Нескучный сад - Журнал о православной жизни

ЕГЭ: Смухлюй, или проиграешь

№0'0000 Общество  04.06.13 08:37 Версия для печати. Вернуться к сайту

Второй акт экзаменационной драмы продолжается. Скандал с массовой утечкой материалов ЕГЭ начался 27 мая, когда во время экзамена по русскому язык у в интернет попали контрольно-измерительные материалы экзамена, об этом мы писали. 1-2 июня в сети появились материалы экзамена ЕГЭ по математике, который прошел 3 июня. По словам очевидцев - как и на экзамен по русскому языку, школьники пришли вооруженными до зубов: ответы были у большинства.

Родители, получившие доступ к заветным материалам, еще в выходные делились контрольными точками: если в задании таком-то речь пойдет о том-то, значит, материалы актуальные. Слито было несколько разных вариантов заданий; последний вброшенный вечером 2 июня оказался актуальным. На разных площадках интернета коллективно решались задачки нужных вариантов и сводились в общие таблицы. Даже те, кто не искал материалы сам, получил их от друзей и одноклассников – присылали или по доброте душевной, или с просьбой решить.

Более амбициозные дети проработали дома задания части С. Менее амбициозные – притащили с собой готовые решения и устроили очереди в туалеты. Просто поразительно, какая массовая эпидемия энуреза разразилась в пунктах приема экзаменов. В одной московской школе на стене туалета заблаговременно написали нужные формулы, к ним тоже было паломничество.

Впечатления очевидца: "В моем классе несколько человек точно знали ответы ЕГЭ. Мальчик принес два телефона, один сдал, а другой взял с собой и по нему смотрел, какие ответы есть в сети. Ребята выходили в туалет по 5 раз. Девочка поставила на столе лекарства (у нее астма), учительница попросила убрать все в сумку, а когда они понадобятся ей, она выходит с сумкой и естественно пользуется всем содержимым сумки. Всем было очевидно, что все скатывали и списывали".

Еще впечатления: «Списывали валом. Выходили в туалеты много. Посторонние дети, не стесняясь, обсуждали до экзамена, каким количеством вариантов обладают. После экзамена прямо во дворе школы громко обсуждали, что задания совпадали».

Еще: «В туалете из-за пазухи доставали прямо куски ватмана – а там готовые варианты – тютелька в тютельку!».

В некоторых пунктах сдачи экзамена все было жестко и строго: телефоны отнимали, туалеты проверяли, провинившихся выгоняли. Но, строго говоря, ни контроль за туалетами, ни изъятие мобильных проблему не решат: готовые решения на экзамен проносят или на старых добрых шпаргалках, или в голове - ознакомившись с ними накануне и как следует прорешав заранее. Вообще ужесточать контроль за школьниками – тупиковый путь, утечка образовалась не здесь, и ликвидировать ее надо выше по течению.

Рособрнадзор известил, что было около 60 случаев утечки, что просочилось «30 фрагментов» КИМов, но утечки были несерьезные – все больше прошлогодние или тренировочные материалы. Виновные, разумеется, обнаружились где-то на Дальнем Востоке и в Башкортостане, и это, разумеется, школьники, и всем им, ай-яй-яй, придется сдавать ЕГЭ на следующий год.

Сливным потоком, вышедшим из берегов, уже фактически смыло весь ЕГЭ, а Рособрнадзор с холодным самообладанием констатирует отдельные утечки. Хотя впору бы извещать, как дворецкий в старом анекдоте: к вам Темза, сэр!

Все это ставит перед обществом еще несколько серьезных проблем – ну, кроме проблемы «что делать с ЕГЭ». Во-первых, результаты ЕГЭ окажутся массово сфальсифицированными, и в вузы пойдет поток абитуриентов с непредсказуемым и неопределимым качеством подготовки. По-видимому, вузы будут выставлять какие-то дополнительные барьеры на этом пути.

Во-вторых, в ближайший год резко возрастет значение олимпиад – альтернативной возможности попасть в топовые вузы. Возможность создавалась для того, чтобы эти вузы могли найти в общей массе действительно талантливых детей, но, разумеется, в системе олимпиад тоже есть масса коррупционных возможностей, которые, по-видимому, тоже будут эксплуатироваться нещадно. Давление в системе олимпиад, скорей всего, сильно повысится.

В-третьих, поскольку дети в выпускном классе и так все свое время предпочитают отдавать подготовке к ЕГЭ и олимпиадам, понятие «программа» в 11 классе просто теряет смысл, равно как и классно-урочная система. Очень может быть, что уже в ближайшие год-два в 11 классе окончательно прекратится преподавание предметов по программе, и этот год станет годом самостоятельной (или с помощью школы, или с помощью репетиторов) подготовки к экзаменам. Очень вероятно, что сильно вырастет нагрузка на экстернаты.

В-четвертых, что самое скверное, - в результате всех этих событий в проигрыше остались те дети, которые честно пытались готовиться к экзаменам самостоятельно. Именно они последними сидели в классах, додумывая и дописывая ЕГЭ, когда их веселые ровесники, все скатав, убежали прочь. Перед семьями выпускников встает серьезный выбор: если все участвуют в массовых махинациях, следует ли принимать в этом участие – ясно понимая, что честный и принципиальный выбор оставляет тебя в аутсайдерах конкурентной борьбы при поступлении в вуз. Ну как если бы на соревнованиях по барьерному бегу части бегунов убрали барьеры, а части оставили: беги честно, если хочешь. И когда страна все новое поколение своих граждан ставит перед принципиальным выбором «смухлюй, или проиграешь» - то перспективы ближайшего будущего у такой страны крайне неприятные.