Фотографирование детей – самое обычное занятие у родителей, но качество снимков любимых детей не всегда нас удовлетворяет. О том, как сделать «правильную» детскую фотографию рассказывает фотограф Георгий РОЗОВ.
Г.Розов: «На фотографии внук»
Известный фотограф, автор книг по искусству фотографии и в течение многих лет фоторепортер журнала «Огонек» Георгий Розов начинал свой профессиональный путь с работы в Комбинате бытового обслуживания – снимал детсадовцев и школьников. До сих пор он считает съемку детей – одним из самых сложных видов работы фотографа. Но миллионы мам и пап ежедневно занимаются этим «тяжелым трудом». Правда, результаты порой оставляют желать лучшего. Почему ежедневных тренировок, знания детских привычек и любви не всегда достаточно для получения хорошей фотографии? Вместе с Георгием Дмитриевичем мы попытались разобраться в этом.
Объективно оценить
«Каждый день современный человек видит по меньшей мере 300-400 фотографий, - говорит Георгий Розов. – И чтобы именно под вашей фотографией было много «лайков» в Фэйсбуке, надо не просто картинку снять, надо чем-то удивить зрителя».
Для любого художника очень важно умение самому удивляться и восхищаться. Смог восхититься – результат на холсте, смог прочувствовать красоту – на кончике пальца донес свое ощущение до спусковой кнопки камеры. Этого восхищения у мам и пап предостаточно, ведь для каждого родителя его ребенок самый лучший, самый красивый, самый удивительный, а на фотографии почему-то все как-то не так. Вернее сказать, для них-то, родителей, все так: самый-самый-самый. Но выложенная в социальной сети фотография получила всего несколько «лайков», и, когда семейный фотоальбом листает подружка, вовсе не слышится: «Вау!»
«У каждого человека свое лицо, не такое, как у другого, и у каждого человека есть какое-то положение головы по отношению к объективу, при котором это лицо выглядит красиво. И для начала надо научиться понимать, что такое красиво-некрасиво, симметрично-ассиметрично, и находить это положение, – говорит Георгий Розов. – А если родителям достаточно того, что их дети – самые красивые, все замечательно: они снимают, как получается, и счастливы».
Это, конечно, не значит, что родители никогда не смогут снять своих детей хорошо. У самого Розова вся первая книга по теории фотографии заполнена фотографиями любимого внука. Но он профессионал. А вот родители должны правильно оценить свои силы и возможности.
Г.Розов: «Таких картинок у моего друга не получается».
«У меня есть один знакомый, - рассказывает фотограф, - который раз в несколько лет приглашает меня снимать его семью. Это очень образованный и талантливый человек, более того, он биолог и фотограф-любитель и красиво снимает цветочки. Но у него не получается снимать людей. То есть, он делает неплохие фотографии своих детей, но иногда приглашает профессионального фотографа, понимая, что вот таких картинок у него не получится».
Добиться естественности
«Бывает, ребенок садится спокойно, смотрит в камеру, но на лице его напряжение, ожидание, что «сейчас вылетит птичка, - делится опытом Георгий Розов. – Тогда надо переключить внимание ребенка, чтобы он оторвался от своих мыслей о предстоящей съемке. Можно просто говорить какие-то глупости, например: сколько будет кважды-ква? Если это первоклассник, то он начинает думать, что же это такое. И вот пока до него доходит, что это была шутка, у него на одно мгновение делаются умные глаза – и в этот момент можно снять его с естественным выражением лица. А через еще мгновение он уже улыбается беззубым ртом, потому что молочные зубы выпали. Тут уже надо выбирать снимать или нет, потому что может быть смешно и интересно, а может – наоборот».

Г.Розов: «Когда мамы и папы сами снимают своих детей, не надо придумывать всякие хитрости, чтобы ребенок привык к присутствию фотографа».

«Даже при родителях, поняв, что сейчас их будут фотографировать, дети могут начать кривляться, нарочито позировать и вести себя совсем не так, как обычно».
Девочку фотограф просит поправить юбку, и когда она поднимает глаза, то на секунду из взгляда уходит излишнее кокетство. Мальчика – рассказать о своей собаке или любимой игрушке и схватывает выражение увлеченности. Впрочем, родители и без фотоаппарата делают это каждый день. А дальше – надо не мешкать: не зря же говорят, что фотограф, как пианист, должен уметь не глядя, не задумываясь управлять своим инструментом.
Г.Розов: «Это мой внук в школе. Типичный школьный портрет тех лет»
А вот если ребенок с любопытством смотрит на камеру, то тут как раз легче профессионалу: «Если ребенок лезет смотреть, что это там делается, я обычно беру с собой на съемку и даю ему какой-нибудь старый фотоаппарат, который не жалко. Через 15-20 минут ему надоедает, и он начинает заниматься своими делами, - рассказывает Георгий Розов. Родителям же за неимением подобных расходных материалов надо что-то сочинять. Но, с другой стороны, если вы много фотографируете, то, наверное, ребенок к камере уже привык. Так, например, внук фотографа Розова вообще на съемку в детстве не реагировал, потому что «родился рядом с фотоаппаратом».

