Что сегодня влечет к монашеству европейцев и американцев и как встречи с архимандритом Емилианом (Вафидисом) и старцем Паисием перевернули жизнь богослова-интеллектуала из рода Голицыных, закончившего Беркли и Оксфорд, рассказывает епископ Толедский и Болгарский Александр
Епископ Толедский и Болгарский Александр (Православная Церковь Америки) — потомок князей Голицыных. Он родился в Калифорнии в городке Тарзане, закончил Беркли и Свято-Владимирскую семинарию, затем пост-докторантуру в Окcфорде у митрополита Каллиста (Уэра), написал диссертацию о Дионисии Ареопагите, по-русски не говорит, немного понимает.
Он настоящий американский интеллектуал с Западного побережья: у него очки в тонкой оправе, он носит джинсы и кеды, у него мягкие, очень естественные манеры и яркий набоковский английский (вы ниже прочтете про "веер гейши").
Но он говорит, что весь его интеллектуализм был наголову разбит несколькими судьбоносными встречами на Афоне — с игуменом монастыря Симонопетра Емилианом (Вафидисом) и старцем Паисием Святогорцем.
Кстати, недавно мы писали о "Житиях святых", изданных Сретенским монастырем. Владыка Александр хорошо знает их составителя — отца Макария из монастыря Симонопетра, бывшего французского левого интеллектуала. Писали об отце Плакиде (Дезее) — владыка присутствовал при его крещении на Афоне.
— Владыка, что сегодня влечет к монашеству европейца или американца?
— Обращение в Православие может показаться странным, в особенности для тех, кто вырос в Европе или в Америке. культура этих стран ценит прежде всего напористость, успех.
Тех людей из развитых стран Европы, Америки и, возможно, Японии, Китая, влечет к нам от изобилия и комфорта. Их привлекает Традиция, хотя это не то слово, которое сегодня в Америке считается хорошим. Инновация, креативность — это слова хорошие, а традиция это что-то косное, устаревшее, то, что мешает.
Правда, отсутствие традиции порождает в некоторых людях ощущение пустоты. И если они совершенно светские, то они в начале приходят к евангелистам. А вот уже потом они начинают рассуждать так: "Вот я обратился ко Христу, я начал читать Священное Писание. Есть ли что-то большее?" И тогда некоторые начинают вчитываться в Писание.
Например, таким путем шел один из наших епископов, несколько месяцев назад умерший. Он когда-то был баптистом и потом рассказывал: "Я пришел в Православную Церковь, читая Библию. Она говорит о Церкви много, но той самой новозаветной Церкви я не нашел в своих сообществах, хотя они и говорят о себе как о евангельских христианах. Я стал искать, а где же есть непрерывное преемство от той самой древней Церкви. И, так сложилось, что я нашел греческую церковь, пришел туда и понял, что здесь и есть Церковь с большой буквы, Церковь апостолов и святых Отцов."
Мне кажется, этот путь типичен. Но вы спрашиваете о монашестве. Конечно, таких людей еще меньше. Это те, кому особенно важно ощутить эту традицию во всей полноте и кто в конце концов встречает человека, просвещенного Богом, который и приведет его к монашеству, потому что монашество - это сердце Православия. Так было 1700 лет, от прп. Антония Великого и до прп. Серафима и до старца Иосифа Исихаста и Паисия Святогорца.
Так было и у меня. Я вырос в Америке, я учился в Оксфорде. И однажды я задал вопрос самому себе: "Где все это сегодня? Все эти чудесные вещи, о которых я читал, истории обожения, видения Бога, преображения человеческого естества. Как все это происходило в древности? Есть ли такие люди сегодня? Мне нужно поехать и найти их".
И я поехал в Грецию, где провел два года у местного епископа. В это время я и побывал на Афоне. И таким просвещенным человеком для меня стал отец Емилиан (схиархимандрит Емилиан (Вафидис), игумен монастыря Симонопетра). Я был не один "западный" человек в Симонопетре. Были французы - отец Плакида (Дезей) и его спутники, отец Макарий, был англичанин, немец...
— Что вам запомнилось?
— Я приехал в Фессалоники к другу, который был священником при местной школе. Он мне сказал: "Я тут собираюсь взять с собой в паломничество на Афон своих учеников, присоединяйся к нам". Я согласился. Монастырь Симонопетра был не первым на Афоне, который я посетил.
Предыдущие были очень типичны для Святой Горы тех лет: несколько стариков-монахов, часами поющих "Кирие елейсон", довольно гнусаво. Это был далеко не эстетический опыт.
