Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Евангельское чтение: кому уготованы первые места в Царстве Небесном?

№0'0000 Жизнь в Церкви  19.04.13 14:50 Версия для печати. Вернуться к сайту

Апостолы Иаков и Иоанн попросили Христа, когда Он придет во славе, дать им сесть по правую и левую Его руку, то есть быть ближе к Богу, чем все остальные. Остальные десять апостолов осудили братьев за гордость. А что же Господь?

32Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что' будет с Ним: 33вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
35Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
36Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
37Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
38Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано.
41И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо'льшим между вами, да будет вам слугою; 44и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Евангелие от Марка, 10:32-45

Комментирует иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма св. блгв. цар. Димитрия (Москва):

— Весна вступала в свои права. И все получало право на жизнь, на воздух, на солнечное тепло. И я имею право на эту красоту природы, на уважение людей, на милость Бога. Вместе с весной во мне утверждается жизнь.

Все правильно: тепло побеждает холод, добро побеждает зло, Бог исцеляет болезни, пост побеждает страсти, а где-то впереди уже светится, торжествующе сияет будущая жизнь, где вообще нет ни слез, ни воздыхания. Мы идем вместе со Христом, как некогда апостолы. Вслед за Ним постимся сорок дней. Взирая на Его Крест посреди храма, нам легче терпеть нападения бесов, и искушения от наших похотей. Это такая война. Да: «И оплюют Его, и убиют Его…». Но победа нам обеспечена, ибо с нами Сам Бог.

Мы готовы еще что угодно претерпеть, но потом, после победы, в вечной славе, дай нам остаться также рядом с Тобой, ближе всех, как сейчас. Рядом с Тобой не может быть плохо. Не два же места рядом с Богом бесконечным, только для апостолов Иоанна и Иакова! Чашу страданий и предательства мы готовы испить до конца. Крещением мученической смерти, в своей крови, мы не испугаемся креститься. Почему же Ты не обещаешь нам быть ближе всех во Царствии Твоем? Не от Тебя – Сына Божия зависит? А кому уготовано? Кому же уготовано?

(Дальше читать, наверное, следует лишь тем, кто действительно хочет быть вблизи Христа в Царстве Его. Потому что большинство даже верующих людей боится вечной жизни, не понимает ее радости, хотело бы быть, конечно, не в аду, но и не в центре этого Великого Вечного богослужения. А где-нибудь с краешку, где спрос не такой большой, и можно присесть на скамеечку… А свой страх святого и святости можно скрыть обвинением в гордыне слишком «рьяных», как десять апостолов, ставших осуждать сынов Зеведеевых. Так вот: дальнейшие слова для них, для Воанергес.)

«Я, — как бы отвечает им Господь, — среди вас тоже Сын Человеческий. Я пощусь, как сын человеческий, страдаю, как сын человеческий, нуждаюсь в поддержке и дружбе, как сын человеческий. Как же сын человеческий кого-то посадит на лучшие места в царствии Небесном? Я не военноначальник, Я – слуга, Я раб посреди вас, исполняющий ваши требования и просьбы, хотя это и просьбы об исцелении и прощении. Я ради вас обнажаюсь в Иордане, преломляю хлеб, несу на плечах Крест на Голгофу. Не Я побеждаю, побеждает разбойник. Но для Меня (и для вас тоже – поймите) блаженство и счастье – быть жертвой, быть рабом, быть сыном человеческим. Кому уготовано лучшее место во славе? Не вам, а разбойнику. И это сущность Божественного бытия – оскудевать ради другого в любви. Кого спасу? Того, кто пока еще далек от Бога, – разбойника. А нам с вами предлежит путь до самого ада, да и других разбойников оттуда изведем».

Весна вступает в свои права. Надо растопить снег под теплыми лучами солнца и напоить все травы и цветы. Прогреметь громом, призывающим к покаянию, и затихнуть, когда люди обратятся. Теперь я знаю, что главное мое право – быть рабом, быть жертвой. Главное мое право, мое счастье, смысл жизни – отдать свою жизнь.