Г.Розов: «Главное – никогда не надо заставлять ребенка позировать. Ребенок – не актер. И стоит сказать ребенку: а ну-ка, сделай умное лицо, - смеется Георгий Дмитриевич, - и мы получаем нечто невообразимое».
Выбрать фон
Помимо старенького фотоаппарата для любопытного ребенка профессионал также берет с собой на съемку фон. А что делать родителям, у которых специальных фонов нет, а есть квартира, в которой не все идеально: старые обои, громадина-стенка советского образца, коробки для переезда на дачу – да мало ли что еще…



«Я нахожу какие-то уголки гармонии объекта и фона среди хаоса, который меня окружает», - говорит Георгий Розов.
Среди хаоса? Что же, дом, где есть дети, обречен на хаос?
«Нет-нет, просто вокруг нас – 360 градусов, - поясняет фотограф, - и когда мы делаем картинку, мы выделяем что-то из огромного мира, ограничиваем пространство, выбираем конкретный кусок, потому что он нам чем-то понравился, показался интересным, красивым. Не потому, что все в кадр «не влезет», а потому, что хотим запечатлеть что-то конкретное».
Итак, значит, в любом пространстве можно найти уголок для съемки. А дальше, надо правильно соотнести объект и фон.


«Частая ошибка, - рассказывает фотограф, - снимаете вы своего ребенка возле Пизанской башни. Не башню с площадью, а именно его. Потом смотрите на снимок и поражаетесь: ребенка-то нет – на огромной площади стоит Пизанская башня и маленькая точечка. На самом деле, ребенка надо было поставить в метре от фотоаппарата, и он получился бы большим, и на снимке было бы много ребенка и мало Пизанской башни».
Отключить авторежим и набраться терпения
«Очень многие люди, когда фотографируют, включают полностью автоматический режим со вспышкой – свет падает от камеры на объект и получаются так называемые «блины»: снимки плоские, с одинаково пересвеченным передним планом, где белые, залитые светом лица и черный фон», - рассказывает Георгий Розов.
Чтобы не «блины печь», а делать хорошие фотографии, для начала необходимо отключить автовспышку. «Автовспышка – это первое зло, с которым надо бороться, - говорит фотограф. – Ее надо включать только тогда, когда деваться некуда – необходимо запечатлеть какой-то момент как факт, а света мало. В других случаях надо постараться создать нормальное освещение, а вспышку направлять в потолок или в стенку, чтобы отраженный свет давал тени».
Чтобы сделать хорошие фотографии, десяти минут недостаточно. «Когда у меня заказывают съемку, в среднем на работу на месте уходит где-то часа 4, - рассказывает фотограф. – А в школах и садиках на это минуты уходят: в классе 40 человек, урок – 45 минут. За две смены по шесть уроков доводилось по человек 450 снимать. Такая съемка – продуманный технологический процесс, вплоть до того, что стул к полу привинчен, чтобы от камеры до ребенка расстояние не менялось. А если снимать ребенка в естественных условиях, то часто приходится часами «охотиться». Бывают, конечно, дети, которые сидят себе, играют – подходи и снимай, но редко. А просить ребенка что-то изображать – бесполезно: он кто угодно, только не артист».
Выбрать и отретушировать
Когда фотосессия закончена, начинается самое сложное. Не стоит пренебрегать обработкой материала в пользу реалистичности. Фотография – в любом случае всего лишь двухмерная картинка, а не сама жизнь.
Кстати, если фотография черно-белая, то после автора придется потрудиться еще и зрителю. Если цвет – это особый мир, который надо чувствовать и которым надо уметь пользоваться, то черно-белая фотография, ограниченная оттенками серого, предлагает раскрасить картинку тому, кто ее рассматривает: каким был ребенок – загорелым или нет, пальма позади него, наверное, зеленая, а море? Одна из сильных сторон черно-белой фотографии состоит в том, что зритель может своей фантазией сделать ее красивой в соответствии со своими представлениями о мире.
«Отбор файлов и ретушь могут занимать времени в 5-6 раз больше, чем сама съемка, - рассказывает Георгий Дмитриевич. – Труднее всего выбрать, что хорошо, а что плохо».
Если это трудно для профессионала, то что уж говорить о начинающем фотографе. Даже если ему удалось сделать несколько на самом деле удачных кадров, среди нескольких сотен снимков он их может не заметить. «Даже если ты случайно снял шедевр, но у тебя нет представлений о том, какой должна быть фотография, ты просто не поймешь, что сотворил. Вот в чем проблема», - вздыхает фотограф.
Учиться
Первое и главное пожелание Георгия Розова всем, кто желает хорошо фотографировать своих ли детей, пейзажи или что угодно еще – учитесь!
«Сделав фотографию мамы с ребенком, удивить чем-то новым вы, скорее всего, никого не сможете, – уверен Георгий Розов. – Образ этот существует тысячелетия. Значит, снимать надо так, чтобы было очень красиво и как-то необычно, и необычность эту люди почувствуют непременно. Для этого надо знать язык фотографии и овладеть не тремя словами, а большим словарным запасом. Значит, если ты хочешь хорошо снимать – иди и учись».
Нужно время, нужно приложить усилия. «Но, - успокаивает знаменитый фотограф, - на самом деле, это не такая уж сложная наука». Георгий Розов вспоминает, как показывал свои первые снимки профессионалам и получал довольно резкую критику, как браковал стопки фотографий на своей первой фотоработе.
Надо читать, посещать музеи, выставки, изучать 200-летний опыт фотографии и пробовать. И почему бы не сделать фотографию своим серьезным хобби? Кстати, хобби – без отрыва от детей.
