Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Иоанн Предтеча: «проповедник Христова истощания»

№0'0000 Жизнь в Церкви  06.07.13 10:14 Версия для печати. Вернуться к сайту

В стихире Иоанну Предтечи службы его Рождества говорится о том, что он проповедал «Христово к человекам истощание», которое и сам разделил: «Ему должно расти, а мне умаляться». Зачем умалялись Бог и великий пророк? В чем здесь смысл для христиан? Отвечает священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ.

Иоанн Предтеча

Глаc 8
О, преславнаго чудесе!
Проповедавый Христово к человеком истощание
превыше показует всех Того гласом
и рождшия разрешает неплодие
силою Божественною
и Захариин язык.
О, великих Твоих чудес, Владыко!
Имиже, Христе,
спаси чтущия Твоего великаго Предтечу.

Греческий текст
Ὢ τοῦ παραδόξου θαύματος!
ὁ προκηρύξας Χριστοῦ,
πρὸς ἀνθρώπους τὴν κένωσιν,
ὑπεράνω δείκνυται,
πάντων αὐτοῦ τῇ φωνῇ·
Καὶ τῇ τεκούσῃ λύει τὴν στείρωσιν,
δυνάμει θείᾳ καὶ Ζαχαρίου φωνήν·
ὢ τῶν μεγάλων σου, θαυμασίων Δέσποτα!
δι' ὧν Χριστέ,
σῶσον τοὺς τιμῶντάς σου,
τὸν μέγαν Πρόδρομον.

Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
О, необычайное чудо!
Провозгласивший к людям пришествие Христа и умаление
указывается, как всех высший, гласом Его
и разрешает силою Божественною
родившей бесплодие и Захарии язык.
О, великие Твои чудеса, Владыка!
Ими, Христе, спаси почитающих
Твоего великого Предтечу.

Эта стихира – одна из стихир на стиховне (на утрене) службы Рождества Иоанна Крестителя. Нам хотелось бы обратить внимание прежде всего на те ее строки, которые расположены ближе к началу: «Провозгласивший к людям пришествие Христа и умаление указывается, как всех высший, гласом Его…» Здесь в первую очередь имеются в виду слова Предтечи о Христе, приведенные в Евангелии апостолом Иоанном Богословом: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин 1:29–30); – и слова Спасителя о Предтече: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11).

Но в самой стихире употреблено слово «умаление» (по-гречески – кеносис). Этот слово, ставшее богословским термином и означающее добровольное уничижение Сына Божьего, восходит к фрагменту из послания апостола Павла, который часто читается на службах, посвященных Богородице: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил (греч. экеносен – Ф. Л.) Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил 2:6–8).

Не вдаваясь в богословские глубины относительно самоограничения Бога-Сына в отношении собственного всемогущества и всеведения, напомним более очевидные и, быть может, более насущные вещи: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45). Кажется, нам, христианам, стоит почаще вспоминать эти слова нашего Учителя, когда нам начинает казаться, что на нас не так посмотрели или что нам кто-то что-то должен – лишь на том основании, что по некоторым данных у нас в стране 80 % православных.

Христос не учит нас брать количеством – напротив, он говорит: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» – конечно, Царство, которое не от мира сего (Ин 18:36), не от мира, во зле лежащего (см. 1 Ин. 5:19). Накануне страданий, в последней беседе с учениками он вновь считает необходимым напомнить о важности служения – не господства и превосходства над другими, а служения – в том числе тем, кто ниже тебя в иерархической лестнице: «…если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13:14–15). И, как мы знаем, Он действительно подал пример служения, пример самоумаления – и прошел свой путь до конца.

Подобный путь прошел и Предтеча. Проводя жизнь в течение многих лет в строжайшей аскезе (Мк 1:6), он засвидетельстовал верность проповедуемому им учению смертью мученика. Умалившись, как и Сын Божий, здесь, на земле, он стал поистине великим в Царстве Небесном.