Вучик Вукан Р. Транспорт в городах, удобных для жизни / Пер. с англ. А. Калинина под научн. ред. М. Блинкина. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2011 (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»)
Пространство города давно уже стало самостоятельным явлением, объектом, наделенным своей жизнью, живущим по своим законам и правилам. Необходимым условием существования такого сложного живого объекта должно стать изучение всех его структур, видимой и невидимой механики, скрупулезного выяснения причин его неисправностей и по возможности безболезненных методов их устранения. В нашем невинном в этом смысле отечестве не так давно вышла книга, наглядно и просто демонстрирующая, как с подобными задачами справляются в других странах: Вукан Р. Вучик «Транспорт в городах, удобных для жизни».
Вучик — эксперт по городскому планированию и вопросам транспорта, независимый консультант мэрий Белграда, Мехико, Неаполя, Нью-Йорка, Рима и Торонто, профессор Университета Пенсильвании в США. С виду ужасно ученая и непосильная для обычного читателя книжка. На самом же деле она прекрасно написана, так же переведена и читается легко и с интересом. Особое значение этому и без того внушительному изданию придает любопытный факт: это, кажется (впрочем, могу и ошибаться), первое в России издание, профессионально и понятным человеческим языком говорящее о том, что касается каждого горожанина, а москвичей особенно. Вот попробуйте датировать, к какому времени относится следующее утверждение (цитата из материалов «Конференции американских городов»): «…если исключить разговоры о погоде, то мы не найдем иного вопроса, который бы обсуждался в наших городах столь активно, как проблема парковок». Догадались? Наверняка неправильно. Это было записано в 1928 году! Мы же подобрались к вопросу неизбывных пробок почти 100 лет спустя. А значит, нам есть чему учиться, тем более что наши (и наших властей) представления о городских транспортных системах основаны на феерической смеси домыслов, легенд и частного опыта заграничных поездок. В то время как на Западе проблема транспортных систем уже давно породила науку, занимающуюся этими вопросами.
Пример из совсем недавнего прошлого: на дорогах Москвы появились выделенные полосы для городского транспорта. Немедленно общество автолюбителей разделилось на тех, кто за, и, соответственно, тех, кто против непопулярного нововведения. Среди первых вашему покорному слуге довелось, кажется, остаться в энергичном и упорном одиночестве, обусловленном не только лишь привычкой спорить, но в большей степени тем, что мне довелось стать одним из той тысячи счастливчиков (размер тиража), кто прочитал Вучека. Если бы не эта книга, я, пожалуй, возглавил бы движение против выделенки для и без того наглых троллейбусов; но случилось иначе — и теперь вот рассуждаю о пользе чтения, неудобных дорог и реверсивных полос.
Читать Вучика полезно хотя бы потому, что он спокойно, по-деловому разделывается с основными мифами, касающимися пробок, общественного транспорта, парковок и проч. Еще вчера я, например, был готов идти на баррикады ради бесплатных парковок в центре Москвы. Сегодня я, конечно, тоже буду ругаться, что их нет, но на баррикады все же не встану, а завтра, глядишь, и вовсе рвану на метро. В книге изложены простые и очевидные вроде бы истины, против которых и возразить-то нечего. И хоть внутренний мой заядлый автомобилист и корчится в судорогах при мысли о трамвае, но железная диктатура пожирателя бензина уже кончилась. Пешеход важнее автомобиля, велосипедист и автобус — важнее автомобиля, многополосные проспекты и шоссе внутри города — скверное решение, парковка должна быть платной. Все автомобилисты равны. Еще раз перечитайте, все это правда. И наконец, пал основной московский миф — что проблему транспортных заторов следует решать за счет строительства новых дорог. Думать так — чудовищная ошибка, приводящая к заторам, транспортному коллапсу и элементарной невозможности дышать.
Очевидная логика: строим новые и удобные дороги — провоцируем горожан покупать машины и ездить на работу исключительно на частном транспорте, что, разумеется, приводит к пробкам, часовым опозданиям на встречи и стремительному оскудению любви к ближнему. Если не будем строить дороги, а станем, наоборот, развивать городской транспорт, чтобы он стал удобным, быстрым, дешевым и свободным, получим счастливых добродетельных обывателей, мирно трясущихся на работу в просторных и уютных вагонах метро или с любопытством приникнувших к чистым окнам теплых автобусов — а что это за храм чудесный из-за поворота показался?
Представьте: пешеход, свободно гуляющий по городу, без опаски быть сбитым, никогда не вынуждаемый опускаться под землю, ну разве только ему самому захочется в метро, свободные тротуары, чистый воздух, улыбающийся прохожий… Все это не сказка, все это работает во многих городах мира, люди так живут, считая это нормой, ведь нужно совсем немногое, нужно лишь соблюдать несколько нехитрых правил, которые последовательно и неразумно нарушаются у нас. Хотя появились же полосы для автобусов, глядишь, и до улыбок дело дойдет.
Вот бы эта книга попала на стол нынешнего мэра, вполне вероятно, наш многострадальный мегаполис хоть немного стал бы напоминать те далекие города, удобные для жизни.
Егор ОТРОЩЕНКО
Версия для печати