обязательно должен быть рукомойник, потому что омовение рук входит в чинопоследование Божественной литургии. В начале проскомидии при облачении в богослужебные одежды священник и диакон в алтаре омывают руки в знак душевной и телесной чистоты, с которой они приступают к служени ю литургии . Эти рукомойники тоже раньше делали очень красивые — впрочем, как все предметы церковного обихода. Мы в Коломне нашли рукомойник XVI века в виде чаши-ракушки и повторили его в белом камне, когда строили храм в Малоярославце».

Все предметы алтаря: жертвенник, священные сосуды, иконы, облачения — освящены участием в великом Таинстве Евхаристии. Поэтому даже уборка алтаря заканчивается тем, что вся грязь, пепел, вода, обрывки бумажек, то, что в обычной жизни мы просто выбрасываем, сжигается или закапывается в непопираемом месте ( колодц е или ино м закрыто м от хождения сверху ногами ), которое есть при каждом храме.

Ирина РЕДЬКО

Версия для печати

Тэги: Храм 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.