На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема №6(17)'2005

Чрезвычайная ситуация и приход


Версия для печати
09.12.05, 16:20

В нашей стране есть умело организованная служба спасения – МЧС. Ее бойцы могут разбирать развалины, выводить из шока, эвакуировать людей, организовывать питание и восстанавливать коммуникации.
Но еще в любой беде человеку необходима духовная поддержка, которую оказать может только Церковь. А чем еще может помочь Церковь при ЧС?


Ленск-2001. Микроавтобус УАЗ ("буханку") глыбами льда внесло в дом


Информирован -- значит вооружен

Церковь может успешно информировать людей о чрезвычайной ситуации (ЧС). Но прежде чем оповестить, необходимо как можно полнее разобраться в том, что происходит. В августе 2002 года город Курганинск Краснодарского края подвергся быстротечному смерчу и ливневым дождям. Погибло 59 человек, более 1000 домов было полностью разрушено. Первое, что сделал настоятель храма Вознесения Господня прот. Валерий Коваленко, -- было уточнение информации о стихийном бедствии. «Я сел в машину и поехал разбираться. Вода поднималась быстро, это было страшно», -- рассказывает отец Валерий. Настоятель применил старый и действенный способ оповещения: «Наш храм звонил в колокола. Мы должны были хоть как-то предупредить людей, которые находились дальше нас по течению. А сейчас даже МЧС включило колокольный звон в систему оповещения».
Иеромонах Варлаам (Якунин), настоятель храма вмч. Георгия Победоносца в селе Акташ Алтайского края, оказался в сентябре 2003 года в эпицентре мощного землетрясения. После каждого из трех 8-9-балльных толчков священник собирал сведения о разрушениях и сообщал односельчанам. «Верная информация играет успокаивающую роль», -- убежден отец Варлаам. Заметим, что настоятелю местной (городской, сельской, станичной) церкви всегда легче получить достоверные сведения, ведь он официальное лицо, всегда знакомое местной власти.

Добрый пастырь
Конечно же, всякий добрый пастырь старается спасти своих овец. Когда в июле 2000 года на город Тырнауз (Кабардино-Балкария) хлынули воды реки Баксан, перекрытой сошедшим с гор грязевым селем, настоятель храма Георгия Победоносца Игорь Розин одним из первых подключился к спасательным работам, т. к. был профессиональным спасателем МЧС. Только по воскресеньям он снимал комбинезон, облачался в священные одежды и служил литургию.
Активно участвовал в спасении односельчан и настоятель Троицкого храма села Казачинское Красноярского края прот. Иоанн Семенов. К селу подступил лесной пожар -- частое бедствие в таежном районе. «Это было так неожиданно! Помню, я только что вернулся с литургии, -- рассказывает отец Иоанн. -- Увидел клубы дыма на окраине села, понял, что случилась беда. Тут мне позвонил кто-то из прихожан, рассказал о пожаре, просил помолиться. Я вернулся в церковь и отслужил молебен иконе “Неопалимая купина”. Потом поехал на пожар и стал помогать жителям уцелевших домов обливать их водой, чтобы не загорелись».
Часто оказывается в опасности и сам храм. Тогда батюшки стараются привлечь прихожан к спасению святынь. Так поступил о. Валерий Коваленко из Курганинска. «Все помогали спасать вещи из помещений при храме. К сожалению, не успели спасти библиотеку, ее затопило. Но в остальном почти все сумели сохранить», -- рассказывает батюшка. Настоятель храма свт. Иннокентия Московского в городе Ленске иеромонах Иннокентий (Ташкинов) вспоминает: «После второй волны дом, где я жил, затопило по окна второго этажа. Наводнение длилось около пяти суток. Я и еще несколько человек спасались на чердаке. Со мной была дароносица и напрестольный крест».

