Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Чин умовения ног: первый стал слугой

№0'0000 Жизнь в Церкви  12.04.12 19:41 Версия для печати. Вернуться к сайту

Сегодня Святейший Патриарх Кирилл совершил чин умовения ног, омыв ноги 12 священникам по образу Христа, омывшего ноги своим апостолам в знак глубокого смирения. Роль Иуды не досталась никому, а роль апостола Петра выпала протоиерею Владимиру Дивакову.



Умовение ног было совершено Патриархом Кириллом в кафедральном храме Христа Спасителя сегодня, сразу после окончания Литургии Василия Великого. После заамвонной молитвы Святейший Патриарх Кирилл вышел из алтаря на кафедру, куда следом за ним спустились и сели на приготовленные скамьи 12 священников. Патриарх Кирилл снял с себя знаки архиерейского достоинства и препоясался длинным белым полотенцем, а затем по очереди встал на колени перед каждым священником и омыл ему правую ногу, затем обтерев ее полотенцем. Чин умовения ног совершается Предстоятелем Церкви в знак глубокого смирения и служения народу Божию по образу Христа, умывшего ноги 12 своим ученикам. Евангельским основанием для появления этого чина является рассказ апостола Иоанна о том, как на Тайной вечере Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ин. 13:1-17). Сформировался чин в Иерусалиме в VI-VII веках. Так как чин не является обязательной частью богослужения Страстного Четверга, то его совершение зависит от личной воли правящего архиерея. На сегодняшний день умовение ног вошло в богослужебную практику некоторых поместных Православных Церквей, а также совершается в отдельных епархиях Русской Православной Церкви. Что касается умовения ног непосредственно патриархом, то эта традиция пресеклась на патриархе Алексие II. Вновь возродил традицию в 2009 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.


Омовение было совершено сразу после Литургии


Людей на патриаршую службу пришло достаточно много. По моей оценке, больше тысячи человек


Несмотря на всю торжественность богослужения и громогласность хора


…журналисты из светских СМИ загрустили, увидев, сколько людей намерены причаститься и как много времени это займет


Перед началом умовения ног священники вышли из алтаря и сели на скамьи


А архиереи сели на табуретки в один ряд с Патриархом Кириллом


В чине умовения ног, по крайней мере внешне, архиереи участия не принимали и сохраняли неподвижность и молчание


Диакон начал чтение отрывка из Евангелия, в котором описывается омовение ног Спасителем Своим ученикам


Во время чтения слов «и положи ризы своя» Патриарх снял с себя облачение и остался в подсаккоснике, епитрахили и поручах. Через подсакосник можно было прочитать часть надписи на патриаршем парамане "Аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу"


При соответствующих словах Евангелия Патриарх Кирилл взял лентион (широкое и длинное полотенце) и крестообразно влил воду в умывальницу


Далее в Евангелии содержатся слова: «и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан»; одновременно Патриарх Кирилл поливал водой священникам на ноги и обтирал их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной вечери, был препоясан




Если Патриарх Кирилл совершал действие дольше, чем диакон читал соответствующее место в Евангелии, то диакон раз за разом повторял прочитанные слова


Протоиерей Владимир Диваков, самый старший из присутствовавших священнослужителей, по чину символизировал апостола Петра и сначала, как и Петр, отказывался от умовения: «Господи, Ты ли мои умыеши нозе? …Не умыеши ноги моей во век». Но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», попросил омыть не только его ноги, но и руки и главу


На эти слова Патриарх Кирилл дал ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти есть бо весь чист и вы чисти есте, но не вси». По логике чина, один из священников – Иуда Искариот. Но, в отличие от апостола Петра, Иуду никак не выделяют на умовении, поэтому никто из священников его не символизирует


После омовения священники сели на свои места, Предстоятель облачился в священные одежды, сел на свое место и прочел отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл сотворенного умовения


В самом конце богослужения архиереи выстроились на солее


А священники – встали перед солеей. Патриарх Кирилл обратился к народу с первосвятительским словом, посвященным Евхаристии, как таинству, соединяющему людей в тело Церкви