«Скорей бы уж кончились эти каникулы, сколько можно пить?» «Как не выпить, зачем тогда праздники! — Разность мнений показывает, что где одному расслабление, там другому напряжение. Договориться получается не всегда. Есть радикальный путь — справлять Новый год без алкоголя. Радикалы не страдают от алкогольной зависимости и не являются родственниками страдающих от нее. Просто им не хочется быть соблазном для ближнего.

Текст: Валерий ДОРОНКИН, член рабочей группы Общественной палаты РФ по совершенствованию антинаркотической политики и реформе системы наркологической помощи.
— Когда я был директором больницы им. Святителя Алексия, я заметил, что перед Новым годом число больных у нас резко сокращалось. Все, кто мог, старались выписаться раньше положенного срока, чтобы провести Новый год дома. А вот после праздников больных заметно прибывало. Особенно обострялись болезни, связанные с печенью, поджелудочной, в народе о таких пациентах говорится: «перебрали». Так что праздник я видел с изнанки.
Апостол Павел заповедал: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял» (Рим.14:3). Конечно, мне скажут, что есть те, кто умеет пить понемногу, культурно. Но вот какое было сделано наблюдение: многие культурно пьющие и становятся соблазном для детей и молодежи. Церковно-общественный совет по противодействию алкогольной угрозе под руководством о. Тихона (Шевкунова) снял фильм, где был показан эксперимент, проведенный психологами: в ясельной группе детского сада детей попросили поиграть в праздник. Дети поставили столы, стулья, на столах расставили чашки, взяли кегли, поставили их в центре стола и начали из них «наливать» друг другу, самим себе, а потом чокаться. Действия детей показывают, что они растут в культуре, где алкоголь — главный атрибут праздника. Они видят, что все в праздник: и гости, и веселье, и общение строится вокруг застолья, где главное — крепкий алкоголь. Нет алкоголя вина — нет веселья. И если у ребенка есть предрасположение к алкогольной зависимости, конечно, для него все это будет соблазном.
Возможно, кто-то скажет, что дети увидели и передали лишь внешнюю сторону праздника, где алкоголь — просто символ, за которым стоит искренняя радость встречи с интересными разговорами и глубокими темами. Но всегда ли все это есть? Исследователи химической зависимости пришли к выводу, что алкоголь является заместителем, подменой главного смысла и подлинного содержания в жизни человека. Если у человека такой смысл найден, если у него есть настоящие ценности — отношения с Богом, есть люди, которых он любит, которые любят его, понимание, зачем ему дана его жизнь, вино не станет главным героем праздника, будет лишь «веселить сердце», как сказано в Писании. Но если таких ценностей нет, тогда человек с помощью алкоголя будет «запивать» пустоту своей жизни, уходить от нее в мир иллюзий или ложного утешения. В этом случае риск того, вино из атрибута станет главным героем, довольно высок.
К сожалению, в настоящее время трезвость не воспринимается обществом как нравственная ценность, а пьянство – как большое зло. В то время как более 2,5 миллионов наших сограждан состоят на учете как алкоголики, а около полумиллиона ежегодно преждевременно умирает от причин, связанных с последствиями употребления, я считаю своим долгом христианина возрождать в обществе отношение к трезвости как нравственной ценности и быть примером трезвой жизни, по слову апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).
Я в своей жизни встречал немало бизнесменов, ученых, политиков, даже артистов, которые абсолютно не принимают алкоголь. И никакие это не больные и не маргиналы. Просто у каждого есть свои причины. Например, известные дрессировщики братья Запашные совершенно не принимают алкоголь, потому что это связано с их работой — один из их родственников-дрессировщиков пострадал от того, что вошел в клетку со зверем на очередной день после того, как культурно выпил.
Поэтому желание некоторых православных встретить праздник в более духовной обстановке (помня заповедь ап. Павла о неосуждении) я могу только приветствовать. Когда мы с друзьями после ночной литургии под Новый год ходили на спокойные трапезы без вина, мы воспринимали петарды и взрывы за окнами храма, пьяные выкрики как какую-то вакханалию. А храм и молитва в нем для нас были тихим островом в сумасшедшем мире.