Приютить и обогретьПосле ЧС оставшиеся в живых люди часто оказываются без крова, без еды и воды. Многие добрые пастыри организуют ночлег и питание для потерпевших. В мае 2002 года произошел прорыв дамбы на реке Исеть в Курганской области. Город был затоплен, сотни жителей города Шадринска оказались без крыши над головой. Вместе со спасателями на помощь людям пришли прихожане храма свт. Николая во главе с настоятелем прот. Михаилом Тихоновым. «Народ обращался в храм за помощью, -- рассказывает отец Михаил. -- Мы с прихожанами организовали питание -- в храме был запас продуктов, поселили нуждающихся в нашем приходском домике, раздавали необходимую одежду, помогали с восстановлением утерянных документов».

Сила молитвы
Для людей, живущих с Богом, нет никакого сомнения в том, что в беде нужно прежде всего уповать на милость Божию, постоянно молиться. Поэтому одной из главных форм участия Церкви в чрезвычайных ситуациях является молитвенное делание. «Когда мы узнали о наводнении, -- рассказывает отец Михаил Тихонов из Шадринска, мы сразу начали молиться -- в требнике есть молитва от наводнения, кроме того, молились и нашему покровителю свт. Николаю. На молебен собрался весь приход. И что вы думаете? Один из наших батюшек жил как раз в районе, оказавшемся тогда затопленным. Так вот, вода остановилась, дойдя как раз до его дома! Дальше не двинулась!» Часто случается так, что общая беда и участие в человеческих судьбах представителей Церкви оказывают благотворное влияние на отношение нецерковных людей к Церкви. Многие после ЧС приходят в храм. Так было и в селе Чашинском Курганской области, сильно пострадавшем в мае 2004 года от лесного пожара. Сгорело 350 домов, девять человек погибло, было много раненых. Но жители поселка уверены: ущерб и количество жертв были бы больше, если бы не заступничество Божией Матери. В Чашинском церкви нет, но на помощь пришел настоятель расположенного в соседнем селе Введенского храма прот. Сергий Еремеев. Он совершил облет горящей территории на самолете МЧС с Казанской иконой Божией Матери. «После облета пожар пошел на убыль», -- рассказал батюшка. По его словам, после пожара авторитет Церкви в селе настолько возрос, что сейчас жители Чашинского собирают средства на свой храм, уже есть проект. Отец Сергий прекрасно, на наш взгляд, сформулировал отношение к молитве во время чрезвычайной ситуации: «Священнику в такой ситуации нужно только просить у Бога помощи, все остальное берет на себя администрация».
Молитва святого отвращает беду

Молитва -- главное дело христианина, а во времена чрезвычайные -- его основное оружие. Сила молитвы зависит от степени преданности человека Богу. Святые могли изменять естественные законы природы, им покорялись и дикие звери, и стихии. Герасим Иорданский приручил льва, Сергий Радонежский воскрешал мертвых, наш современник свт. Иоанн Шанхайский (Максимович) останавливал ураганы.


Свт. Иоанн (Максимович)Свт. Иоанн (Максимович) родился в России, в 1921 году его семья эмигрировала в Белград. В 1926 году будущий святитель был рукоположен во иеромонаха, в 1934 году возведен в сан епископа Русской Православной Церкви за границей и назначен в Шанхайскую епархию. С приходом коммунистов к власти русские в Китае вынуждены были бежать, большинство -- через Филиппинские острова. В 1949 году на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тыс. русских. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые часто проносятся над этим сектором Тихого океана. И в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только один раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Они имели в виду владыку Иоанна, ибо пока он был там, тайфун ни разу не пришел на острова. Когда же лагерь был почти эвакуирован, люди переселены в другие страны (главным образом -- в США и Австралию) и на острове оставалось только около 200 человек, страшный тайфун обрушился на него и полностью уничтожил лагерь.