А потом я попал в Симонопетра, где служба оказалась красивейшей: все четко, уставно, слаженный хор превосходно исполнял византийские песнопения. Это было чудо! Кругом молодые монахи: веселые, жизнерадостные, умные.
Но вот отец Емилиан (Вафидис) меня в первый раз совсем не впечатлил. Какой-то пухлый, небольшого роста грек... протягивает всем руку для поцелуя. Да ну, не буду целовать ее, решил я, я столько раз с этим сталкивался, что уже надоело.
Я по-прежнему жил в Фессалониках и раз 5-6 съездил на Афон, оставаясь там то на 2-3 дня, то на неделю. Постепенно я все ближе сходился с отцом Емилианом.
И вот уже в конце того года мой епископ из Сан-Франциско написал мне: "Возвращайся и стань диаконом. О диссертации не волнуйся. Пока оставь ее". Это звучало соблазнительно, и я пошел к отцу Емилиану.
Я сказал: "Мне нужно сделать выбор, каков будет Ваш совет?" Я надеялся, что он мне просто скажет: "Поезжай. Бог благословит". А вместо этого он сказал: "Ну, если ты уедешь, то никогда не закончишь диссертации, она будет преследовать тебя всю жизнь. Ты напиши епископу: "Подождите год, владыка" А сам приезжай ко мне в монастырь и живи здесь, пиши диссертацию. Тебе не придется ни о чем беспокоиться. Нужна будет бумага, дадим. Пишущую машинку — тоже дадим. Ботинки дадим. Живи с нами, пиши".
Я так и поступил, и это изменило мою жизнь. Оставшись в монастыре, я смог увидеть весь строй жизни братьев, построенный вокруг богослужения — Божественной Литургии и келейного бдения: причащения Св. Таин, покаяния, иисусовой молитвы и чтения святых отцов. Как только я стал входить в ритм этой жизни, мне стало яснее и о чем следует писать в диссертации. Дело в том, что занимался я Дионисием Ареопагитом, но никак не мог понять, как же сделать связное исследование. А вот жизнь в монастыре у отца Емилиана дала мне ключ и к чтению Ареопагита и, конечно, к пониманию глубины, настроя и веры древней монашеской традиции.
— Вы обсуждали богословские вопросы с отцом Емилианом?
— Что интересно, я не помню НИЧЕГО из наших бесед с отцом Емилианом на богословские темы! Ни слова! Я помню свои вопросы о грехах, а о богословии нет. Отец Емилиан звал меня к себе раз в несколько недель, обычно среди ночи, и начинал говорить. "Ты знаешь, что такое Литургия?" — спросил он меня однажды. "Отче, расскажите вы", — ответил я. И он с такой же элегантностью и точностью движений, с какой гейша раскрывает свой веер, раскрыл передо мной литургическое богословие. Из этой беседы я не помню ни слова, а записывать я не пытался.
Двадцать лет спустя, в конце 1990-х, я снова был в Симонопертра. Мне рассказывают: "Знаешь, выходит второй том проповедей отца Емилиана". Я попросил у него экземпляр. И тут монах сказал: "Знаешь, посмотри такую-то и такую-то проповеди, потому что они очень похожи на то, что ты сам нам говорил". Я проверил и поразился: это же все то, что я пытался сказать в своих проповедях и книгах. Только сказано за 18 лет до меня. Значит то, что я пишу, то, над чем я работаю, дал мне он? Наше общение протекало не через слова, а через пример его собственной и жизни и жизни всего его монастыря.
Когда я вернулся к академической жизни и стал преподавать богословие в Америке, то я подумал, что лучшим стартом будет перевод кого-нибудь из известных Отцов. Я выбрал прп. Симеона Нового Богослова, потому что его этические сочинения прежде никогда не переводились на английский. Я даже опубликовал эту работу. Когда я читал прп. Симеона, мне казалось, что я слышу отца Емилиана. Так же было и с чтением Дионисия Ареопагита. Он — как очки, при помощи которых я читаю Отцов, и древних, и современных, через которые я вижу жизнь Церкви. И это очень дорогие очки.
Я помню также, как я пришел впервые к старцу Паисию. Помню дорогу к его келии, дерево, било... Ты позвонишь, а потом ждешь… и ждешь… и ждешь. А потом появляется этот небольшой человек с старой рясе и каких-то тапках. Он поговорил со всеми, кроме меня, потому что я плохо говорил по-гречески.
