Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Древнерусская традиция: кланяться в землю, но на коленях не стоять

№0'0000 Жизнь в Церкви  21.06.13 19:35 Версия для печати. Вернуться к сайту

Стояния на коленях в дораскольной русской Церкви вообще не было. Молились, касаясь земли коленями и лбом. Молитва на коленях, скорее, западная традиция, но если на приходе такая традиция сложилась, то не надо ей себя противопоставлять, считает священник Иоанн МИРОЛЮБОВ, секретарь комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей (ОВЦС):Подручники - коврики или, скорее, тонкие подушки, которые подстилаются, чтобы не испачкать руки во время земных (великих) поклонов

— О том, как молиться в храме и дома, сколько, когда и каких клать поклонов, сказано не только в богослужебных уставах и уставах о домашней молитве, но даже в решениях Вселенских соборов. Так, 20-е правило 1 Вселенского собора повелевает в воскресные дни и во все дни Пятидесятницы не совершать коленопреклонения.

Священник, литургист Михаил Желтов считает, что эти запреты относятся к коленопреклоненным ектениям, остатком которых в нашем богослужении являются молитвы на вечерне в день Пятидесятницы (которая в современной практике совершается после литургии).

Я согласен с отцом Михаилом, ведь по старообрядной традиции эти постановления не означают абсолютного запрета на земные поклоны.

Земные поклоны есть выражение усиленной молитвы или особенного благоговения, и в старообрядческой традиции их кладут при поклонении святыням, например, при пении величаний пред иконой праздника или во время важнейших моментов богослужения, при этом не имеет значение, воскресный или праздничный день, или даже Пасха.

Например, их совершают во время поклонения Плащанице в Великую субботу при пении гимна Богородице «Достойно есть» или во время чтения молитвы анафоры на литургии, когда происходит пресуществление Святых даров.

По древним русским уставам всегда полагается земной поклон на «Достойно есть» или во время Пасхи на задостойник «Светися, светися».

Также по древним уставам, молитвы на вечерне Пятидесятницы, хотя и называются коленопреклоненными, но совершаются в землю, не стоя на коленях, а лежа ниц. Стояния на коленях в дораскольной русской Церкви вообще не было. Молились, касаясь земли коленями и лбом. Молитва на коленях, скорее, западная традиция.

Когда Малороссию присоединили к России, и произошло соединение Русской и Украинской Церквей, были восприняты и некоторые обычаи, усвоенные от униатов. Но в Русской Церкви они были категорически запрещены, чтобы даже внешне подчеркнуть наше отличие от латинян. Например, в дораскольничьих служебниках во время некоторых священнических молитв ясно указывалось «руки не воздевать», потому что так делали у римо-католиков. Священники снова стали воздевать руки после реформ Никона, а у старообрядцев до сих пор такого нет.

Я сам родом из Риги, неплохо представляю, как молятся католики и могу сказать, что они часто молятся на коленях, что и в православных храмах, хоть реже, но встречается. Но такого никогда не бывает у старообрядцев. Такое противостояние началось, наверно, еще со времени вторжения римо-католических рыцарских орденов на Русь, при Александре Невском, который заключал союзы с татаро-монголами, не покушавшимися на православную веру, но воевал с римо-католиками, которые хотели привнести на Русь свое учение и обычаи.

Особенно начали подчеркивать отличие русских обычаев при Патриархе Филарете (Романове). В 1620 на Московском соборе было строго сказано – крещенных по католическому обычаю обливанием перекрещивать, поскольку католиков считали еретиками.

При этом надо заметить, что слово «ересь» тогда было очень широким понятием. На современном богословском языке ересь – это крайнее отступление от православного христианства, от самих догматов Церкви. А в то время в понятие ереси входило любое удаление от мнения Церкви.

В заключение хочу сказать, что даже если вы знаете, как кланялись и молились в какой-либо исторический период в Русской церкви, и видите, что где-то поступают по-другому, главное — хранить мир.

И если в каком-то храме уже сложилась своя традиция, лучше поступать в соответствии с этой традицией, а не противопоставлять себя ей. Если же вы хотите что-то изменить, обратитесь к священноначалию. Мне кажется главным достоинством старообрядного богослужения именно единообразное поведение молящихся, дорожащих своим единством в совместной молитве.