(Из книги Серафима Роуза «Блаженный Иоанн Чудотворец», Русский паломник, 1993)

Новое слово -- теракт
После теракта в Беслане руководство некоторых больниц, например 9-й ДКБ, само обратилось к Церкви за помощью. После тяжелейших психических переживаний детям и их близким требовалась помощь священника. Вот что говорит иерей Станислав Базаев, клирик храма Ризположения в Леонове, посещавший детские больницы № 7 и 9, а также НИИ педиатрии и детской хирургии: «Все дети, с которыми мне довелось общаться, реагировали на священника положительно, многие радовались, черная ряса их не отпугивала. Они хотели просто выплакаться. Я слышал об опасениях, что лучше не напоминать пострадавшим о травме. Но практика показала, что все зависит от того, как вы расспрашиваете об этом ребенка. Каково ваше участие в его проблеме, насколько искренне вы переживаете его боль. И конечно, перед такой беседой нужно хорошо помолиться. Наши беседы перемежались с разговорами о добре и зле, о Боге, ангелах и т. д. Людям нужно было живое участие, простые человеческие слова утешения, они хотели быть уверены, что о них помнят, знают, переживают трагедию вместе с ними».
Во время трагедии в «Норд-Осте» с родственниками заложников также находились священники. Иерей Александр Лаврухин, бывший на месте событий вместе с настоятелем храма царевича Димитрия протоиереем Аркадием Шатовым, рассказал, что в помещении школы, где были собраны родственники заложников, была устроена молельная комната, служились молебны. Здесь же можно было поговорить со священником. «Мы ходили по залу, где сидели родственники, и готовы были оказать любую помощь, -- вспоминает отец Александр, -- Поведение православных заметно отличалось от неправославных. На лицах неверующих было отчаяние, у верующих же читалась надежда и упование на Бога, они воспринимали слова священника, слышали его. Молитва тут главное, она может утешить лучше любого действия».
Конечно, самоотверженное служение Церкви во время терактов осуществлялось не только в столице. 5 декабря 2003 года в Ессентуках была взорвана электричка. Погибло 130 человек, около 170 было ранено. С первого же дня трагедии Церковь проявляла заботу о раненых, попавших в городскую больницу. Прежде всего пострадавших навестил епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан с группой священников. Владыка беседовал с людьми, успокаивал их. Активное участие в помощи пострадавшим принял и протоиерей Алексий Стасюк, клирик Покровского храма в селе Новоблагодарное. Узнав о трагедии, священник примкнул к отряду МЧС и помогал эвакуировать раненых, а потом каждый день служил молебны в больнице, причащал верующих.
Не остался в стороне от бедствующих иерей Сергий Фейзулин из Каспийска, где 9 мая 2002 года был взорван террористами жилой дом. Отец Сергий не только молился о погибших и оставшихся в живых, но и всеми силами утешал людей. «Во время терактов самое главное -- не действовать механически, не произносить шаблонных фраз, стараться понять людей, почувствовать момент, когда нужны слова утешения, а когда они будут выглядеть лицемерными. Молитва -- это, на мой взгляд, не только произнесение богослужебных текстов, но и делание. Поначалу бывает сложно понять -- почему страдают люди, умирают дети? А потом осознаешь: это искупительная жертва, чтобы мы научились любить. Чтобы старались успеть делать добро», -- уверен он.
Отец Сергий затрагивает очень сложную проблему: как осознать значение бедствия? Люди, особенно далекие от Церкви, часто оказываются неспособными это сделать. Верующим же в такие минуты легче. Приведем еще одно свидетельство иеромонаха Иннокентия (Ташкинова) о наводнении в Ленске: «Когда вода начала подступать, несколько наших прихожан вышли с иконами на улицу и стали молиться, а в их адрес послышались выкрики и насмешки: “Где же Бог, что допускает такое несчастье?” В целом же наши прихожане демонстрировали более стойкое поведение, хотя по глазам было видно, что на душе у них очень тяжело».