В конце разговора он сказал одному молодому человеку: «Димитрий, дитя мое, не бойся. Я творил бдение накануне праздника Воздвижения Креста Господня и вдруг услышал грохот на крыше и противный голос: «Паисий». Я вышел и увидел демона. Такого огромного я никогда не видел прежде! Я вернулся и произнес: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…». В ответ вновь ба-бах-ба-бах по крыше и снова голос: «Паисий». Я опять: «Кресту Твоему…». Так продолжалось много раз. Это было лучшее бдение в моей жизни».
Я про себя подумал: это ведь как история из жизни отцов-пустынников, а он ее рассказывает так что она абсолютно реальна. Он боролся с бесами точно так же, как прп. Антоний Великий в IV веке!
Годы спустя, я поехал к своим друзьям в Калифорнию и рассказал эту историю своему приятелю священнику.
Он ответил: «Да, я вот тут ездил в Филофей, монастырь старца Ефрема. Нам показывал монастырь молодой монах. Он нас спросил:
-- Знаете ли вы про святого человека на Афоне?
-- Нет.
-- Ну про старца Паисия... Неужели не знаете?
-- Нет, не знаем.
-- Ну тогда я вам расскажу одну историю. Один молодой человек, философ из Афинского университета, приехал на Афон. Он был абсолютный атеист: вся эта религия полная чушь и глупости. Но он слышал о святом человеке и решил с ним поговорить. Старец его принял и спросил: «Что тебе нужно, дитя мое». Он ответил: «Докажи, что Бог есть. Ну, докажи». Старец сказал: «Невозможно доказать, что Бог есть». Философ говорит: «Тогда зачем верить в то, что невозможно объяснить?» А старец ответил, что и не нужно ничего доказывать. Он верит в Бога, потому что это очевидно. И отцы в монастыре верят в Бога. А потом он позвал ящерицу, которая жила неподалеку и иногда прибегала к старцу. Отец Паисий спросил ее: «А ты веришь в Бога?» Она поднялась на задние лапки и кивнула головой. Так вот этим философом был я, и больше я с Афона не уходил.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Семь «грехов» Ватопеда Недавно в Россию приезжал Пояс Пресвятой Богородицы. Привозил его игумен афонского монастыря Ватопед, архимандрит Ефрем. После возвращения в Грецию игумен был арестован по обвинению в причинении ущерба государству. Несмотря на то, что сейчас архимандрит Ефрем находится на свободе, обвинение с него по-прежнему не снято. Корреспондент «НС» отправился на Афон, чтобы лично ознакомиться с обстоятельствами дела
Псково-Печерский монастырь: Открытая крепость Псково-Печерский монастырь — единственный на территории России, который никогда не закрывался. Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.
Монастырь-миссионер Наверное, нет такого русского человека, который ничего не слышал о преподобном Сергии Радонежском. Ученики преподобного и насельники основанной им обители, ставшей впоследствии Свято-Троицкой Сергиевой лаврой, основали сотни монастырей по всей России, так что Лавру можно считать монастырем-миссионером
Монах–номинант на Нобелевскую премию выкупил из тюрьмы 15 тысяч человек Архимандрита Гервасия (Раптопулоса) из Салоник выдвинули на Нобелевскую премию мира. За последние 35 лет он выкупил из тюрьмы более 15 тысяч человек. После нескольких бесед с ним один известный преступник-рецидивист решил уйти на Афон. Комментируют российские тюремные священники.
«Наше поколение – гумус, на котором вырастут будущие монахи» Накануне дня памяти отца всех монахов прп. Антония Великого, разбираемся кто сегодня приходит в монастырь, почему духовники не благословляют иноков на отшельничество в лесах и можно ли привыкнуть к городскому шуму за стенами обители. Рассказывает благочинный Спасо-Прилуцкого Димитриевского монастыря в Вологде иеромонах Александр (Кораблев)
Монашество в Америке: женская обитель с афонским уставом 18 православных греческих монастырей были открыты в Америке за два последних десятилетия и большинство из них – женские. Американские монахини живут по строгому афонскому уставу и упражняются в Иисусовой молитве. Смотрите наш фоторепортаж из калифорнийского монастыря в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», экскурсию проводит сама игумения – матушка Маркелла
Протоиерей Павел Великанов: Активность монашествующих стала неожиданностью Главный редактор сайта «Богослов.ру» – интернет-площадки, на которой происходила наиболее бурная дискуссия вокруг проекта Положения о монастырях и монашестве, пояснил, почему редакция сохраняла даже самые острые комментарии и как состоявшаяся дискуссия повлияет на утверждение этого документа Межсоборного Присутствия
Архимандрит Ефрем Ватопедский о монашестве и священстве 5 июля память всех преподобных отцов Святой Горы. Должен ли монах стремиться к священству, как отбираются кандидаты в священный сан, как происходит рукоположение на Афоне, и как его самого напутствовал к священству старец Иосиф Ватопедский, рассказал журналу «Нескучный сад» настоятель афонского монастыря Ватопед архимандрит Ефрем (Кутсу).
