Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Как сделать свечки бесплатными

№0'0000 Жизнь в Церкви  13.01.12 17:32 Версия для печати. Вернуться к сайту

Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев выступил с критикой потребительских отношений между клиром и мирянами в православной Церкви. В его статье для НС обсуждается возможность сделать все требы в Церкви по-настоящему бесплатными, установить фиксированное членство в приходе и перенести бремя ответственности за материальное состояние прихода на самих прихожан. «Нескучный сад» проводит опрос активных прихожан: готовы ли они содержать свой приход.



Михаил Шляпников, фермер и общественный деятель:
— Отменить плату за требы, и сделать прихожан ответственными за состояние прихода — это идеальное решение, так и должно быть. Но сегодня осуществить его невозможно чисто технически. Прихожане сегодня есть, а завтра их уже нет, и деньги у прихода сразу кончились. А крепкая община и совместное содержание прихода – так раньше и было: вместе обедали, вместе и хозяйство содержали. Может быть, для деревенского прихода такой вариант еще пройдет, но там с деньгами будет беда. В городском будут деньги, но там беда с прихожанами — ротация. Если говорить лично обо мне, то я бы согласился нести за приход финансовую ответственность. Разумеется, при подборе в приходской попечительский совет соответствующих ответственных людей. Более того, мы бы и свои придумки придумали. Такие, до которых батюшка не додумается: содержание церковного кладбища, содержания церковного пруда с рыбками, собаки, сада, пчелок.

Андрей Хвесюк, лидер движения Сопротивления убийству детей:
— Вопрос многогранный. Я перечислю три его аспекта. Во-первых, это отсутствие соответствующей культуры. Вот в протестантских общинах десятину собирают жестко. И там не забалуешь — ты четко декларируешь доход, и четко вносишь свою лепту. Поэтому у них и не возникает проблем с торговлей свечами. Мы же недобираем деньги и стараемся добрать их за счет свечей в лавке и тому подобного. Эта недостаток церковной культуры и сознательности. Нужна сознательная и неукоснительная жертва десятины — тогда и торговать не понадобиться. Эту церковную культуру надо взращивать. А пока человек будет думать, что он купил трехкопеечную свечку и все, свободен, у нас приход выжить не сможет.

Второй аспект – человек должен понимать, на что он вообще жертвует. У нас абсолютная непрозрачность приходских и церковных финансов. На мой взгляд, это зло. Хотя это вопрос дискутируемый. Просто человеку тяжело жертвовать, если он не знает, куда идут его деньги. Отсюда и мифы про «попов на мерседесах». Хотя это тоже не совсем правильный подход – ведь человек жертвует на храм, руководствуясь религиозным чувством, а не прагматическим. Но и руководство прихода не должно злоупотреблять этим долгом верующих. И если финансы будут прозрачными, то это будет только во благо Церкви.

И третье. Мне кажется, что если Церковь в ближайшем будущем не начнет массово заниматься социальными проектами, то люди начнут либо просто тихо уходить из Церкви, либо нас начнут резать – такие настроения существуют. На каждом приходе должен быть пусть какой-то маленький, но соцпроектик со своим бюджетом. Люди должны знать, что Церковь это не «вещь в себе». Что есть некий практический «выхлоп» от нашей духовности. «По делам их узнаете их», – говорит Господь. Если у нас нет добрых дел, то значит, что у нас что-то не так.

Подвожу итог. Мы имеем прямую заповедь отдавать десятину. Церковь не должна злопотреблять этой обязанностью простого прихожанина. Для этого система должна становиться прозрачной, чтобы люди понимали, что они не только на зарплаты священников отдают деньги, но и еще на что-то, какой-то социальный проект. Конечно, все это — праздные размышления, я не искушен в этих вопросах. Но все-таки то, что у нас социальных проектов по сравнению с числом прихожан ничтожно мало, это нехорошо. И мы по этой позиции проигрываем тем же протестантам. Плохо, что люди для себя считают нормальным, что они пришли в воскресенье в храм и потом ушли, и на этом их православность закончилась.

Михаил Насонов, руководитель информационно-издательского отдела Архангельской епархии:
— Лично я готов на постоянной основе помогать храму. А если говорить о самой идее отмены пожертвований за требы, то она не везде осуществима. У городских приходов обычно есть несколько богатых благотворителей, которые могут их без проблем содержать. Но в деревенских храмах ситуация иная. Сельский храм, как правило, убыточный, и никаких серьезных благотворителей у него нет. Пожертвования за свечки, требы и т.п. позволят хоть как-то сводить концы с концами. Это приходится делать в связи с несознательностью многих крещеных людей. Они считают, что не обязаны помогать Церкви, а Церковь им кругом должна. Кстати, у нас в епархии Владыка благословил в городских храмах отменить какие бы то ни было фиксированные размеры пожертвований.

Наталья Миллер, дизайнер, владелец мастерской :
— Я считаю, что полезно будет организовать членство в приходе по примеру Запада. Там записывают в приходскую книгу и платят налог. Таинства тогда можно будет, действительно, совершать за добровольные пожертвования. А вот работа все-таки должна оплачиваться. Платить за преподавание в воскресных школах и социальную работу моглобы, например, государство. Это бы помогло избежать обвинений в «продаже свечей», и прочего. Лично я наверное готова сотрудничать по такой схеме. Но проблема в том, что мы ходим в несколько храмов.

Кирилл МИЛОВИДОВ



Смотрите также: Материальная Церковь: какой была финансовая основа Русского Православия