Никто, кроме Церкви
Есть функции, которые во время чрезвычайной ситуации может выполнить только Церковь -- прежде всего потому, что специальные службы бывают заняты своими основными задачами. Речь идет о персональной работе с пострадавшими на уровне личных потребностей каждого. Церковь, обладая большими потенциальными ресурсами добровольцев, эти потребности может удовлетворить.
После терактов в московском метро, катастрофы в аквапарке, теракта в Беслане в московские больницы, куда были привезены пострадавшие, с предложением помощи обратились священники, прихожане московских храмов, сестры милосердия. У постели некоторых больных -- как правило, тех, кто находился в шоковом состоянии -- было организовано круглосуточное дежурство. Организованные Церковью сестры милосердия в первые же дни провели опрос и составили список первостепенных просьб, после чего привезли все необходимое -- от одежды до SIM-карт для мобильных телефонов, видеоаппаратуры и кассет с мультфильмами и сказками для детей. Сестры милосердия обращают внимание на разные неудобства, которые причиняют страдания больному. Пострадавшие в Беслане мать и дочь, лежавшие в ГКБ № 67 Москвы, находились в палате, где было холодно. Сестры заклеили в палате окно и купили обогреватель. Обращать внимание на такие «мелочи» государственные службы просто не имеют возможности.

Церковь без границ
Наконец, Церковь часто централизованно собирает гуманитарную помощь: продукты, одежду и другие необходимые вещи. На общецерковном уровне такую деятельность ведет Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. На уровне же отдельных епархий в качестве координаторов выступают все те же отцы-настоятели. «Помощь пришла из Тулы, Туапсе, Москвы -- незнакомые люди видели по телевизору репортаж и помогали, -- вспоминает прот. Валерий Коваленко из Курганинска. -- Присылали вещи, продукты, деньги. Мы раздавали помощь всем, требовали только паспорт, чтобы не приходили по нескольку раз. К нам обращались даже сектанты -- это не тот случай, когда нужно разделять на своих и чужих». В Тырныаузе гуманитарная помощь, присланная Ставропольской епархией и приходами Нальчика, поступала к пострадавшим от наводнения через храм вмч. Георгия. Надо отметить, что благотворители, жертвующие деньги в помощь пострадавшим, часто больше доверяют представителям Церкви, чем гражданским лицам.
Есть примеры подобного служения и в других церквях. В прошлом году на побережье Индийского океана обрушилось разрушительное цунами. Власти Индии отказались принимать помощь других государств, и тогда местная Сирийская Маланкарская церковь бросила клич среди верующих по всей Индии, а также за рубежом. В итоге были собраны средства на строительство домов для тех, кто потерял кров -- в штате Керала было сооружено 42 новых дома на сумму 230 тыс. долларов. А для рыбаков из штата Тамилнад были куплены новые сети и оборудование на 70 тыс. долларов.

Быть вместе
Роль Церкви в чрезвычайных ситуациях очень велика. Если в вашем городе или селе произошла беда, немедленно начинайте молиться, успокойтесь и успокойте окружающих, трезво оцените происходящее, а потом свяжитесь с настоятелем вашего прихода. Вместе вам будет легче.


Ленск-2001

Алексей Реутский,
диакон Федор Котрелев
фото из архива Ильи Клеменко

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Чрезвычайная ситуация и приход

Kак осознать значение бедствия? Люди, особенно далекие от Церкви, часто оказываются неспособными это сделать. Верующим же в такие минуты легче. Приведем свидетельство иеромонаха Иннокентия (Ташкинова) о наводнении в Ленске: «Когда вода начала подступать, несколько наших прихожан вышли с иконами на улицу и стали молиться, а в их адрес послышались выкрики и насмешки: “Где же Бог, что допускает такое несчастье?” В целом же наши прихожане демонстрировали более стойкое поведение, хотя по глазам было видно, что на душе у них очень тяжело»

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.