Где затворился святитель Феофан? Наш корреспондент побывал в монастыре, где святитель Феофан Затворник провел последние 23 года своей жизни и написал самые свои значительные произведения. Как выглядит это место? В дополнение к предыдущей статье мы публикуем фоторепортаж из Выши и знаменитого Успенского монастыря под Рязанью
Святитель Феофан – блогер в затворе 23 января и 29 июня празднуется перенесение мощей святителя Феофана Затворника. Более десяти лет прошло с того дня, когда его мощи вернули в Казанский храм Вышенской обители, в которой он прожил последние 23 года своей жизни, не выходя из кельи
Святыни Европы: древнейший монастырь Самый древний монастырь Западной Европы, история которого к тому же никогда не прерывалась, находится в Швейцарии, в городе Сен-Мориц. Это монастырь святого Маврикия (IV век). По древности он не уступает монастырю святой Екатерины на Синае
Святыни Европы: Сербский Афон Монастыри Овчарско-Кабларского ущелья на Западной Мораве называют «сербским Афоном» — так писал о них святитель Николай Сербский. Но своему названию они обязаны не только великому богослову. В XIV веке афонские монахи основали здесь настоящую монашескую республику
Страсти по уставу: почему положение о монастырях и монашестве вызвало споры? За чередой «жареных тем» светские СМИ пропустили, может быть, самую острую церковную дискуссию за последние годы. Споры вокруг Положения о монастырях и монашестве, вынесенного на открытую дискуссию Межсоборным Присутствием показали много неожиданного в сегодняшнем состоянии русского монашества. О чем спорили в Церкви и закончились ли эти споры? «Нескучный сад» попытался разобраться в этом вопросе.
Научиться монашеству по книгам? Как быть, если в монастыре нет духовного руководства, можно ли учиться монашеству по творениям Святых Отцов, каковы в принципе источники духовного опыта современного монаха – пример прп. Паисия Величковского вспоминает АННА ОЛЬШАНСКАЯ
Большое сердце отца Лонгина 2 октября Патриарх Кирилл в ходе своего визита в Черновицкую область Украины побывал в доме для детей-инвалидов при Вознесенском в Банченском мужском монастыре. На границе Украины с Румынией, в Свято-Вознесенском монастыре живут два одиночества — сироты и монахи. Одни сами отказались от мира, приняв постриг, от других отказались родные. Настоятель монастыря архимандрит Лонгин (Жар) стал отцом и тем и другим. Наш корреспондент побывал в этом монастыре за несколько месяцев до приезда Патриарха.
Епископ Пантелеимон о монашестве Мирянам образец монахи, а монахам – ангелы, напоминает старую отеческую поговорку епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН. Смотрите ВИДЕО, в котором владыка рассказывает, почему без возрождения монашества невозможно возрождение Церкви в России и как тем, кто чувствует в себе желание иноческой жизни, не дать миру заглушить в себе Божий призыв.
Как жили древнерусские монахи под руководством преподобного Феодосия 27 августа церковь вспоминает одного из основателей Киево-Печерского монастыря – преподобного Феодосия Печерского. Его житие и летописные источники дают нам возможность проследить за первыми шагами русского монашества и посмотреть, как был устроен иноческий быт.
Пасха в Оптиной пустыни: как будет выглядеть обновленный собор? В Оптиной Пустыни художники заново расписывают центральный Введенский собор. На Пасху леса были сняты и нашему корреспонденту повезло попасть внутрь, чтобы сделать несколько фотографий на мобильный телефон - смотрите уникальные кадры из еще закрытого для посетителей собора, а так же фоторепортаж из пасхальной Оптины
Монастыри Греции: на месте языческих капищ Паломнические маршруты по Греции часто обходят стороной две удивительные обители недалеко от Афин: женский монастырь Преображения Господня на горе Пендели и мужской монастырь святого Луки на склонах Геликона. Оба были построены на месте языческих капищ в десятом веке, в те времена, когда набеги пиратов-мусульман были особенно жестоки
Свято-Пантелеимонову монастырю на Афоне поможет Москва Свято-Пантелеимонову монастырю на святой горе Афон Правительство Москвы выделило 150 миллионов рублей. В течение долгих лет монастырь находится в бедственном положении, полученные деньги будут потрачены на реставрацию исторических построек обители.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.